Доклад А.В. Серегина «Против метафизического ретрибутивизма»
События

Руководитель семинара: доктор философских наук, профессор В.К. Шохин.

 

 

Против метафизического ретрибутивизма

В этом докладе  я  хотел  бы  изложить  аргумент,  который,  на  мой  взгляд, демонстрирует,  что  метафизический  ретрибутивизм  во  всех  его  формах  логически непредставим  и  морально  неприемлем.  Под метафизическим  ретрибутивизмом я понимаю здесь мировоззренческую позицию, согласно которой 1) существование либо всех, либо некоторых форм физического зла, т.е. боли и страдания, в этом мире, каузально объясняетсятем, что они представляют собой справедливое и морально оправданное наказание за  то  или иное  моральное зло,  совершенное  страдающими  субъектами;2) причинение этого физического зла есть морально позитивная(т.е. морально оправданная или даже должная) активность со стороны тех или иных сверхъественных (т.е. не данных эмпирически)моральных агентов, осуществляющих или санкционирующих это наказание (например,  Бога,  богов  или  ангелов  и  т.п.),  или,  возможно,  со  стороны  некой имперсональной  ретрибутивной  системы  (типа  кармической),  а  потому  и  само существование  физического  зла  является ценностно  оправданными  полностью совместимым с утверждением ценностной позитивности объективной реальности, а также (в рамках теистического мировоззрения) –с существованием абсолютно благого Бога. Общая  структура  предлагаемого  мною  аргумента такова:  я  различаю  два  типа нормативных теорий, исходя из которых устанавливается, что именно и почему является моральным злом –«гуманистический» и «негуманистический»; далее я показываю, что само содержание понятия справедливой ретрибуции существенно меняется в зависимости от  того,  исходим  ли  мы  из  нормативных  стандартов  гуманистического  или негуманистического типа; затем я поочередно предполагаю, что либо гуманистические, либо  негуманистические стандарты  верны,  и демонстрирую, что  при любом из этих предположений  метафизический  ретрибутивизм  логически  непредставим  и  морально неприемлем.  Так как согласно  предложенной  дихотомии  нормативные  стандарты морального зла могут быть либо гуманистическими, либо негуманистическими, либо в крайнем  случае –комбинированными,  метафизический  ретрибутивизм  оказывается логически непредставим и морально неприемлем в любом случае.

 

Институт философии РАН

 

 


Другие публикации на портале:

Еще 9