В регионе, впервые в стране, для решения этих вопросов в конце прошлого года был создан межведомственный проблемный совет при губернаторе Иркутской области по социально-духовному образованию студентов и школьников. В минувший понедельник под его эгидой прошла областная научно-практическая конференция по проблемам методики преподавания политологии и религиоведения в школах Приангарья. Ее участниками стали около 150 человек - представители Иркутской епархии, муниципальных органов образования, педагогических колледжей и вузов региона.
Информацию о том, что с нового учебного года у учащихся школ региона появятся два новых предмета, подтвердил заместитель директора департамента образования Иркутской области Евгений Корнев. При этом он подчеркнул, что введение этих дисциплин в образовательный процесс будет осуществляться постепенно:
– Сейчас мы завершаем разработку соответствующей нормативно-правовой базы. Уже определены площадки для подготовки учителей политологии и религиоведения – это Иркутский государственный педагогический колледж № 1 и педколледж № 2. Высшее образование по этим направлениям сегодня можно получить в ИГУ. Его преподаватели, кстати, сейчас работают над созданием учебно-методических комплектов по новым дисциплинам для школ.
Подготовка кадров в Приангарье началась еще три года назад. В частности, первые специалисты по политологии выйдут из стен иркутского педколледжа № 1 уже в следующем году, а религиоведы – через два года. А в ближайшее время на базе этого учебного заведения будет создан сетевой педагогический колледж. С его помощью преподаватели и студенты всех педколледжей региона смогут виртуально обмениваться своими наработками в области новых дисциплин, а учителя школ получат открытый доступ к учебно-методическим материалам.
Необходимость введения политологии и религиоведения в школьные расписания директор педколледжа № 1 Виктор Колесников объяснил философски:
– В современном мире, где правят балом высокие технологии и научно-технический прогресс, происходит отчуждение человека от человека, растет эгоистичность людей. Когда человек начинает делать нравственно-этический выбор в жизни – выбор между добром и злом, геройством и предательством, честью и позором, – ему необходима помощь. Это и будет прерогативой новых предметов.
В свою очередь, руководитель миссионерского отдела Иркутской епархии и по совместительству аспирант кафедры философии и религиоведения ИГУ отец Вячеслав Пушкарев отметил, что религиоведение и политология – это крайне необходимые, связующие звенья в сознании учащихся между остальными школьными предметами:
– То, что сегодня ребенок изучает на разных уроках, должно связываться в его голове и сердце воедино наследием русской духовной культуры, традиционным способом позитивной классификации и обработки информации. Стремясь помочь детям усвоить широкую и разностороннюю картину мира, иркутские педагоги, сознательно, все чаще стали обращаться к культурному наследию и искать в нем те незаслуженно забытые религиозные ценности, которые в новых условиях смогли бы способствовать позитивному и объёмному духовному развитию учащихся.
Вопрос о политологии до сих пор вызывает споры у специалистов.
– Что именно даст выпускникам колледжа дополнительная подготовка по политологии? Расширит ли это их профессиональные возможности, ведь различные аспекты политической жизни в средней школе изучаются в рамках курса «Обществознание»? Или же во главу угла должны быть поставлены более универсальные цели, например, воспитание всесторонне развитого, социализированного гражданина, имеющего на основании этого больше шансов для самореализации? – спрашивает доцент кафедры отечественной истории и политологии ИГУ Лариса Метелкина.
Ответы на эти и другие вопросы искали участники конференции на секции по политологии. А вот извечную проблему «школа и религия», уже не первый год вызывающую в обществе жаркие споры, обсуждали на секции по религиоведению. По мнению заведующего отделением политологии и религиоведения ИГУ Юрия Абрамова, это противоречие порождено, с одной стороны, несовершенством законодательства, а с другой, активизацией образовательной деятельности религиозных объединений:
– Проблема заключается в том, что религиоведческое, или светское, образование не должно преследовать приобщение к той или иной вере, не должно ставить задачи формирования того или иного мировоззрения у учащихся. Это задача религиозного, или богословского, образования, которое вполне способно планомерно заменить образование религиоведческое в ближайшем будущем. Сегодня мы внедряем в школу именно религиоведческое образование, которое на данном переходном этапе трансформации российского общества способствует получению научных знаний о религии как духовном, социальном и культурном явлении, ее месте в духовной жизни общества, в истории конкретных народов. Религиоведческое образование включает в себя широкий комплекс дисциплин, рассматривающих религию в историческом, философском, социологическом, политологическом, психологическом, педагогическом и культурологическом аспектах.