" >
В Институте Европы Российской академии наук состоится защита докторской диссертации на тему " Личность и собственность в христианстве (Православие. Католицизм. Протестантизм. Сравнительный анализ)"
События

Научный консультант: доктор исторических наук, профессор А.А. Красиков.

Официальные  оппоненты: д.и.н., проф. Д. Е. Фурман, д.и.н., проф. О.И. Величко, д.и.н., проф. М. И. Лапицкий.

 

Научная новизна исследования определяется совокупностью поставленных задач и состоит, прежде всего, в реализации нового подхода к  изучению взаимосвязи между религиозным учением о человеке, – с одной стороны, и отношением к хозяйственно-экономической деятельности, материальным благам – с другой. Этот подход предполагает существенное расширение границ научного анализа по нескольким причинам.

Во-первых, проблема рассматривается не изолированно, но в общем контексте вероучений в их исторической эволюции. Во-вторых, изучаются и сравниваются между собой не только христианские исповедания (православное, католическое и основные протестантские), но и различные дохристианские религии,  что позволяет глубже понять специфику христианского подхода. Отметим, что такой сравнительный анализ христианских воззрений на проблему собственности с дохристианскими религиозными учениями Востока и Запада можно признать новаторским.  В-третьих, предельно расширены хронологические рамки исследования, которое охватывает период с архаичных времен до наших дней, что позволяет определить основные тенденции в развитии мировой религиозной социальной мысли и выявить ее общее этическое ядро. 

В отечественной научной литературе это первое комплексное исследование истории формирования и развития христианской социальной мысли от ее истоков до сегодняшнего дня. Комплексный и сравнительный подход к проблеме личности и собственности определяет научную новизну в решении частных задач исследования. В этом отношении к достижениям при разработке теоретических и практических аспектов темы диссертации можно отнести следующие.

- Выявлены общие исторические тенденции в развитии этической составляющей религиозного сознания и предложена новая систематизация различных религий, где основным критерием является глубинное соединение Божественного начала и человеческой личности, целей и ценностей ее земной жизни.

- Определены, с одной стороны, универсальные этические принципы в отношении к собственности и богатству, которых придерживается не только христианство, но и другие мировые, а также многие локальные религии, а с другой стороны,  - специфика обоснования этих принципов в различных религиозных учениях. 

- Впервые в отечественном религиоведении дается подробный анализ  святоотеческого наследия и сравниваются воззрения различных отцов Церкви на проблему собственности и богатства.

- На основании широкого круга источников автор выделяет основные доминанты религиозного сознания, характерные для православной, католической и протестантской духовных традиций, что позволяет конструировать соответствующие этим традициям религиозно-психологические идеальные типы, обладающие своими представлениями о целях и смыслах земной жизни и ее благах.  

- Прослежена эволюция взглядов Русской Православной Церкви (РПЦ),  католических и протестантских церковных мыслителей различных исторических эпох на проблему собственности, богатства и бедности, определена специфика этих взглядов и выявлены характерные особенности современного этапа.

- Дана оценка современной религиозной ситуации в России и позиции РПЦ и околоцерковных структур на рассматриваемую проблему.

 


Другие публикации на портале:

Еще 9