Одним из древнейших литературных памятников на эту тему является книга Иова из сборника Ветхого Завета. Христианские проповедники часто выдумывают много несуразного о содержании этой книги. В основном обращают внимание на шокирующее начало и довольно благополучный конец повествования. Ну и с соответствующими выводами, предсказуемо заштампованными. О том, что в нашей жизни должно быть место Богу и вере, и тогда наверняка всех нас ждет хеппи-энд, а сложные вопросы разрешатся. Пока же надобно терпеть и каяться. Обычно так.
Между тем начало и концовка книги Иова особенного значения не имеют. Нелепо думать, что кто-то присутствовал даже в излюбленном аскетами «тонком сне» или, «находясь в духе», при диалоге Бога с дьяволом. Или что Бог для объяснения Своего могущества и того, что с Ним бесполезно тягаться, наговорил «из бури» разного про бегемота, левиафана, носорога и другой занимательной зоологии. Начало и конец книги довольно остроумно передразнивают извечные религиозные заблуждения о смысле страданий, ловко маскируя основную мысль диалогов — то, что является в ней главным. Автору нужно было как-то завязать сюжет и развязаться с ним, чтобы диалоги не висели в пустоте.
В диалогах же прямо и неприкрыто критикуется используемый всеми религиями «готовый ответ» о смысле человеческий страданий. «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла», — так начинается повествование. Была у Иова большая семья, большое хозяйство. И вдруг все пошло наперекосяк. Начало неприятностей связывается с тем, что Господь позволил сатане проверить Иова на лояльность: «Даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей».
И вот в один день Иов лишился всего, что у него было. Погибли дети, были расхищены стада: «Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге». Бог остался в целом доволен и упрекнул сатану. Но на этом дело не закончилось, сатана не унимается: «Простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя?». Герой книги от макушки до пяток поражен проказой, но остается тверд: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?»
Итак, завязка состоялась. Благополучие как дар за праведность было отнято. Иову оставалось последнее — поставить под сомнение собственную праведность. Сатана утверждает, что она держится на благополучии, на здоровье и больше ни на чем. Иов всегда думал иначе — что она результат его праведности. И тут к нему приходят друзья. Утешать. Иову терять уже нечего, у него ничего не осталось, поэтому он свободен в мыслях и словах. Он начинает свою речь с утверждения, что лучше быть мертвым, чем страдать, и в таком случае — еще лучше бы и вовсе не родиться. Именно друзья, а не сам Иов, начинают предсказуемо ставить под сомнение его праведность. Как это говорят: плавно подводить его к этому выводу, причем с каждым разом все усиливая давление в эту сторону:
«Вспомни же, погибал ли кто невинный и где праведные бывали искореняемы? Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его (4:7)… Если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их (8:4)… Нечестие твое настроило так уста твои, и ты избрал язык лукавых. Тебя обвиняют уста твои, а не я, и твой язык говорит против тебя (15:6)… Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе; а человеку сильному ты давал землю, и сановитый селился на ней. Вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками (22:5−8)».
Раз за разом предполагаемые грехи Иова растут в глазах его друзей. Однако Иов проявляет удивительную твердость: «Будет ли конец ветреным словам… Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом. А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи. О, если бы вы только молчали! Это было бы вменено вам в мудрость». То есть Иов совсем не согласен с тем, что страдает за какие-то грехи. И постоянно настаивает на том, что желал бы получить ответ от Бога, а не от таких вот утешителей. Утешители, впрочем, отвечают, что об ответе от Бога пусть даже не мечтает. Поэтому в диалогах постоянно сквозит вполне православная мысль, что до Бога далеко и Богу не до страдальцев с их дурацкими вопросами. Получил за грехи — вот мучайся и кайся, тогда все получишь назад, может быть.
Однажды один из его друзей намекнул, что праведность — это, по-видимому, череда благих осмысленных действий. И что он может ответить на это: «Разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности? Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою?» Не сразу, но, кажется, с такой постановки вопроса Иов начинает выстраивать свою разумную защиту. Перечисляет все свои благие поступки, на что его глубоко религиозные друзья не находят даже, что ответить. Они: «Перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих». После чего откуда ни возьмись на сцене оказывается еще один персонаж, какой-то молодой человек, и повторяет то же самое, о чем уже было, но гораздо фанатичнее и бессвязнее: «Я пристально смотрел на вас, и вот никто из вас не обличает Иова и не отвечает на слова его. Не скажите: мы нашли мудрость: Бог опровергнет его, а не человек. Если бы он обращал слова свои ко мне, то я не вашими речами отвечал бы ему».
Впрочем, отвечает он, как было уже отмечено, теми же самыми примерно словами. Сообщает о всемогуществе Бога, о том, что мечтать о встрече пора заканчивать: «Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов: чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником; Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе, потому что Бог выше человека. Для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих. Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление». Молодой человек явно сторонник мистических озарений, толкований сновидений.
И совершенно убойный аргумент — «ты неправ потому, что Бог выше человека» — служит ему для того, чтобы сообщить о своих богословских соображениях: «Слова мои точно не ложь: пред тобою — совершенный в познаниях». Главное из которых, что и на грехи Иова Богу в общем-то глубоко наплевать: «Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? И если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему? Если ты праведен, что даешь Ему? Или что получает Он от руки твоей?» Главный грех Иова он видит в том, что тот вообще вздумал претензии к Богу предъявлять: «И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком; но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение — близки… Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию». То есть страдать надо молча и с благодарением.
В самом конце, как уже было сказано, появляется Сам Бог, из той бури, прислушаться к которой предлагал юноша Елиуй («Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его. Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимы»), и сообщает, что Он действительно всемогущий: «Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми?» и т.д. Здесь автор книги явно потрудился изложить все свои знания о природоведении, чтобы затушевать концовку, в которой всем участникам от лица Бога неожиданно предлагается скинуться имуществом: «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов».
В чем Иов «более верно» говорил на протяжении всех диалогов, тут не сообщается, однако вывод напрашивается более чем очевидный. В страданиях человека нет никакого высокого смысла. Вся книга Иова есть притча о попытке обнаружить хоть какой-то высший смысл в страданиях. Смысла не найдено. Иов защитил свою праведность, но не защитил свое право добиться ответа об этом у Бога. Книга Иова очень критически относится к стандартным религиозным заблуждениям искать смысл страданий в понимании их как «наказания от Бога». Она не дала правильного ответа на вопрос, но она исключила неверный.
Игорь Бекшаев
Источник regnum.ru
Портал Богослов.ru приглашает Вас помочь в добром деле.
Поможем провести детский спортивный турнир http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75295
Какие способы дал тебе Господь, те и употреби в помощь бедному, чтоб не быть нам осужденными в недостатке любви и в немилосердии (прп. Ефрем Сирин).