Это шестой выпуск альманаха, который издается с 2015 года Содружеством в поддержку современной христианской культуры «Артос». Презентация сборника прошла в конце сентября в галерее «Веллум» в московском Гостином дворе.
Об этом сообщает сайт содружества.
Христианство и искусство. О чем размышляют современные люди творчества, обращаясь к евангельским темам?
Номер открывают три эссе. Читателю предлагают ознакомиться с Посланием людям искусства Папы Иоанна Павла II (1920—2005) в переводе Натальи Горбаневской; в своем послании, опубликованном в апреле 1999 года, римский понтифик рассуждает о феномене творчества и особом призвании художника, о союзе искусства и Евангелия, об исторических путях церковного искусства и диалоге сегодняшней Церкви с современным искусством и людьми творчества.
Несмотря на то, что послание “Lettera agli Artisti” — «Письма к художникам» Иоанна Павла II — вышло более 20 лет назад, до сих пор этот документ мало известен как в отечественной богословской, так и искусствоведческой средах. Об этом напомнил на презентации сборника главный редактор издания Сергей Чапнин. «Послание вышло двадцать лет назад и было сразу переведено на русский язык, однако тогда его практически не заметили, и это судьба многих текстов Западной Церкви на Востоке», — отметил он.
В альманахе также публикуется комментарий к «Письму к художникам» известной поэтессы, прозаика, переводчика, филолога и этнографа, старшего научного сотрудника Института мировой культуры МГУ Ольги Седаковой.
Третье эссе, открывающее сборник, — статья Петра Бутенева «Красота в христианской жизни: опыт прощения». По мнению ведущего искусствоведа содружества «Артос» Ирины Языковой, разговор о красоте православия подразумевает не только красоту икон, росписей, храмов. «Красоту важно увидеть прежде всего в отношениях человека с Богом, человека с человеком и с окружающим миром», — считает эксперт. Статья проиллюстрирована работами художника Николая Эстиса.
Беседа Ольги Шаламовой с известным иконописцем диаконом Алексеем Труниным посвящена росписи храма Архангела Михаила в Ахалкалаки (Грузия), над которой работал А. Трунин. В статье «Равнодушного искусства накоплены горы. Пора остановиться» они размышляют о том, почему для церковного художника противопоказана аккуратность, а благочестие не гарантирует качества работы.
Один из центральных материалов номера — эссе о творчестве киевского графика Юрия Химича (1928—2003) и его «Русском цикле». О том, что позволило художнику увидеть Россию — Москву, Санкт-Петербург, города Золотого кольца и Русский Север без привязки к современной ему эстетике, размышляет Борис Сорокин в статье «Увидеть Россию без советских одежд». В номере публикуются уникальные репродукции работ Юрия Химича из архива семьи художника.
«Юрий Химич работал в одном единственном жанре архитектурного пейзажа, — рассказал на презентации сборника С. Чапнин. — Однако он невероятно тонко чувствовал “образ места”, церкви, дома, улицы в его работах разговаривают со зрителем, сами рассказывают свою историю».
Российский художник-график, дизайнер, искусствовед, почетный член Российской Кузнечной Академии Анатолий Юрьев рассказывает об истории возрождения кузнечного дела в России и работах кузнецов для православных храмов.
Эссе протоиерея Леонида Грилихеса «Крик Давида. Пронзительная экспрессия псалмов» предлагает читателю проникнуться напряженным эмоциональным содержанием псалмов, которое порой остается незамеченным во время уставного чтения Псалтыри на богослужении. Иллюстрации для статьи создал иконописец Олег Шуркус.
Очерк художника Сергея Шихачевского «Рука художника сердцу послушна» посвящен феномену пещерных храмов и фресок Каппадокии, которые на протяжении долгих лет стали для автора главной темой исследований.
Материал Дмитрия Сладкова «Кто умер? Наследие как наследство» о памяти и сохранении культурного наследия перекликается с размышлениями о пожаре в соборе Нотр-Дам историка, профессора факультета славистики Парижского университета Нантер Ива Амана.
По словам главного редактора альманаха, редакция продолжает экспериментировать с жанрами и форматами. В свежем номере сборника опубликована его переписка с протоиереем Вячеславом Перевезенцевым, в центре которой — вопрос о сегодняшнем состоянии культуры общения внутри Церкви. «В 2019-20 годах публикация писем стала важным трендом в церковной жизни, можно сказать больше — в Церковь совершенно неожиданно возвращается эпистолярный жанр», — отметил С. Чапнин, приведя в пример письмо священников в поддержку фигурантов «московского дела», письмо-увещание митрополита Кирилла Екатеринбургского и Верхотурского схиигумена Сергию (Романову), впоследствии лишенному сана и отлученному от Церкви, и открытое письмо одного из греческих митрополитов Андрею (Конаносу), сложившему с себя священнический сан.
Переписка опубликована под заголовком «О жажде полноценного церковного бытия».
Сборник предлагает также интервью с самарским архитектором Юрием Харитоновым, очерк Владимира Шаронова «Отринувший страх», посвященный памяти протоиерея Павла Адельгейма (1938—2013), и другие материалы.
Альманах «Дары» выходит с 2015 года. Он знакомит читателей с творчеством иконописцев, художников, архитекторов, дизайнеров, каллиграфов, режиссеров театра и кино, обращающихся к евангельским темам в своем творчестве. Объем свежего номера альманаха — 208 полос. Приобрести его можно только онлайн на сайте Содружества «Артос» по ссылке.