Григорий Палама
Профессиональные интересы: Библеистика, Богословие, История

Краткая биографическая справка:

Григорий Палама, архиепископа Фессалоникийский (1296–1359) [греч] – святой, память 14 ноября. Церковный деятель и богослов, развивший  и оформивший учение Православия о взаимодействии Бога и человека, высшим выражением которого была мистико–аскетическая практика исихазма. Г.П. родился в семье крупного чиновника при дворе императора, к концу жизни сложившего государственные полномочия и принявшего монашество. Г.П. получил всесторонне и глубокое образование. С юности он общался также с афонскими иноками, пользуясь их советами и вызнавая подвижнический образ жизни, и через некоторое принял пострижение. Богословские труды Г.П., прежде всего по поводу природы Фаворского света, вызывали разное отношение к их автору. Патриарх Иоанн XIV Калека, сторонник учения Варлаама Калабрийского, отлучил Г.П. от Церкви и заключил в тюрьму; после смерти этого патриарха освобожденный Г.П. был возведен в сан архиепископа Фессалоникийского. В одном из морских путешествий Г.П. в Константинополь его судно было взято в турецкий плен, в котором святитель пребывал в течение года. За три года до кончины Г.П. вернулся в Фессалоники.

     Важнейший период в жизни Г.П. связан с его острейшей полемикой с мнениями калабрийского монаха Варлаама и монаха Григория Акиндина, обвинивших афонских отшельников в "двубожии". Полемика шла по поводу учения о природе Фаворском свете, о возможности видения Фаворского света. Но полемика неизбежно шла и в связи с проникновением "латинизма" в православное богословие. Участники спора были людьми  разных духовных ориентаций. Оппоненты афонских монахов в принципе отрицали самое возможность видения вечного Фаворского света. Варлаам Калабрийский считал, что нет ничего вечного и несотворенного, кроме Самого Бога; допуская существование Фаворского света как вечного света, приходится означить его Богом, что и есть "двубожие". Г.П. учил о необходимости различать трансцендентную сущность Божества и действия Божества, Его нетварные энергии. Сущность Божества недоступна человеку,  и тем не менее, всё и вся участвуют в Боге, и этим участием существуют, – не участием в природе Его, а участием в Его действиях. Г.П. учил о Божественных энергиях, действующих в мире, открывающихся людям, но вместе с тем не являющихся сотворенными, ибо они суть вечные эманации Бога, не изменяющие Его вечной природы. Они, эти эманации,  связывают имманентный мир и трансцендентного Бога. Эти Божественные энергии обобщаются у Г.П. словами "благость", “общая благодать Пресвятой Троицы”. Учение исихастов утверждало возможность реального богообщения, познания непознаваемого Бога, указывало пути выход человека за пределы его тварной природы. Учение Г.П. было подтверждено решениями Константинопольского Собора 1351 года, определения Собора были внесены в чин Торжества Православия.

Библиография работ о персоне:

Житие святаго Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн.3. – Месяц ноябрь.

Житие и подвиги святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Сочинение святейшего патриарха Константинопольского Филофея. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 2004.

Филофей (Коккин), патр. Константинопольский. Житие и подвиги св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникского, поборника Веры и благочестия Православной Восточной Церкви в борьбе ее с папизмом, и чудотворца. – Одесса, 1889.

Житие свт. Григория Паламы // Жития святых, просиявших на горе Афон. – Минск: Свято–Елисаветинский монастырь, 2002.

Акты Константинопольского собора 1351 года против Варлаама и Акиндина // 1368. С. 894–899.

Аверинцев С.С. Палама // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. 

Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лiтера, 2001. С.67–68.

Агапов О. Святоотеческая сотериология // Христианство и мир. – Самара, 2000.

Александр Мень. Свет во тьме светит (Проповеди). – М.: АО "Вита–Центр, 1991.

Александр Шмеман, прот.  Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.279–282.

Алексеев А.С. Политический исихазм // Социальные институты в истории. – Омск: ОмГУ, 1996.

Алексий (Дородницын), митрополит. Византийская церковная мистика 14–го века: (Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и Григорий Синаит). – Казань, 1906. С.3–48.

Алпатов М.В. Искусство Феофана Грека и учение исихастов // Византийский временник. –  М.,  1972. – Т. 33.

Андрушко В.А. Как читали Дионисия исихасты и их противники // Отечественная общественная мысль эпохи средневековья. – Киев, 1988.

Антоний (Сурожский). Неделя 2–я Великого поста. Святителя Григория Паламы // Антоний (Сурожский). Воскресные проповеди. – Минск: Минский Кафедpальный Свято–Духов собор, 1996.

Антоний (Сурожский). Святитель Григорий Палама // Антоний (Сурожский). Во имя Отца и Сына и Святого Духа: Проповеди. То же. М.: Свято–Данилов монастырь, 1993. То же. Киев: Киево–Печерская лавра, 1997. То же: Клин: Христианская жизнь, 1999.

Арсений (Иващенко). Святого Григория Паламы, митрополита Солунского, Три   творения, доселе не бывшие изданными. – Новгород, 1895.

Байер Х.–Ф. Проблема многообразности и креативности (по поводу статьи С.В.Красикова) // Античная древность и средние века. – Екатеринбург: Уральский университет,   2000. – вып. 31.

Байер Х.–Ф. Силлогизм Григория Паламы, показывающий или даже доказывающий, что Святой Дух исходит единственно от Отца // Античная древность и средние века. – Екатеринбург: Уральский университет,  1999. – Вып. 30.

Бибихин В.В. Аспекты гуманизма: Франческо Петрарка и Григорий Палама // Проблемы человека в истории философии (на стыке Запад–Восток). – Вильнюс, 1984.

Бибихин В.В. Материалы к исихастским спорам // Синергия: Проблемы аскетики и мистики православия. – М., 1995.

Бросс Ж. Духовные учителя / Пер. с  франц. – СПб.: Академический проект, 1998.

Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. – М.: Республика, 1994.  

Бычков В.В. 2000  лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.306–314, 532–544.

Бычков В.В. Византийская эстетика в XIII – XV вв. // Культура Византии: XIII – первая половина XV в. – М.: Наука, 1991. С.427–442.

Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991. С.363–396.

Василий (Кривошеин), архиеп. Аскетическое и богословское учение Святого Григория Паламы // Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С. 114 – 208.

Василий (Кривошеин). Аскетическое и богословское учение Святого Григория Паламы // Альфа и Омега. – М., 1995. – № 3. 

Василий (Кривошеин), архиеп. Святой Григорий Палама — личность и учение (по недавно опубликованным материалам) // Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С. 209 – 229.

Васильев А. Андрей Рублев и Григорий Палама // Журнал Московской патриархии.  – 1960. – № 10.

Васина М.В. Спор Варлаама Калабрийского со святым Григорием Паламой о Боговидении и русская религиозная философия // Начало. – 1999. – № 8.

Вендебург Д. Григорий Палама, 1296–1359 / Пер. с нем.: Ю. А. Голубкин // Biра и розум: Богословьско–фiлософьский журнал. – Харьков, 2000. № 1.

Вениаминов В. "Триады в защиту священно–безмолствующих" Григория Паламы // Философская и социологическая мысль. – Киев, 1991. – № 2.

Вениаминов В. Краткие сведения о житии и мысли св.  Григория Паламы // Григорий Палама. Триады в защиту священно–безмолствующих. – М.: Канон, 1995.

Владимир Шмалий, священник. Апофатическое (отрицательное) богословие // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. III.

Гаврюшин Н.К. Архимандрит Киприан и его книга о святителе Григории Паламе // Встреча – 1995. –  № 3.

Гоготишвили Л.А. Лосев, исихазм и платонизм // Начала. – 1994. – № 1.

Горянов Б.Т. Первая гомилия Григория Паламы как источник к истории восстания зилотов // Византийский временник. –  М.,  1949. – Т. 2 (27).

Горянов Б.Т. Религиозно–полемическая литература по вопросу об отношении к латинянам в Византии XIII–XV вв. // Византийский временник. –  М.,  1956. – Т. 8. 

Грюнебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо–мусульманской культуры: Статьи разных лет. – М.: Наука, 1981.

Давыденков О. Спор о границах богопознания в XIV веке // Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт,  2001. – Вып. 8. 

Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –     Т. –  Т.5.

Дорошенко М.М. Григорий Палама // Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 1998.

Дорошин И.А. К проблеме религиозной рациональности исихазма // Разум и культура. – Саратов, 2001.

Евдокимов П. Православие / Пер. с франц. – М.: Библейско–Богословский институт св. ап. Андрея, 2002. С.43–47.

Егоров А.А. Митрополит Киприан и его время: К вопросу о политическом исихазме // Отечественная философская мысль XI – XVII вв. и греческая культура. – Киев: Наукова думка, 1991.

Заболотский Н.А. О богословии св. Григория Паламы // Журнал Московской патриархии.  – 1963. – № 8.

Завершинский Г. О различии сущности и энергии в современных исследованиях паламизма // Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт,  1999. – Вып. 4.

Завершинский Ю. Пневматология святого Григория Паламы и святоотеческая традиция // Альфа и Омега. – М., 1999. – № 1 (19).

Иларион (Алфеев), епископ. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. – СПб.: Алетейя, 2002.  – С. 144 – 157, 193 – 196.  

Иларион Святогорец (иеромонах). Исповедание православной веры святого Григория Паламы. – М.: Изд. Подворья в Москве Русского на Афоне Свято–Пантелеймонова монастыря, б.г.

Иларион Святогорец, иером. Исповедание православной веры святого Григория Паламы. – М., 1995.

Ильин В.Н. Несказанное в мистике и сияющий Фаворским светом образ молитвы в жизни и творениях св. Григория Паламы //  Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экхархата. –  Париж, 1975. № 91/92.

Иоанн (Экономцев), архим. «Письмо своей Церкви» свт. Григория Паламы // Богословские труды. –  М., 1986. – Сб.: 300–летие МДА.

Иоанн Мейендорф, протопресвитер. Рим. Константинополь. Москва. Исторические и богословские исследования. М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 2005. С.59–62.

Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.331–349.

Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.137–141.

Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV в. / Пер. с англ. – Paris, 1990. С.121–135.

Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. – СПб.: Византинороссика, 1997.

Иоанн Мейендорф. Заключение из книги "Св. Григорий Палама и православная мистика" // Альфа и Омега. – М., 1996. – № 2/3 (9/10).

Иоанн Мейендорф, протопресвитер. Святой Григорий Палама и православная мистика // Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно–христианская мистика. – М.: Институт ДИ–ДИК; Православный Свято–Тихоновский Богословский институт, 2003. – С. 277 – 336.

Иоанн Мейендорф. Письмо к Акиндину св. Григория Паламы // Православная мысль. – Париж, 1955. – Вып. 10.

Иоанн Мейендорф. Св. Григорий Палама, его место в предании Церкви и современном богословии // Иоанн Мейендорф. Православие в современном мире. – М.: Путь, 1998.

Иоанн Экономцев, игумен. Православие. Византия. Россия. – М.: Христианская литература, 1992. С. 176–193, 198–214.

История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.  

История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века / Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 .  

Каллист епископ Диоклийский. Паламистские споры / Пер. с англ. // Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. – М., 2002. – № 4 (34).

Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996.

Климков О.С. Антропологическая проблематика в исихастских спорах XIV в. // XXI век: Будущее России в философском измерении. Материалы Второго Российского философского конгресса. Т. 4: Философия духовности, образования, религии. – Екатеринбург, 1999. – Ч. 2.

Климков О.С. Человек в миросозерцании исихастов // Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России. – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).

Климков Олег, священник. Опыт безмолвия: Человек в миросозерцании византийских исихастов. – СПб.: Алетейя, 2001.

Климков Олег, священник. Православный исихазм и учение св. Григория Паламы. – СПб., 1998.

Коваль Т.Б. “Тяжкое благо”: Христианская этика труда: Православие, католицизм, протестантизм. Опыт сравнительного анализа. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1994. С.70–72. 

Коновалов А.В. "Мессалианин" Григорий Палама и "православный" Георгий Акиндин: святой глазами еретика // Мир православия. – Волгоград, 2002. –  Вып. 4. 

Кононова Е.С. Проблемы исследования антропологии св. Григория Паламы в философии архимандрита Киприана Керна // Материалы междисциплинарной научной конференции аспирантов и соискателей. – М., 1998. – Ч. 2

Концевич И. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. – М., 1998. – Гл. 2, п.4.

Красиков С.В. Григорий Палама как защитник аристотелевских силлогизмов в теологии // Мир православия. – Волгоград, 2002. – Вып. 4. 

Красиков С.В. Первое письмо Варлаама Калабрийского к Григорию Паламе // История Византии и византийская археология. – Екатеринбург, 1998.

Красиков С.В. Спор между Варлаамом Калабрийским и Григорием Паламой о соотношении веры и науки // Античная древность и средние века. – Екатеринбург: Уральский университет,  2001. – Вып. 32.

Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско–восточной церкви от конца XI до середины XV века: От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 году. – СПб.: Алетейя, 1998.  

Лобовикова К. И. Св. Григорий Палама и его сторонники в письмах Григория Акиндина // Средневековое общество в социально–политическом и культурном аспекте. – СПб. 2001. 

Лобовикова К.И. Св. Григорий Палама: Рассуждения о Коране и оценка личности пророка Мухаммеда // Кумуляция и трансляция Византийской культуры. Материалы XI научных Сюзюмовских чтений. – Екатеринбург, 2003.

Лобовикова К.И. Св. Григорий Палама и его сторонники в письмах Григория Акиндина // Средневековое общество: социально–политический и культурный аспекты: Тез. докл. XX Всерос. конф. студентов, аспирантов и мол. ученых. Санкт–Петербург, 27 нояб. – 1 дек. 2000 г. / С.–Петерб. гос. ун–т. СПб., 2001. С. 75–75.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993. С.865–904. Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства,  2000.   

Лосский В.Н. Боговидение. – М.:  Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.109–121.

Лосский В.Н. Богословие Света в учении св. Григория Паламы // Журнал Московской патриархии.  – 1968. – №№ 3, 4.

Лосский В.Н. Паламистский синтез // Богословские труды. – М., 1972. –  Сб. 8.

Лурье В.М. Работы Антонио Риго по истории византийского исихазма // Византийский временник. –  М.,  1994. – Т.  55(80).

Лурье В.М. Труды Роберта Синкевича по истории византийского исихазма // Византинороссика. – СПб,, 1996. – Т. 2.

Макаров Д.И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). – СПб.: Изд–во Олега Абышко: Библиополис, 2003. (Библиотека христианской мысли. Исследования).

Макаров Д.И. Из истории византийской философии XIV в. (Об определении термина “философия” в “Четырех исихастских трактатах” св. Каллиста Ангеликуда) // Историко–археологический альманах. – Армавир, 2000.

Макаров Д.И. К вопросу о нумерологии Св. Григория Паламы // Средневековое общество: социально–политический и культурный аспекты: Тез. докл. XX Всерос. конф. студентов, аспирантов и мол. ученых. Санкт–Петербург, 27 нояб. – 1 дек. 2000 г. / С.–Петерб. гос. ун–т. СПб., 2001. с 72–73;

Макаров Д.И. Права человека в мировоззрении Григория Паламы // Античная древность и средние века. – Екатеринбург: Уральский университет,  1997. – Вып. 28.

Макаров Д.И. Этюды о раннехристианской и византийской гомилетике на                               Преображение Господне (III–XV века). Ч. 1. Св. Кирилл Александрийский как последователь Златоуста // Мир православия. – Волгоград, 2003. – Вып. 5.

Макаров Д.И. Гомилии св. Григория Паламы как исторический источник // Вестник Тюменск. Гос. ун–та. – 2001. – № 1.

Макаров Д.И. Место антропологических идей св. Григория Паламы в контексте византийской гомилетики на  праздник Преображения (VII–XIV вв.) и в традиции афонского исихазма // Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).

Макаров Д.И. О значении слова «космос» в гомилиях св. Григория Паламы // Мир православия. – Волгоград, 2002. – Вып. 4.

Макаров Д.И. Очерки российской историографии паламизма (1860—1998 гг.) // Античная древность и средние века. – Екатеринбург: Уральский университет,  1999. – Вып. 30.

Макаров Д.И. Проблема человека в мировоззрении Григория Паламы // Античная древность и средние века. – Екатеринбург: Уральский университет,  1997. – Вып. 28.

Макаров Д.И. Создание и организация мироздания в интерпретации Григория Паламы (по материалам шестой гомилии) // Средневековое православие от прихода до патриарха. –  Волгоград, 1998. – Вып. 2.

Макаров Д.И. Учение Григория Паламы об очищении человека (по трактату «Три главы о молитве и чистоте сердца») и некоторые параллели в поздневизантийской мистике // Мир православия. – Волгоград, 2000. – Вып. 3.

Макаров Д.И. Черты концепции социального мира в гомилиях св. Григория Паламы // Античная древность и средние века. – Екатеринбург: Уральский университет,  2002. – Вып 33.

Маркидонов А.В. Предисловие // Соколов И.И. Свт. Григорий  Палама, архиепископ Фесслоникийский, его труды и учение об исихии. Никфор влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII века. Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела. – СПб.: Издательство Олега Обышко, 2004.

Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. – Л.: Наука, 1976.  

Медведев И.П. Канонизация св. Григория Паламы: исторический аспект // Мир православия. – Волгоград, 1998. – Вып. 2.

Мейендорф И. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы // ТОДРЛ. – 1974. – Т. 29.

Миллер Т.А. Григорий Палама // Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969.

Мистика на Востоке // Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. 

Модест (Стрельбицкий). Святый Григорий Палама, митрополит Солунский, поборник православного учения о фаворском свете и о действиях Божиих. – Киев., 1860.

Молодцова Е.Н Энергии мира и человека в буддизме и исихазме // Философские науки. – М., 1998. – № 2.

Никитин В. Гнозис и "священное безмолвие" // Урания. – М., 1994. – № 1.

Оболенский Д. Византийское содружество наций: Шесть византийских портретов / Пер. с англ. – М.: Янус, 1998. С.322–323.

Пападимитриу Георгий, священник. Маймонид и Палама о Боге. – М.: Путь, 2003.

Петр (Пиголь), игумен. Преп. Григорий Синаит и его духовные преемники. – М., 1999.

Петров А.Е. Византийский исихазм и традиции русского православия в XIV столетии // Древняя Русь.– М., 1997.

Пилипенко Е. Святоотеческое богословие символа // Альфа и Омега. – М., 2001. – № 1 (27). С.337–340.

Плакида (Дезей), архим. "Добротолюбие" и православная духовность. М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2006.

Порфирий (Успенский), епископ. История Афона. – Киев., 1877. – Ч. 3. С.211–274.

Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб.пособ. / Сост. и отв. ред.:  В.Г.Безрогов; под общ. ред Т.Н.Матулис. –  М.: РАО, 1996.  

Просвирнин Анатолий, священиик. Из жития святителя Григория Паламы // Журнал Московской патриархии.  – 1972. – № 10.

Прохоров Г.М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV веке // Труды Отдела древнерусской литературы. – СПб., 1997. – Т. 68.

Прохоров Г.М. Прения Григория Паламы с “хионы” и “турки” и проблема “жидовская мудрствующих” // Труды Отдела древнерусской литературы. – Л.: Наука, 1972. – Т. 27.

Рагулин И.Р. Ценностные предпосылки теоретико–познавательных взглядов св. Григория Паламы // Гуманитарные науки в Сибири. – Сер. Философия и социология. – Новосибирск, 1995. – №  2.

Рогожникова Т.П. Византийский исихазм и славянская книжность XIV – XV вв. // Национальный гений и пути русской культуры: Пушкин, Платонов, Набоков в конце ХХ века. – Омск, 2000. – Вып. 2.

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). С. 470.

Сержантов П. Время опыта и вечности в исихастской антропологии // Альфа и Омега. – М., 2000. – № 1.

Сержантов П. Проблема времени в исихистской антопологии // Альфа и Омега. М., 2001. №1. с. 232–250.

Сидоров А.И. «Триады» святителя Григория Паламы // Журнал Московской патриархии.  – 1992. – № 5.

Сидоров А.И. Архимандрит Киприан Керн и традиция православного изучения поздневизантийского исихазма // Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996.

Сидоров А.И. Святитель Григорий Палама и его "Главы" // Богословские труды. – М.,   2003.  – Сб. 38.

Сильницкий Г.Г. Исихазм: традиции, развитие, актуальность // Мъра. – 1993. – № 1.

Сильницкий Г.Г. Разум человека по учениям исихастского и схоластического богословия // Синергия: проблемы аскетики и мистики православия. – М., 1995.

Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.399–400, 404–405.

Соколов И.И. Палама //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. 

Соколов И.И. Свт. Григорий  Палама, архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии. Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII века. Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела. – СПб.: Издательство Олега Обышко, 2004. (Библиотека христианской мысли. Исследования).

Сонни А. Михаил Акоминат – автор "Олицетворения", приписываемого Григорию Паламе // Византийский временник. –  М.,  1915. – Т. 17.

Суханова М.А. Преображение как центр в мистике исихазма // Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).

Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.

Топоров В.Н. Святые и святость в русской духовной культуре. – Т. 2: Три века христианства на Руси (XII – XIV вв.). – М.: Гнозис; Школа «Языки русской культуры», 1998. 

Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1997. С.339–349.

Уильямс Р. Философские основы паламизма //  Церковь и время. – М., 2001. – № 2.

Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. – Б.м.: Западноевропейский экзархат; Московский патриархат, б.г. С.187–205.

Успенский Н.Д. Анафора (опыт историко–литургического анализа) // Богословские труды. – М., 1975. – Сб. 13.

Успенский Ф.И.  Философское и богословское движение в XIV веке (Варлаам, Палама и их приверженцы  // Журнал министерства народного просвещения. – СПб., Январь.

Успенский Ф.И. История византийской империи XI – XV вв. – М.: Мысль, 1999. С.568–570.

Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. – М.: Мысль, 2001. С.204–233, 254–308.

Фаворский свет //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т.III.

Филиндаш Н.В. Исихазм в духовной жизни Византии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2006. – N 4. – С. 49–53.

Флоровский Г. Догмат и история. – М.: Изд–во Свято–Владимирского братства, 1998. С.377–393.

Флоровский Г. Святой Григорий Палама и традиции Отцов // Альфа и Омега. – М., 1996. – № 2/3 (2/10).

Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета: IX – XV вв. – М.: Наука, 1978. С.226–229.

Хвостова К.В. Византинизм и “оправдание жизни” (проблемы византийской цивилизации) // Византийский временник. –  М.,  1994. – Т. 55 (80). – Ч. 1.

Хоружий С.С. Аскетика православия и идея синергии // Вестник гуманитарного научного фонда. – М., 1996.

Хоружий С.С. Григорий Палама // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I. 

Хоружий С.С. Исихазм // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II. 

Хоружий С.С. Исихазм // Философский словарь. – М.: Республика, 2001. 

Хоружий С.С. Исихазм в Византии и России: Исторические связи и антропологические проблемы // Страницы. – 1997. – № 1.

Хоружий С.С. Исихазм и история // Цивилизации. – М., 1993. – Вып. 2.

Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. – М.: Изд–во гуманитарной литературы, 1998.

Хоружий С.С. Концепция совершенного человека в перспективе исихастской антропологии // Совершенный человек: Теология и философия образа. – М.: Валент, 1997.

Хоружий С.С. После перерыва: Пути русской философии. – СПб.: Алетейя, 1994. С.294–330.

Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 1998.– Ч. 1.

Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994. 

Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.

Христу П.С. Учение святителя Григория Паламы о двойственном знании // Альфа и Омега. – М., 2001. – № 3 (29).

Церковные торжества в Фессалониках в память 600–летия со дня кончины св. Григория Паламы [11—15 нояб. 1959 г.] // Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экхарзахата. –  Париж, 1959. № 32. С. 277–282.

Чернышева Л.А. Иерархия мудростей в христианской философии средневековья // Методологические и мировоззренческие проблемы истории античной и средневековой философии. – М., 1986. – Ч. 2.

Чистякова О.В. Концепция Богопостижения в восточной патристике: Экзистенциальный, сверхпонятийный и аскетический гнозис // Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3). 

Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. 

Энциклопедия православной святости: В двух томах / Авторы составители А.И.Рогов, А.Г. Парменов. – М.: Лик, 2003. – Т. 1. 

 

Библиография работ автора:

Сочинения Григория Паламы

Антилатинские сочинения. Два аподиктических слова об исхождении Святого Духа. Против Векка / Пер. с греч. и прим. архим. Нектария (Яшунского). – Краснодар: Текст, 2006.

Беседы (Омилии). / Пер.  с греч.: архим.  Амвросий (Погодин). – М.: Паломник, 1993. – Ч. 1–3. То же: М.: Издательский отдел Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1994.

Главы естественные, богословские, этические и практические // Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 г. – Киев, 1877. – Ч.1. – Отд.1.

Главы естественные, богословские, этические и практические (46) // Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 г. Ч.1. Отд.1. Киев, 1877.

Главы физические, теологические, этические и практические: [Фрагменты] / Пер. Т.А.Миллер // Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969. 

Гомилия 1. Гомилия 35 / Пер.  с греч.: А.Миллер // Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969. 

Десятисловие христианского законоположения / Пер.  с греч.: А Миллер // Альфа и Омега. – М., 1998. – № 2 (16).

Десятословие по христианскому законоположению; Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания; О молитве и чистоте сердца, — три главы; О священно–безмолствующих / Пер. еп. Феофана (Говорова) // Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –     Т. –  Т.5. 

Десять бесед. – М., 1785.

Исповедание православной веры // Воскресное чтение. – Киев, 1814. –  №3.

Истолкование десяти заповедей // Духовная беседа. – 1860. – Т.1.

Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания. / Пер. еп. Феофана (Говорова) //  Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – Т.5.

Молитва ко Пресвятой Богородице, ею же, якоже глаголют неции, моляшеся великий Фессалоникийский Григорий Палама, яко в житии сего зрится // Филофей,  патриарх Константинопольский. Житие и подвиги святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 2004.

О божественном и обоживающем причастии или О божественной и сверхбожественной простоте // Вестник Российского Христианского гуманитарного института . – СПб., 1997. – № 1.

О молитве // Преподобный Паисий Величковский. Восторгнутые класы в пищу души, то есть несколько переводов из святых отцев. – Б.м.: Издательство Московской патриархии, 2000.

Ответ Павлу Асеню / Пер. с греч.: Я. Л. Холмогорова; Ред.: Ю. А. Казачков // Альфа и Омега. –  М., 1996. № 2/3(9/10). С. 101–103. О молитве и чистоте сердца, — три главы;

О священно–безмолствующих / Пер.  с греч.: Феофан (Говоров) //  Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –  Т.5. 

Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина / Пер. Иоанна Мейендорфа // Православная мысль. – Париж, 1955. – Вып. 10.

Письмо своей Церкви // Богословские труды. – М., 1986.

Прение Григория Паламы с  “хионы и турки” // Прохоров Г.М. Прения Григория Паламы с “хионы” и “турки” и проблема “жидовская мудрствующих” // Труды Отдела древнерусской литературы. – Л.: Наука, 1972. – Т. 27.

Прение Григория Паламы с  “хионы и турки”; Того же св. Григория письмо, которое он, будучи пленником, направил из Азии своей Церкви // Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. – СПб.: Византинороссика, 1997.

Святогорский томос: В защи­ ту священнобезмолвствующих / Пер.  с греч., примеч.: Т. А. Миллер // Альфа и Омега. –  М., 1995. № 3(6).

Слова, поучения, проповеди. – М.: Издательство Московской патриархии, 1999. (Библиотека пастыря).

Слово к философам Иоанну и Феодору / Пер.  с греч.: еп.  Арсений (Иващенко). – Новгород, 1895.

Слово о свойстве света, виденного апостолами на Фаворе // Журнал Московской патриархии.  – 1984. – № 8.

Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию / Пер.  с греч.: А.И.Сидоров (Гл 1–63) // Богословские труды. – М., 2003. – Сб. 38.

Три главы о молитве и чистоте сердца / Пер.  с греч.: Д.И. Макарова  // Макаров Д. И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). – СПб.: Изд–во Олега Абышко: Библиополис, 2003. (Библиотека христианской мысли. Исследования).

Триады в защиту священно–безмолствующих / Пер., послесл. и коммен.:  В.Вениаминов. – М.: Канон, 1995.

Свт. Феофан, или о Божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности / Пер.  с греч.: К.Михайлов // Альфа и Омега. – М., 2000. – № 4 (26). 

Фрагменты сочинений // Лодыженский М.В. Мистическая трилогия: Сверхсознание. – Б.м.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998.

Фрагменты сочинений // Лодыженский М.В. Мистическая трилогия: Свет незримый. – Б.м.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998.1346. 1347.

Триады в защиту священно–безмолствующих: Фрагменты / Пер.:  В.Вениаминов // Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб.пособ. / Сост. и отв. ред.:  В.Г.Безрогов; под общ. ред Т.Н.Матулис. –  М.: РАО, 1996. 

Триады в защиту священно–безмолствующих: [Фрагменты] // История средневековой философии: хрестоматия: В 2 ч. – Минск: ЕГУ, 2002. – Ч. 1: Патристика. – 2002.

Фрагменты сочинений // Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 1998.– Ч. 1. 

Другие публикации на портале:

Еще 9