Подборка издательства «Никея»: 5 книг с интересными историями из жизни.Документальная проза и мемуары. Проект Синодальной библиотеки
События

Православное издательство «Никея» предлагает вниманию читателей книжную подборку с интересными и поучительными историями из жизни: документальная проза и воспоминания из представленных книг касаются разных эпох, последовательно сменившихся в нашей стране со 2-й половины XIX и до нынешних дней XXI века:

  1. Нам не дано предугадать. Правда двух поколений в воспоминаниях. матери и сына

Уникальное издание в автобиографической серии «Семейный архив», основанное на воспоминаниях княгини Софьи Николаевны и князя Александра Владимировича Голицыных. Мать и сын, жившие на стыке двух эпох – в переломные для нашей страны годы – в своих записях оставили не просто бесценные исторические сведения. В их дневниках наглядно прослеживается разница во взглядах и образе мыслей представителей одной семьи, но двух разных, «отрезанных» друг от друга поколений.

Издание интересно тем, что тексты воспоминаний князей Голицыных печатаются впервые (авторская речь сохранена без изменений). Книга содержит редкие фотографии из семейного архива, ценные упоминания о значимых общественных и политических фигурах того времени, поистине уникальные сведения об одном из самых болезненных периодов нашей истории.

  1. О клиросе и не только. Несёрьезные рассказы. Нина Костюкова

Сборник милых и комичных историй из жизни московского регента Нины Костюковой. В них просто, честно и с юмором автор вспоминает о своём воцерковлении, об известных пастырях, которые встречались на её пути, описывает забавные случаи, которые то и дело происходят между певчими на клиросе. А ещё делится личными советами о том, как говорить с детьми о Боге и рассказывает, какие сложности поджидают взрослых на этом поприще.

В книге читатель найдёт:

личную историю прихода автора к Богу;

умилительные и искренние рассказы, основанные на реальных событиях;

уютную, тёплую атмосферу 90-х – близкую многим, пришедшим в храм в эпоху перестройки;

интересные воспоминания Нины Костюковой о встречах с известными столичными священниками, увлекательные детали из их жизни и служения;

полезный блок историй, посвящённый детям в Церкви;

непринуждённый слог и доброе чувство юмора автора.

 

  1. Перейди за Иордан. Судьба сильной женщины на переломе эпох. Монахиня Нина

Книга, в которой монахиня Нина, в миру Алла Васильченко, рассказывает о своей невероятной судьбе и тех испытаниях и уроках, которые выпали на её долю в непростые для страны времена. У Аллы Георгиевны было всё – любящий муж, прекрасные дети, интересная работа, машина и просторная квартира. Потеряв в «лихие 90-е» то, что составляло её земное счастье, она нашла нечто большее, она обрела подлинную радость в Боге.

История Аллы Георгиевны читается как увлекательный роман, от которого невозможно оторваться.

Книга содержит:

пронзительную историю судьбы сильной женщины, прошедшей через сложные потрясения XX столетия;

удивительные примеры того, каким невероятным образом Бог действует в нашей жизни;

рассказ об увлекательном и сложном духовном пути, пройдя который Алла Георгиевна Васильченко стала монахиней Ниной;

историю XX века, рассказанную человеком, жившим на стыке эпох;

приложение с фотографиями из архива автора.

История монахини Нины будет близка многим современным читателям, живущим в одно время с главной героиней.
Цитаты:
« - Вы столько сделали нам доброго… Я не мог не помочь вам. Завтра вас всех убьют. Это уже решено. Забирайте Мику и тётю Нэлю, я вывезу вас ночью до Адлера».

«Зимняя ночь. Взрывы снарядов и вой сирены. Пустой сухумский собор с выбитыми окнами. Я в длинной белой рубашке с раскинутыми в стороны руками лежу на холодном каменном полу лицом вниз… Мой монашеский постриг...»

  1. Живы будем – не умрём. По страницам жизни уральской крестьянки. Татьяна Новосёлова

Воспоминания Татьяны Серафимовны Новосёловой о жизни в колхозе, послевоенном голоде, многочасовом изнурительном труде, о деревенских забавах и традициях, о своём взрослении и трудностях, которые его сопровождали. Вместе с автором книги вы пройдёте по страницам её удивительной жизни, на примере личной истории одного человека прикоснётесь к атмосфере непростой для нашей страны эпохи, проникнетесь силой, стойкостью, упорством и трудолюбием, чуткостью и добротой, на которые способно сердце русской женщины.

В книге вы найдёте:

личную историю человека, чьё взросление и становление пришлось на крайне непростой для нашей страны период;

малоизвестные детали деревенского уклада жизни, необычные обычаи и устои;

интересные пословицы, поговорки и другие диалектные фигуры речи;

редкие фотографии из личного архива автора.

Отзыв литературного критика Майи Кучерской:

Это – потрясающее чтение. Русская крестьянка и её рождённая в разгар войны дочка, автор этой книги, прошли и страшную войну, и вечную русскую зиму, и голод, и наводнение, и тяжкий труд. И не просто уцелели. Все испытания они пережили с достоинством, не озлобившимся сердцем, любовью к другим, подарив нам ещё одно свидетельство: сохранить в себе человека в нечеловеческих условиях возможно. Чтобы в это поверить, нужно прочитать эту удивительную историю, заодно порадовавшись живой русской речи, красоте и звучности русского языка, которым говорит с нами Татьяна Новосёлова.

  1. Ровесницы трудного века: Страницы семейной хроники. Ольга Лодыженская

Эта книга – записанные в 1970-х годах воспоминания Ольги Сергеевны Лодыженской, женщины из дворянской семьи, чей отец умер в 1903-м, оставив жену с двумя дочерьми. Название объясняется тем, что Ольга (или Лёля, как называли её домашние) родилась в 1899-м, оказавшись почти ровесницей с XX веком и вместе со страной переживая все последующие испытания.

Издаётся впервые. Автор живо и достоверно описывает радостные и трагические события, которые довелось пережить их маленькой дворянской «женской» семье, в самые страшные годы прошлого столетия оставшейся без кормильца и защитника перед лицом войн, гонений, голода, холода и нищеты. Ещё одно яркое свидетельство эпохи, ещё один пример удивительной стойкости духа, мужества, оптимизма и любви, которая побеждает всё.

Из предисловия:

...Отец умер от туберкулёза, когда Лёле было три года, а её сестре Таше, второму главному действующему лицу воспоминаний, не исполнилось и года, и мать с двумя дочерьми оказалась предоставлена сама себе и милости родственников. Семья отца – богатые пензенские помещики Лодыженские, зимой жившие большим домом в Москве, семья матери – обедневшие дворяне Дурново (брат Лёлиного деда – выдающийся лингвист Николай Дурново, арестованный по «делу славистов» и расстрелянный в 1937 году). Незадолго до революции, после нескольких лет жизни на съёмных квартирах они унаследовали маленькое имение прадеда под Можайском. Впрочем, вдруг обретённое благополучие «липовых помещиков», как называют себя сёстры, было довольно относительным: дохода с имения они почти не получают и даже покупка лошади оказывается Лодыженским не по карману. Сёстры идут по стопам матери, поступая в Московский институт благородных девиц у Красных ворот, – сейчас на его месте конструктивистское здание Министерства путей сообщения. Первая мировая гремит где-то на периферии детской памяти, не слишком нарушая привычное течение жизни, и концом её оказывается Октябрьская революция, после которой институт распускают, а имение приходится покинуть, ведь жить в собственном доме – значит подчёркивать своё происхождение и рисковать жизнью.

Отъезд из дома открывает череду скитаний – жизнь в съёмных комнатах, у чужих людей или «самоуплотнённых» знакомых, неустроенность гражданской войны, поиски работы, попытки пересидеть голод на Украине в начале 1920-х, снова Можайск и безработица, – которые заканчиваются подобием устроенности в Москве в конце 1920-х, когда сёстры выходят замуж и жизнь входит в более-менее надёжное русло. Героини воспоминаний оказываются «ровесницами трудного века» не только по возрасту; их частная история очень точно, почти аллегорически, повторяет всё то, что переживает страна в его первые десятилетия...

Воспоминания Ольги Лодыженской были записаны поздно, в начале 1970-х. Изначально они задумывались как дань памяти умершей в 1969 году Таше, но в процессе написания переросли в полномасштабный рассказ о жизни семьи. Этот рассказ оканчивается сравнительно благополучным для Лодыженских 1927 годом. Ксения Александровна Разумова (Ася), дочь Таши и племянница Лёли, завершает их красноречивой припиской: «Мы спрашивали Ольгу Сергеевну, почему она не стала писать дальше, ведь жизнь была ещё очень сложная. Она отвечала: „Дальше было так плохо, что не хочется вспоминать“». В 1937 году мать Лёли и Таши всё-таки оказалась в лагере как «крупная землевладелица», где вскоре умерла, а в 1941 умер муж Лёли: его сердце не выдержало вызовов на Лубянку.

Именно Ксении Александровне воспоминания Ольги Лодыженской во многом обязаны своей публикацией. Маленькая Ася, названная в книге «человеком незаурядным», стала выдающимся физиком-ядерщиком, дважды лауреатом Государственной премии. Увидев в воспоминаниях тёти ценность, выходящую за пределы семейной памяти, она сначала перепечатала их на машинке, а потом организовала издание крошечным тиражом для семьи и друзей. Под книжной обложкой воспоминания приводятся в значительно сокращённом виде – в рукописи было много эпизодов и косвенных линий, не всегда представляющих интерес для стороннего читателя...

В русской литературной традиции этот текст встаёт в один ряд с произведениями Ивана Бунина, Михаила Булгакова, Ивана Шмелёва, посвящёнными русской Катастрофе. Автору удаётся точно и тонко передать атмосферу эпохи временного пограничья, слома всех существующих укладов, великой общественной смуты. Именно такие книги нужны для понимания духа времени. Этому помогают включённые в издание фотографии из семейного архива Лодыженских.

ПравЧтение / «Никея»

-

Материал выполнен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов #ФондПрезидентскихГрантов

Синодальная библиотека

 


Другие публикации на портале:

Еще 9