Вильгельм (Или Уильям) Оккам (1285––1349) [лат] – философ, логик и теолог. Францисканец. Историки мысли полагают, что в учении В.О. логически завершились практически все проблемы схоластики. Отсюда определенная двойственность в оценке В.О. – его считают видным представителем схоластики, и его же признают мыслителем, преодолевшим и даже разрушившим схоластику. У.О. разрабатывал концепцию "двух истин", согласно которой нужно наконец окончательно разграничить сферу разума и сферу веры. Теологические истины существуют в области веры, и только в ней; с помощью философских рассуждений они принципиально недоказуемы. Научные истины опираются на разум и опыт и не зависят от богословия. Человеческое познание всегда имеет дело с вещами единичными и конечными. Бог бесконечен и действенен; поэтому Его существование вне теологии недоказуемо. В.О. полагал, что "научить" человека вере может только Откровение, что вера, освобожденная от необходимости апеллировать к разуму, от этого только укрепится и очистится. Получивший "самостоятельность" разум тоже выиграет в эффективности. Знаменитая "бритва Оккама" ("Не умножай сущностей сверх необходимых") как раз выражает принцип экономии мышления. Этот принцип отдает приоритет понятиям, выводимых из эмпирического познания. В.О. многообразно участвовал в церковной жизни. В ряде сочинений он вступил в открытую полемику с папой Римским. У.О., представляя "спиритуалов" – радикальное течение в францисканском ордене, не только отстаивал идеал евангельской бедности, но отвергал идею светской власти папы, и даже авторитет папы в вопросах веры полагал вторичным перед авторитетом мнения общины самих верующих. Папа Климент VI называл В.О. "ересиархом, князем еретиков".
Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2.
Аполлонов А. В. Жизнь и творчество Уильяма Оккама // Уильям Оккам: Избранное. – М.: Едиториал УРСС, 2002. (Bibliotheca Scholastica. Вып. 3.)
Блинников Л.В. Великие философы: Словарь–справочник. – М.: Логос, 1998.
Виндельбанд В. История философии / Пер. с нем. – Киев: Ника–Центр, 1997. Ч. III. Гл. 2.
Гайденко В.П. Оккам // Философский словарь. – М.: Республика, 2001.
Гайденко В.П. Оккамизм // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. III.
Гайденко В.П. Оккамизм // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. III.
Гайденко П.П. Элементы свободомыслия в средневековой схоластике // История и теория атеизма. – М., 1962.
Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии: (От Аристотеля до Декарта). – М.: МГУ, 1987. С.137–157.
Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – Кн. 3 // Гегель Г.В.Ф. Сочинения . – М.; Л., 1935. С.144–147. 652.
Гребенюк Н.Ю. Учение Оккама о человеке // Антропологическая проблематика в западной философии. М., 1991.
Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. – Тбилиси: Ганатлеба, 1981. С.216–280, особенно 253–255. 763.
Душин О.Э. Исповедь и совесть в западноевропейской культуре XIII – XVI вв. СПб.: СПбГУ, 2005. – С. 131 – 137.
Душин О.Э. Предмет и статус физики в средневековой схоластике (Фома Аквинский и Уильям Оккам) // Философия Уильяма Оккама: традиции и современность. – СПб., 2001. (VERBUM – Вып. 4).
Ефремова Н.В. Догмат "абсолютной власти" папы и его критика Вильямом Оккамом // Историко–философские исследования. – М., 1985.
Ефремова Н.В. Идея "всемирной монархии" в учении Уильяма Оккама // Политическая мысль и политическое действие. – М., 1987.
Ефремова Н.В. Оккам как политический философ // Историко–философский ежегодник'97. – М.: Наука, 1989.
Ефремова Н.В. Философия, теология и политика в творчестве У. Оккама // История политической мысли и современность. М., 1988. С. 91–99.
Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер. с франц. – М.: Республика, 2004.
Зубов В.П. Физические идеи средневековья // Очерки развития основных физических идей. – М.: АН СССР, 1959.
История философии: Запад – Россия – Восток: Учебное пособие. – М.: Греко–латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995. С.373–374.
Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.
Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения / Пер.с англ. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.
Кондаков Н.И. Логический словарь–справочник. – М.: Наука, 1976.
Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.
Курантов А.П., Стяжкин Н.И. Уильям Оккам. – М.: Мысль, 1978.
Леонтьев А.А. Деятельный ум. (Деятельность. Знак. Личность) М.: Смысл, 2001. С. 25 – 31.
Лисанюк Е.Н. Теория суппозиции в средневековой логике // Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России. – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).
Лисанюк Е.Н. Учение о мысленном языке в средневековой логике // Вестник МурмГТУ. – 2000. – Т. 3. – № 3.
Лосев А.Ф. Имя: Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. – СПб.: Алетейя, 1997. С.299–306.
Лосев А.Ф. Расцвет и падение номинализма. Мыслительно–нейтралитская диалектика XIV века // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Издательство политической литературы, 1991.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978. С.207–214.
Лосева Н.И. Теория двойственности истины в свете проблемы генезиса науки // Исследование некоторых основных понятий научного знания. – Новочеркасск, 1978.
Лукьянцев А.А. Оккамистская трактовка природы универсалий и проблема самосознания // Перспективы философии и философское образование в XXI в. – Новосибирск, 2002.
Мак–Грат А. Введение в христианское богословие. – Одесса: Богомыслие, 1998. С.55–56.
Можейко М.А. Схоластика // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.
Можейко М.А. Уильям Оккам // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.
Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995. С.338–340.
Новгородцев П. Марсилий Падуанский и Вильгельм Оккам // Книга для чтения по истории средних веков, составленная кружком преподавателей. – М., 1910. – Вып. IV.
Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2001.
Оккам // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983.
Оккамизм // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983.
Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. С.439–446.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.
Реферовская Е.А. "Спор" реалистов и номиналистов // История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985. С.274–286.
Робинсон Д.Н. Интеллектуальная история психологии. / Пер. с англ. – М.: Инстиутт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. (Гл. 5).
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии / Пер. с англ. – М.: ВЛАДОС, 2001. С.236–238.
Смирнов Г.А. Оккам // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. III.
Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.
Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.410–415.
Соколов В.В., Стяжкин Н. Оккам // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.
Соловьев В.С. Оккам // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. III.
Стяжкин Н.И., Стяжкина Г.П. К оценке философских взглядов Уильяма Оккама // Философские науки. – М., 1974. – № 6.
Суини М. Лекции по средневековой философии. – Вып. 1: Средневековая христианская философия Запада. – М.: Греко–латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2001. С.233–268.
Тарнас Р. История западного мышления / Пер. с англ. – М.: КРОН–ПРЕСС, 1995. С.168–176.
Трахтенберг О.В. Вильям Оккам и предистория английского материализма // Изв. АН. Серия истории и философии. – 1944. – Т. 1. – № 3.
Усманова А.Р. Уильям Оккам // Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ; Харьков: Харвест, 2001.
Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003.
Философы: Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 2002.
Хандерсмарк Л. Уильям Оккам // Великие мыслители Запада: Главные идеи и сочинения более 100 выдающихся западных философов, естествоиспытателей и обществоведов, психологов, духовных писателей и богословов. – М.: Крон–пресс, 1997.
Шестов Л. Сочинения : В двух томах. – М.: Наука, 1993. – Т. 1. С.125–129, 513–606.
Штёкль А. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996, с.265–274.
Избранное / Пер. с лат.: А. В. Апполонов и М. А. Гарнцев под общ. ред. А. В. Апполонова. М.: Едиториал УРСС, 2002. (Bibliotheca Scholastica. Вып. 3).
Quodlibeta septem. Книга I. Глава Х 3. Может ли быть доказано, что мыслительная душа является формой тела? / Пер. с лат.: Н. Ю. Гребенюк . // Логос. – М,. 1991. – Вып. I.
Избранные диспуты / Пер. и прим.: Е.М.Лисанюк // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2.
Фрагменты сочинений // Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2. – Т.1. – Ч. 2.
Комментарии к "Физике" Аристотеля. 2я кн. // Verbum. СПб., 2001. №4.
Сумма всей логики. Ч.1. Вопрос 38 "О сущем" // Verbum. СПб., 2001. №4.