Донат
Профессиональные интересы: История Церкви, Богословие

Краткая биографическая справка: Донат Казы Нигрийской, или Донат Карфагенский (ум. 355 г.) [лат] – инициатор раскола в Западной Церкви. По его имени (донатизм) названо ригористское движение, начавшееся в Африке. Донатисты совершенно не доверяли тем людям, кто по слабости своей не устоял во время гонений, полагая, что Церковь Христова разрушалась этими грехами. Донатисты исходили из принципа "Образ этого мира проходит", и все мирское, все, исходящее от государства, представлялось им сомнительным. Государственная поддержка Церкви, по их мнению, ведет к потере епископами независимости. Идеал донатисты видели в Церкви страдающей, высоко, даже чрезмерно высоко  почитали мучеников и их мощи. Во время обострения гонений на тюремных дворах собиралось много возбужденных последователей Д., что еще более усиливало преследования христиан. Епископы, которые пытались ограничить такую активность, обвинялись донатистами в измене. В ходе полемики признав рукоположение епископа Карфагена недействительным, донатисты стали избирать антиепископов, что и положило начало расколу. 
Библиография работ о персоне:

Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях / Пер. с лат. М.Ф.Высокого // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл. IV, V, XVIII, LXXIII).

Иероним. О знаменитых мужах // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. ( Гл. 93). То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. 

Белоликов В. Литературная деятельность Бл. Августина против раскола донатистов. – Киев, 1912.

Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994.  – Т. II.  

Дилигенский Г.Г. Донатизм // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.  – Т. 2.

Дилигенский Г.Г. Северная Африка В IV—V вв. М.: АН СССР, 1961. 

Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.  

Кутепов Н. Раскол донатистов // Православный собеседник. – Казань,  1883. – №№ 5, 6.; 1884. – №№ 2 – 5, 8, 9.

Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.  

Лупандин И. Донатизм // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.

Мак–Грат А. Введение в христианское богословие. – Одесса: Богомыслие, 1998. С.414–415, 438–440.

П.Новак. Донат Карфагенский // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.

Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.  

Радлов Э.Л. Донатизм //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. I.  

Троицкий В. Очерки из истории догмата о церкви. Сергиев Посад: Тип. Св.–Тр. Сергиевой Лавры, 1912. – С. 479 – 483. 

Другие публикации на портале:

Еще 9