Судьба монастырей Молдавской ССР в послевоенные годы
События

Содержание:

 

    • Положение монастырей в Молдавии после ее присоединения к СССР
    • Хозяйственная деятельность монастырей
    • Сокращение числа монастырей

 

ПОЛОЖЕНИЕ МОНАСТЫРЕЙ В МОЛДАВИИ ПОСЛЕ ЕЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К СССР

После присоединения Молдавии к СССР, произошедшего в 1940 г., все религиозные объединения (приходы, монастыри) перешли под контроль центральной власти. Принято считать, что на присоединенных к СССР перед войной территориях «намечалось проведение антицерковных государственных мероприятий, уже осуществленных в прежних границах СССР. Но этому помешала война с гитлеровской Германией»[1]. Однако в это время уже даже в самом СССР начинался постепенный переход к «лояльной» политике. Известно, что вскоре после присоединения Молдавии, из всех «антицерковных мероприятий» была проведена лишь опись имущества религиозных организаций, которая из-за ошибок в проведении таких действий повлекла за собой волнения верующих. Уполномоченный ЦК ВКП(б) по Молдавии П. Бородин потребовал от молдавского партийного руководства «предупредить все районы и уезды о необходимости строго продуманного и тактичного подхода к населению при проведении описи церковного имущества»[2].

После освобождения Молдавской ССР началось восстановление юрисдикции Русской Православной Церкви в Молдавии, уничтоженной после вхождения Румынии в войну, с одной стороны, и установление контроля советского государства над Православием в Молдавии с другой.

 

Советское правительство рассматривало монастыри как один из самых действенных способов накормить «разоренную войной страну», а потому так активно предписывало местным властям не чинить препятствий в хозяйственной жизни обителей.

Совет по делам Русской Православной Церкви вместе с образованным институтом уполномоченных полностью контролировал все сферы жизни Церкви на местах по всему Союзу. Первым уполномоченным по делам Русской Православной Церкви в Молдавской ССР стал Волкопялов. Он начал свою деятельность с технических вопросов, собрав много сведений о молдавских монастырях. Но в центр рапортовал о количестве монастырей и клириков ошибочно. В июне 1945 г. Волкопялова заменил П. Н. Роменский. Религиозная обстановка в Молдавии представляла собой картину, которая никак не радовала центральные власти. В деревнях все население поголовно посещало богослужения. Почти повсеместно фиксировалось совершение обрядов крещения над новорожденными. Сам же сельский церковный актив настолько проявлял упорство, что даже уполномоченного П. Н. Роменского это ставило в тупик. Из года в год он докладывал в своих отчетах о многих активистах — их фамилии часто встречаются в докладах. Существовали и другие проблемы. Особенно остро стоял вопрос о недостатке священников. Вследствие чего в Молдавии в это время по приходам ездили так называемые «разъездные священники». Часто в своих отчетах уполномоченные упоминали о том, что Русская Православная Церковь не способна обеспечить приходы священниками. Эту проблему архиереи пытались решить при помощи монастырей, направляя монахов на приходское служение. И таким образом частично решалась кадровая проблема.

 

Особенно нужно отметить, что советская власть крайне негативно относилась к монастырям и монашеской жизни. П. Н. Роменский так и отмечал, что монастыри «являются рассадниками религиозного фанатизма»[3]. Следует отметить, что в послевоенные годы монастыри представляли собой мощные хозяйственные учреждения.

22 августа 1945 г. Совет народных комиссаров принял постановление, предоставляющее Патриархии, епархиальным управлениям, приходским общинам и монастырям право ограниченного юридического лица, вместе с которым местным властям было особенно рекомендовано не вносить дезорганизации в хозяйственную деятельность монастырей. Постановлением от 29 августа того же года монастыри освобождались от уплаты налогов на занимаемую землю, строения, а монашествующие — от налога на холостяков[4]. В сентябре Совет по делам Русской Православной Церкви обследовал 75 обителей. В заключении, сделанном по итогам обследования, говорилось о необходимости возвращения монастырям, изъятых после оккупации, земель, наделения землей безземельных обителей, выведения с монастырской территории государственных учреждений и предприятий[5].

Вскоре после этого, 29 мая 1946 г., было издано постановление Совета Министров СССР (далее — СМ СССР) «О православных монастырях», определявшее передачу в республиках в пользование монастырей все принадлежащие им здания культового и хозяйственного назначения. Безземельные монастыри наделялись землей из расчета по 15 соток на одного насельника, монастырям разрешалось заниматься промыслами, создавать мастерские. За монастырями было закреплено 2 тыс. гектаров, в том числе 400 гектаров новых земель; в то же время монастырям установили жесткие обязательства по поставкам сельхозпродукции[6]. В соответствии с постановлением СМ СССР Управление землеустройства Министерства земледелия и райисполкома обязали произвести обмер монастырских земель, установить точные границы монастырских землепользований и документально оформить их за монастырями до 20 ноября 1946 г. Уездным и районным исполкомам последовало предписание не препятствовать монастырям заниматься промыслами и организацией кустарных мастерских. Ряд государственных учреждений до 1 декабря 1946 г. был обязан освободить здания, ранее принадлежавшие обителям: Министерство просвещения Молдавской ССР — из здания Гербовецкого мужского монастыря вывести, находившийся там детский дом, переселив его в другое помещение вне территории монастыря; Министерство здравоохранение Молдавской ССР — вывести из Гинкуловского мужского монастыря, находившееся там общежитие, Молдавскую республиканскую контору Югозаготзерно — выселить из Гербовецкого монастыря, находящийся там заготпункт и склады Заготзерно[7]. По мнению историка М. В. Шкаровского, советское правительство рассматривало монастыри как один из самых действенных способов накормить «разоренную войной страну»[8], а потому так активно предписывало местным властям не чинить препятствий в хозяйственной жизни обителей. В этом смысле, согласно вышеупомянутому ученому, ясно недовольство центра частым самоуправством региональных властей, стремившихся в духе, существовавшего ранее антирелигиозного законодательства, произвести скорую ликвидацию монастырей, «выслужившись» перед центром.

Важно заметить, что в остальных республиках монастыри получали право пользования хозяйственными постройками лишь на основании арендных договоров. Как утверждает В. Содоль, подобное различие в подходе властей к имуществу монастырей вызвано сегментарным проведением коллективизации в довоенный период, не затронувшим Молдавию, в связи с чем монастыри смогли сохранить за собой недвижимое имущество[9].

 

Из-за неурожая 1946 г. почти все 22 функционирующих монастыря обращались в советские местные органы с просьбой оказать им государственную помощь семенами для засева монастырских посевных площадей, но получали необоснованный отказ.

Для характеристики положения Церкви на территории Молдавской ССР важными являются, полученные В. Пассатом в результате подсчетов, данные за 1946 г. о лидерстве республики в Союзе по числу приходских церквей и молитвенных домов, приходящихся на 100 тыс. жителей[10]. Несомненно, высокий уровень религиозности населения, сохранявшийся даже после вхождения Молдавии в состав СССР, являлся одной из существенных проблем, который не могла не учитывать местная власть при проведении государственной политики. По утверждению этого же исследователя «чиновники Совета по делам РПЦ, а затем Совета по делам религий всегда считали Молдавию «горячей точкой», где, несмотря на антирелигиозную работу… не всегда было спокойно в религиозных объединениях»[11].

 

 

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНАСТЫРЕЙ

Один из существенных аспектов положения православных монастырей Молдавии ― организация и осуществление хозяйственной деятельности в рамках советского законодательства. В первую очередь рассмотрим региональную нормативно-правовую базу, регламентирующую порядок владения и использования монастырями земельных угодий, хозяйственных построек и скота. Постановлениями Совета Министров Молдавской ССР № 572-с от 8 июня 1946 г. и № 1087-с от 14 ноября 1946 г. было внесено уточнение некоторых параграфов майского постановления СМ СССР 1946 г. относительно прав собственности, а именно: находившиеся в пользовании земельные угодья закреплялись за монастырями для коллективного пользования монашествующими; все здания передавались общинам в бесплатное пользование; запрещалось изъятие монастырских земель без санкции Совета Министров Молдавской ССР; устанавливался запрет на размещение учреждений любого типа на территории монастырей.

При этом весьма противоречивая ситуация сложилась в Ново-Нямецком монастыре с. Кицканы, все земли которого находились в ведении местного совхоза «Копанка». В течение 1944-1945 гг. настоятель монастыря неоднократно обращался в органы власти, надеясь получить положительное решение сложившейся проблемы. Но в данной ситуации особую роль сыграла личная антирелигиозная и крайне жесткая позиция руководителя совхоза, который даже на последовавшее 10 ноября 1945 г. постановление СНК СССР о выделении Кицканскому монастырю в пользование 20 га пахотной земли и 2 га виноградников заявлял, что ничего подобного не знает и проигнорировал распоряжение. Решение проблемы наступило лишь после повторного вмешательства Совета Министров Молдавской ССР весной 1946 г.[12] Такое же положение сложилось и в Курковском монастыре, в ограде которого располагался Оргеевский леспромхоз, и в Кондрицком монастыре, где в монастырских помещениях была размещена школа лесных мастеров.

 

Характерной особенностью своекоштных монастырей было то, что монахини и некоторые старые рясофорные послушницы имели дома, при себе, нескольких послушниц, работавших у них и находящихся на их содержании.

Согласно докладной записке уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Молдавской ССР Волкопялова в ЦК КП(б) Молдавии от 1 февраля 1945 г. на территории республики было 24 действующих монастыря[13]. Общая хозяйственная деятельность монастырей в различных сферах была ослаблена в значительной мере из-за ущерба, нанесенного немецко-румынскими войсками посевам 1944 г. и, последовавшими в 1946-1947 гг,. засухой и голодом. При этом «неуверенность за свое дальнейшее существование, сложившееся в первое время с приходом в Молдавию советского строя, впоследствии сменилось надеждой на сохранение этого уклада, и численный состав монахов стал заметно за последнее время увеличиваться», — отчитывался уполномоченный Совета при Совете народных комиссаров Молдавской ССР[14]. В связи с уничтожением немцами посевов на монастырских полях, в 1945 г. был удовлетворен ряд ходатайств о снижении сельскохозяйственных поставок, введенных постановлением СНК СССР № 704 от 12 июня 1944 г. «Об обязательных поставках зерна, подсолнуха, картофеля и сена государству из урожая 1944 г. в уездах правобережья Днестра Молдавской ССР»[15]. Соответствующие просьбы в значительном количестве поступали в адрес секретаря ЦК КП(б) Молдавии от настоятеля Гинкуловского монастыря Страшненского района[16]. Впоследствии с подобными ходатайствами обращались настоятели Кицканского, Каларашовского, Сурученского, Речульского и других монастырей. Однако Уполномоченный, после обращения в соответствующие инстанции, сообщал заявителям об отказе в удовлетворении их просьб. В некоторых случаях (Таборской и Сурученской обителей) П. Н. Роменский добился от Уполномоченного министерства по заготовкам отмены описи имущества за долги.

 

 



Из записки заместителя председателя Совета по делам Русской Православной Церкви С. К. Белышева в СМ СССР о выдаче ссуды монастырям Молдавии известно, что из-за неурожая 1946 г. почти все 22 функционирующих монастыря обращались в советские местные органы с просьбой оказать им государственную помощь семенами для засева монастырских посевных площадей весной текущего года, но получали необоснованный отказ. При этом в документе отмечалось, что из собранного в 1946 г. незначительного урожая, большую часть зерна обители сдали государству в счет хлебоставок, а остатки израсходовали на озимый сев и питание. На основании этих данных и стремления монастырей к выполнению госпоставок даже в сложных неурожайных условиях, заместитель председателя Совета настаивал на выделении обителям Молдавии государственной ссуды семян различных культур в размере 20,7 тонны[17]. Окончательно этот вопрос был положительно решен только в феврале 1947 г. Необходимость этой меры поддержки обуславливалась сохранением существующего сельскохозяйственного уровня союзных республик, значительную роль в поддержке которого играли в первую очередь православные монастыри.

 

Монашествующие по мере сил старались поддерживать сады и виноградники. Например, особенно большие и высокотоварные виноградники взращивались в следующих монастырях: Фрумасовском женском — 14 га, Гинкуловском мужском — 16 га, Кондрицком мужском — 10 га, Гиржавском, Гербовецком и Кирпияновском — по 14-18 га.

Помимо передачи земельных угодий в пользование монастырям практиковался также и обратный процесс, когда настоятели обителей сами обращались к Уполномоченному с просьбами разрешить им сдать государству часть земель, на обработку которых не хватало сил насельников. Так, решением Оргеевского уездного исполкома Молдавской ССР за № 358[18] «Об отмене решения Огеевского районного исполкома от 15 апреля 1946 г. за № 125 о закреплении садов монастыря Курки за подсобным хозяйством автотранспортной конторы» сад общей площадью 30 га, принадлежащий Курковскому монастырю, был отчужден от последнего «за невозможностью... обработать силами монашествующих», что не являлось нарушением постановления СМ СССР от 29 мая 1946 г. (т.к. садом монастырь не пользовался)[19]. Таким же образом были решены вопросы с Варзарештским, Гиржавским, Хировским и Сахарнянским монастырями, которые передали государству 142 га различных угодий.

Характеризуя виды посевных культур, нужно отметить, что подавляющее большинство монастырей выращивали пшеницу, небольшое количество ржи, ячмень, овес, кукурузу, подсолнух, фасоль. В некоторых монастырях сеялась соя и полностью сдавалась государству. Почти в каждом монастыре имелись пасеки, но вследствие засухи 1945 г. урожай меда оказался крайне незначительным, что привело к невозможности выполнения контракции и проблеме поддержки пчел зимой 1945-1946 гг.

Выполнение монастырями обязательных поставок сельскохозяйственного урожая государству существенно поддерживало общий уровень региональных закупочных показателей, порой снижавшийся из-за деятельности некоторых колхозов. К примеру, Добрушский Николаевский мужской монастырь, основанный в 1785 г., используя 58,68 га земли, по ряду показателей неоднократно превышал уровень установленных поставок. При норме сдачи за 1950 г. хлеба 14550 кг. было сдано — 15961 кг., при норме  мяса 578 кг. было сдано 1067 кг., и при норме молока 1750 кг. — сдано 2019 кг. При этом нужно отметить, что, помимо отправки госпоставок, внушительная часть урожая уходила на пропитание братии и поддержание монастыря, поэтому будет уместно сказать, что к 1951 г. монастырские хозяйства достигли своего расцвета. Приводимые цифры соотношения норм установленных поставок и того, что действительно было сдано государству за 1950 г. Цыганештским Успенским мужским монастырем, также свидетельствуют об уровне развития сельского хозяйства обителей и перевыполнения норм. Вместо установленного размера сдачи хлеба 6270 кг. сдано 6293 кг., мяса вместо 1263 кг. — 1361 кг., особо были увеличены поставки фруктов: при норме 14000 кг. — сдано 24909 кг. При этом важно отметить, что общее количество насельников этой обители составляло всего 61 человек, которые успевали обрабатывать земельный участок в 60,04 га[20].


Продолжение в источнике


Другие публикации на портале:

Еще 9