Безответная Византия
Континент № 136 2008 г.
Статья продолжает дискуссию о фильме о. Тихона Шевкунова. Реферат статьи смотри ниже.
Библиография

Юрий Каграманов. Безответная Византия. Реферат статьи.

Каграманов отмечает, что о. Тихон слишком «пригибает» Византию к российским проблемам, а в таком положении она не способна сообщить нам ничего для нас важного.  

О. Тихон прав в том, что иная нация способна ярче выразить себя в «теле» империи, нежели в своем собственном изолированном «теле». Армяне, к примеру, гораздо больше сумели прославиться в византийском месте-времени, чем в месте-времени своего, армянского царства.

Более всего занимает о. Тихона вопрос, отчего погибла Византия. По содержанию фильма складывается впечатление, что речь идет о каких-то внутренних отщепенцах. Равно как и об «агентах Запада». Антизападничество — лейтмотив фильма. Выстраивается схема: люди Запада — грубые варвары, Византия - высокая цивилизация. Схема не вполне верная т.к. из нее выпадает римская церковь (на протяжении первых семи веков существования Византии, слитая с константинопольской в единую православную кафолическую Церковь), которая просвещала и возвышала варваров. В ХII и, тем более, в ХIII веке это дало ощутимые результаты.

Центральным событием в истории отношений Византия–Запад фильм делает взятие Константинополя крестоносцами в 1204 году. Это прискорбное событие не должно заслонять всю панораму, даже если ограничиться временем крестовых походов. С изгнанием крестоносцев (1261) начинается последний, закатный период в истории Византии. Это особенно сложный период в плане изучения ее отношений с Западом. Потому что Италия совершает в этот период культурный рывок, именуемый Возрождением. Этот рывок не был просто возрождением античного наследия; поначалу он имел отчетливо христианский характер (Данте — Джотто). И в дальнейшем, возрожденцы видели античность сквозь призму христианских представлений. С православной точки зрения, однако, в их творчестве было много сомнительного и неприемлемого.

Суммируя, можно, наверное, сказать, что Византия, в лице образованных ее слоев, была смущена теми картинами, что открывались ей на Западе. И это свое чувство она передала России.

Но и смущенная Византия не сошла с позиции православия. Уния с Римом, заключенная на Ферраро-Флорентийском соборе 1438–1439 годов не могла погубить ее, т.к. она почти сразу же от нее и отреклась.

 «Обещанной помощи из Европы, конечно же, так и не пришло», — говорит о. Тихон. Это не вполне справедливо. В 1453 году из девяти тысяч воинов защитников Константинополя, насчитывалось три тысячи «латинцев. Фактически руководил обороной города венецианец Джустиниани.

Как утверждает о. Тихон, Запад испытывал только ненависть к Византии, которая «на каком-то глубочайшем генетическом уровне» продолжается до сих пор, в дальнейшем предметом ненависти стала Россия.  

Приходится констатировать, что о. Тихону не удалось по-настоящему «разговорить» византийцев. Хотя им есть чем с нами поделиться, — надо просто задать им другие вопросы.

Что нам завещала Византия? Веру, принцип «симфонии», понятый в предельно широком смысле, если понимать под «Царством» весь круг земных задач, а под «священством» устремленность общества к миру иному, то и между ними тоже существовало подвижное равновесие. Одни византийцы строили, писали, изучали, а другие предпочитали пустыню, но общество удерживало в своем лоне и тех, и других и само колебалось между ними. Для сравнения: Запад рано пошел по пути резких движений. Сначала «священство» одолело «Царство», на что «царство» ответило набиравшей силу секуляризацией, потом протестантство восстало против того и другого.

Почему Византия спасовала перед исламом? Первые поражения она потерпела в VII веке — от арабов, вряд ли превосходивших её в военном отношении. Причина- усилиление духовной смуты: распространение ересей, оккультизма и т. п. «Твердокаменный» ислам стал единственной альтернативой. В результате после араб­ского завоевания значительная часть населения перешла в ислам.

Другие публикации на портале:

Еще 9