Максим Кантор: Обоснование иконософии
События

STORY.RU начинает большой проект - публикацию фрагментов глав историко-философского романа о живописи Максима Кантора «Чертополох и тёрн». Автор вряд ли нуждается в специальном представлении. На протяжении многих лет статьи, очерки и главы из романа Максима Кантора – знаменитого художника, философа и блестящего писателя, печатались в журнале STORY, неизменно вызывая живой интерес читателей. В полном виде книга Максима Кантора готовится к печати издательством «АСТ» и должна выйти осенью 2020 года.

Обоснование иконософии

Не история искусств – но роман о живописи.

Роман, в котором герои – это идеи, придуманные художниками.

Существует мысль, которую придумал Микеланджело. Мысль такова: христианство должно присвоить себе античное прошлое человечества, чтобы наделить титанической мощью святых и пророков. Христианство совершит шаг назад, в прошлое человечества, чтобы воскресить всех людей разом, никто не останется без защиты – и все времена свяжутся воедино. Так человечество получит единую историю, с общей целью.

Святые и пророки, которых привыкли видеть изможденными и хрупкими, у Микеланджело стали титанами. Поскольку титан, по определению, это «восставший», «протягивающий руку» к принятому порядку - то христианство трактуется как религия восстания. Христос показан как титан, христианская жертва дарует людям спасение, но спасение - через восстание. Обращение к античности заставляет нас думать, что усилием деятельной любви может изменить детерминизм прошлого. Никто не приговорен навсегда, но нравственное усилие превозмогает время. Пробудись к борьбе с несправедливостью, не спи. Христианское смирение не решает вопросов истории, говорит Микеланджело. Чтобы любить, ты должен восстать. Так Микеланджело придумал и нарисовал, в этом идея Сикстинского потолка. Образы Микеланджело нерасторжимы с мыслью, которую они выражают. Мысль Микеланджело передается именно через определенные образы.

Не всякий художник в состоянии придумать идею и ее выразить. Как правило, изобразительное творчество декорирует общепринятые системы взглядов, или небольшое соображение выдает за идею… Так, художники барокко представляли соображение о том, что король есть наместник Бога на земле. Это не очень великая мысль, но декорирована помпезно. В ХХ веке возникла мысль о том, что Бога нет и образ можно заменить черным квадратом. Это тоже не великая мысль, никак не связанная ни с моралью, ни с интеллектом, но эту небольшую мысль трактуют ярко, и она кажется дерзновенной.

Идея образует единое с образом, который идею воплощает.

История живописи позволяет представить историю идей Европы.

Поскольку искусство живописи – предельно персонально, то важен выбор героев романа о живописи. Я выбирал тех людей, которые воплощают принцип христианского гуманизма в искусстве.

Так я поступал потому, что считаю христианский гуманизм – задачей живописи. Есть иные мнения; но я придерживаюсь именно этого. Тем самым, я старался написать историю концепции христианского гуманизма в Европе. Я исходил из того, что дух христианского гуманизма формует историю.

Это не жизнеописания, не хроника стилей, не портреты; это роман о христианском гуманизме в живописи и об истории Европы.

 

Полный текст статьи читайте на STORY.RU

 


Другие публикации на портале:

Еще 9