Книги «Женщина в Библии…» и «Женщина в православии» были представлены в Москве
События

Книга Андреа Милано далека от резонерского тона, она носит, скорее, полемический характер. Например, первые ее главы посвящены вовсе не Книге Бытия, как можно было бы ожидать. С первых же страниц автор пытается вступить в диалог с «феминистской экзегезой». Этому посвящена первая глава «Феминизм, Библия и герменевтика» и вторая «Библия и освобождение женщины».

Апостольский нунций в РФ архиепископ Иван Юркович высоко оценил именно это дерзновение автора, который вносит свой вклад в поиск ответов Церкви на вызовы современного общества. «Церковь должна взять на себя задачу разобраться с вопросами, актуальными в течение последних 100 лет, среди которых — новая роль женщины в обществе. В новой ситуации необходимо дать новые трактовки роли женщины. Но этот ответ должен исходить не только от церковного «начальства». Это должен быть плод размышлений разных людей, в том числе — женщин, как католических, так и православных», — сказал представитель Святого Престола. Он предложил «разобраться с этим вопросом во вселенской перспективе», учитывая, что европейское сознание склонно распространять европейскую же модель отношений между мужчиной и женщиной на весь мир. Надо принимать во внимание, что «множество людей в Китае, Индии, Африке не испытывают никакого напряжения с этой проблемой», и этот опыт тоже надо изучать.

Если в первой книге автор сосредоточил свое внимание на женской тематике в Священном Писании, то второе исследование рассматривает правовое и фактическое положение женщин в истории русского православия вплоть до сегодняшнего дня.

Коллективная монография «Женщина в православии: церковное право и российская практика» поражает хронологическим и проблемным диапазоном. Как отмечается в аннотации, впервые в отечественной историографии рассмотрен вопрос об особенностях положения женщины в Православной Церкви. Авторы не поднимают богословских вопросов. Они сосредоточили свое внимание, с одной стороны, на изучении правового статуса женщин в православии, с другой стороны, ставится вопрос о том, насколько фактическая ситуация в различные периоды соотносилась с правовой нормой.

Отдельной темой рассмотрено влияние православия на институт брака и семьи в России. Впервые на основании широкого круга архивных источников рассмотрено правовое положение женских общин и монастырей, их внутреннее устройство и место в социальной жизни России. Изучению подвергся статус женщин в старообрядчестве и прослежено его влияние на русскую культуру. В книге анализируются попытки восстановления чина диаконисс в русской Церкви и впервые публикуются материалы Поместного Собора 1917—1918 гг., относящиеся к этой теме. В исследовании рассмотрена деятельность верующих женщин в условиях гонений на Церковь, а также представлен ход международных дискуссий о месте женщин, активно развернувшихся в рамках межцерковного диалога в XX в.

Как сказала на презентации одна из исследовательниц, известный историк Елена Белякова, главная проблема книги — это разрыв традиции и разговор о том, какими путями можно преодолеть этот разрыв. Непосредственно об этом — заключительная глава книги «Обсуждение положения женщин в Церкви в ХХ в.». Первое слово в названии главы показательно: анализируя живой, актуальный материал не только ХХ, но и нынешнего века, авторы не предлагают готовых ответов, но ставят вопросы, причем — не только для православного сообщества.

Об этом говорила Надежда Белякова, перу которой, вы частности, принадлежит часть 11 главы — «Протестантский вызов и православие в поисках ответа». «В России процесс включения женщин в церковную жизнь, развивавшийся параллельно с Западной Европой и Северной Америкой, был искусственно прерван революцией 1917 г. Поместный собор не успел принять всех подготовленных им документов о женщинах; принятые же им постановления о вовлечении женщин в церковную жизнь не были реализованы. Сейчас возрождение православия на пространстве бывшего СССР происходит часто не в свете решений Поместного собора 1917—18 гг., а в русле худших синодальных традиций, приведших в свое время к глубочайшему кризису и Русскою Церковь, и общество в целом», — пишет Н. Белякова. По ее словам, необходимо изучать западный опыт, не ограничиваясь осуждением женского священства и однополых браков.

Искусствовед Ирина Языкова подметила на презентации, что эта же мысль звучит в тексте Елены Беляковой: «Проблема женского служения в Церкви сегодня заменена проблемой критики идеи женского священства». Однако монография российских историков дает вдумчивому читателю возможность поразмыслить и над институтом женского служения в Церкви; и над особенностями современных приходов, которые по большей части состоят именно из женщин; и над проблемами пастырского окормления духовных дочерей, зачастую — образованных, одиноких, психологически проблемных; и над соотношением идеальной и реальной роли женщины в современной семье и т.д.

В книге поднимается также вопрос, на который обратил внимание сотрудник Синодальной богословской комиссии Александр Кырлежев: о невостребованности женщин в богослужении. Как и авторы книги, он уверен, что этот вопрос надо рассматривать не только в гендерном плане, но более широко — как проблему участия мирян вообще в литургии как «общем деле». «Проблема не в том, что женщина сегодня не может получить статус в Церкви. Проблема в том, что «всеобщее священство» сегодня не переживается ни женщинами, ни мужчинами. Речь не идет о рукоположении; без всяких статусов, орарей они могли бы что-то делать», — сказал А. Кырлежев.

На презентации выступили также православные священники Игорь Прекуп, Андрей Пастернак, историки Ирина Карацуба, Юлия Арнаутова, Алексей Юдин, издатель Игорь Савкин, общественный деятель Татьяна Чарторицкая. Все они не только благодарили авторов обеих книг, но и признавали, что обе темы достойны подробного обсуждения и дальнейшей разработки.

Благовест-Инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9