Преподаватель Киевской Духовной Академии прочитал блок-курс в Общецерковной Аспирантуре
События

Специальный курс «Элементы пост-сравнительного богословия: учение о благодати в прочтении западной христианской традиции» был посвящен выявлению основных параметров богословия благодати в том виде, в каком последнее было формулируемо на различных этапах богословского и исторического развития западного христианства.

В своих лекциях отец Августин в частности затронул ряд основополагающих моментов богословской герменевтики цивилизаций, которые напрямую соприкасаются с проблематикой понимания тайны благодати в ее соприкосновении с человеческой свободой.

По мнению отца Августина, богословское размышление нередко становится заведомо дефицитарным по причине восприятия заранее сформулированных стереотипов. Одной из таких закрепившихся установок является мнение о том, что Протестантская Реформация по сути своего антиримского устремления являлась поиском восстановления на западе древней Православной Традиции. Нелегитимность подобного прочтения богословия Великих Реформаторов является проблематикой, задача по выявлению которой со всей остротой стоит перед православной богословской наукой.

Согласно докладчику, «единство, святость, кафоличность и соборность» Церкви являются одновременно непреложными критериями, безусловными герменевтическими координатами богословской работы. Именно соответствие теологических координат вероучительным экклезиологическим координатам Символа Веры делает ясным и решаемым вопрос о соотношении и соотнесенности богословского мышления и укорененности в традиции Церкви.

Другим примером стереотипизации богословской мысли, помимо вышеупомянутого прочтения феномена протестантизма, является деление святоотеческого наследия по географическим координатам Востока и Запада. Подобное деление во многом противоречит не только формальному определению Церкви, а значит и богословской мысли Церкви, как кафолической, но и теряет свою убедительность при замене заданных географических координат другими. Так, на условном методологическом уровне, мы могли бы говорить о Святых Отцах Севера и Юга.

В заключении лекции отец Августин ответил на вопросы студентов, особое место среди которых занимали различные аспекты практической реальности, переживаемые верными и богословием в повседневной, литургической и академической жизни иных христианских традиций.

Богослов.Ru


Другие публикации на портале:

Еще 9