Жизненный путь и архипастырское служение митрополита Леонтия (Гудимова)
Статья посвящена одному из видных архиереев Русской Православной Церкви второй половины прошлого века – митрополиту Леонтию (Гудимову). Несмотря на многогранность и продолжительность служения, на сегодняшний день его биография и архипастырские труды остаются в стороне от каких-либо комплексных исследований. Попыткой пролить свет на жизненный путь и святительский подвиг митрополита Леонтия, а также обозначить важные вехи его биографии, является настоящая статья.
Статья

Гудимов Иван Афанасьевич – таково мирское имя митрополита Леонтия – родился в селе Новая Слобода Путивльского района Сумской области[1] в семье крестьянина. Согласно свидетельству о рождении, он родился 9 сентября 1928 года, хотя впоследствии сам владыка во всех автобиографиях упоминал 10 сентября. В семь лет он был определен в местную школу, которую окончил в 1942 году. В этом же году потерял родителей – они были «зверски замучены», как писал преосвященный владыка[2], расстреляны карателями Третьего рейха вместе с 586 жителями Новой Слободы[3]. Погибла вся семья Гудимовых, кроме старшей сестры Антонины (род. 1919 г.) и старшего брата Василия (род. 1923 г.)[4]. По одной из версий, они спаслись, спрятавшись в домашнюю печку[5]. Краевед, протоиерей Александр Чурочкин, уроженец Путивля, так описывает жестокость произошедшего: «В Новой Слободе мадьяры-каратели за два часа вырезали 586 мирных жителей – стариков, женщин, детей. Не щадили никого»[6]. Убежав от убийц родителей, тринадцатилетний Иван с помощью «тетушки-монахини»[7] нашел прибежище в Глинской пустыни, где был принят и находился на послушании до 1948 года. По воспоминаниям архиерея, первой его обязанностью в обители стало собирание в суровую зиму хвороста для отопления келий братии. «Какой для него большой радостью было то, что он смог забрать в монастырь свои детские саночки, чтобы возить дрова»[8]. Имея чистый голос и хороший слух, будущий митрополит пел и читал на клиросе, стал исполнять послушание канонарха. Воспитывался он в большой строгости братией, в число которой тогда входили знаменитые подвижники: архимандрит Нектарий (Нуждин)[9], схиархимандрит Серафим (Амелин), монах Зиновий (Мажуга)[10], схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов). Примечательно, что в 2008-2009 гг. трое последних были прославлены Украинской Православной Церковью в лике святых. Вообще, краткий двадцатилетний период существования Глинской пустыни в советское время ознаменовался подвигом ее святых насельников. Именно в этот благодатный момент Иоанн Гудимов формировался как личность, обогащался знаниями о духовной и монашеской жизни.

С мая 1948[11] года Иван Гудимов иподиаконствовал при епископе Измаильском и Болградском Анатолии (+1953, Буселе). Следует отметить, что их встреча была по-особому промыслительной. Епископ Анатолий принял монашеский постриг и был хиротонисан в архиереи в том же 1948 году, после того как овдовел. До этого он около 30 лет служил священником на разных приходах Сумской епархии. Владыка Анатолий оставил о себе память как о трудолюбивом архиерее, который все 5 лет своего архипастырского служения заботился о благоустройстве вверенных ему епархий, в особенности о повышении уровня образования священников[12]. 28 июля 1948 года, спустя менее чем полгода после собственного пострига, епископ Анатолий совершил монашеский постриг Ивана Гудимова с именем Леонтий, в честь прп. Леонтия, канонарха Печерского[13]. Через три дня тот же архиерей совершил над новопостриженным диаконскую хиротонию. Прослужив год в Свято-Преображенском соборе Измаила, иеродиакон Леонтий поступил в Одесскую духовную семинарию. Во время учебы в ОДС, 14 августа 1951 года он был рукоположен в сан пресвитера тем же епископом Анатолием. То обстоятельство, что епископ Измаильский рукоположил иеромонаха Леонтия на территории другой епархии, где, к слову, правящим архиереем был тогда другой выдающийся иерарх – епископ Никон (Петин), свидетельствует о крепких духовных узах, которыми были связаны владыка Анатолий и будущий митрополит Леонтий. Впоследствии это будет видно и по схожему характеру служения последнего. Последние полгода обучения в ОДС иеромонах Леонтий нес послушание настоятеля Свято-Николаевского храма в г. Белгород-Днестровский. Обучение и служение в Одесской епархии дало молодому иеромонаху возможность познакомиться с довольно широким кругом лиц, с частью из которых отца Леонтия потом связывали добрые отношения. В том числе в ОДС будущий архиерей подружился с Н.С. Капчуком – многолетним старостой Богоявленского кафедрального собора в Елохове, сотрудником Московской патриархии. Николай Семенович называл митрополита Леонтия своим родственником, отмечая, что они вместе шли по жизни[14]. Владыка был крестным отцом его дочери – Ирины Капчук[15].

В 1952 году, после окончания Одесской духовной семинарии, отец Леонтий продолжил обучение в Московской духовной академии. Следует обратить внимание, что молодой иеромонах был зачислен на первый курс МДА по непосредственному указанию Святейшего Патриарха Алексия (Симанского). Предстоятель благословил выпускнику ОДС отправиться не в Ленинградскую духовную академию, как предлагала администрация семинарии в Одессе, а в Загорск[16] (ныне Сергиев Посад). Пребывание в Московских духовных школах началось для отца Леонтия с тяжелого испытания ‒ дало о себе знать заболевание, паралич лицевого нерва, которое отняло правую часть лица. Прозанимавшись лишь 4 месяца, новопоступивший иеромонах был вынужден оставить образовательный процесс до следующего года. На этот период он вернулся в Одессу, где успел послужить на должности ключаря Успенского кафедрального собора.

В 1957 году иеромонах Леонтий окончил МДА. Во время обучения он неоднократно выполнял пастырское послушание на разных приходах Москвы и епархии, а также одновременно был благочинным академического духовенства[17]. В частности, по благословению Святейшего Патриарха Алексия он служил в храме Воскресения Словущего на Арбате (Иерусалимское подворье в Филипповском переулке), Казанском храме г. Димитрова[18], Свято-Троицком соборе г. Серпухова[19], а также в Спасо-Преображенском соборе в Москве. Несмотря на молодые годы, отец Леонтий снискал на приходах, где ему приходилось служить, любовь духовенства и прихожан. Настоятель храма Воскресения Словущего, московский благочинный, заслуженный протоиерей Александр Скворцов (1880 – 1965 гг.) отмечал в письме ректору МДА: «Иеромонах Леонтий <…> своим добросовестным исполнением церковных служб и треб заслужил уважение и любовь прихожан»[20]. Примечательно, что в храме при Иерусалимском подворье под началом отца Александра иеромонах Леонтий подменял другого выдающегося священнослужителя Москвы, протоиерея Василия Серебрянникова, и при этом сумел снискать любовь прихожан. Другой известный московский настоятель, неоднократно подвергавшийся гонениям и арестам со стороны советской власти протоиерей Виктор Жуков, писал ректору МДА: «Сердечно Вас благодарю за Вашего воспитанника-студента о. Леонтия. Благодарю Вас от себя, причта и прихода. Дай Бог, чтобы подобные ему умножались под Вашим руководством на благо Церкви»[21]. Следует отметить, что будущий митрополит успешно защитил кандидатскую диссертацию по антропологии священномученика Иринея Лионского, однако не был отличником. Из 23 оценок в его дипломе МДА лишь 4 пятерки, впрочем, именно по пастырским предметам: литургике, гомилетике, по истории разбора сект и западных исповеданий[22].

В год своего выпуска иеромонах Леонтий был направлен на служение в Одесскую духовную семинарию, где по указу Учебного комитета с 1 сентября 1957 года приступил к выполнению обязанностей помощника инспектора и преподавателя[23]. За время пребывания на этой должности в ОДС иеромонах Леонтий проявил себя с лучшей стороны и менее чем через два года был удостоен от митрополита Бориса (Вика) сана игумена (10.06.1959 г.). А еще через год был назначен наместником Свято-Успенского мужского монастыря (9.09.1960 г.) – одного из 14 существующих тогда в РПЦ[24]. Стоит обратить внимание, что обитель была патриаршей резиденцией, там нередко бывал Святейший Патриарх Алексий. Так 32-летний игумен Леонтий был отмечен в патриархии как потенциальный кандидат в епископы. В переписке Святейшего Патриарха Алексия I и председателя Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР В.А. Куроедова за март 1960 года содержится просьба утвердить кандидатуру молодого инспектора ОДС в качестве епископа Чебоксарского на смену престарелому архиепископу Мануилу (Лемешевскому)[25], на что последовала отрицательная резолюция, где было выражено недовольство «стремлением Патриархии плодить епископов»[26]. Тем не менее вскоре игумен Леонтий был удостоен сана архимандрита (21.03.1961 г.). Послушание наместника Успенского монастыря будущий архиерей совмещал с управлением Одесской семинарией, которую фактически возглавлял с февраля 1961 года[27] по январь 1962 года ‒ в тяжелейшее время как для обители, так и ОДС, куда в один год вообще прекратился прием документов. Семинарию удалось защитить от закрытия лишь тщанием Святейшего Патриарха Алексия, который тогда прислал в Одессу воспитанников Московских духовных школ[28].

27 декабря 1961 года на заседании Священного Синода РПЦ было принято решении об избрании архимандрита Леонтия викарием Московской епархии с титулом «Подольский». Наречение состоялось 13 января 1962 года в Крестовой церкви святого праведного Филарета Милостивого в Патриарших покоях Троице-Сергиевой Лавры. Слово архимандрита Леонтия, сказанное им при наречении, было проникнуто твердым упованием на Промысел Божий и глубоким осознанием собственной немощи. Вообще, проповеди и слова преосвященного владыки до нас почти не дошли, однако в полном объеме сохранился текст его слова при наречении. «Услышав это призвание Господне, ‒ говорил архимандрит Леонтий о призвании к епископскому сану, ‒ я вспомнил слова преподобного отца нашего Сергия Радонежского Чудотворца, сказанные им святителю Алексию, призывавшего его принять епископский сан: “Выше меры моея есть дело сие”. А что скажу я, недостойный быть и последним учеником преподобного? Во сто крат выше меры моея есть дело сие»[29]. Особенно выразительно до сих пор звучат слова из речи будущего архиерея, уже тогда претерпевшего немало испытаний в своей жизни, о всецелом полагании себя на волю Божию: «Прекословить воле Вашей не смею, ибо, с одной стороны, не знаю, “что мя хощет сотворити Господь” (Деян. 9:6), с другой же стороны, верую что Господь все устрояет во благое. Я желаю только одного: служения Святой Церкви и славе имени Бога нашего и достижения Небесного Царствия… Мне ли, с детства принявшему обет монашества, отдавшему свою жизнь Св. Церкви и подчинившему свою волю воле Господней, в настоящий момент рассуждать о своих желаниях? “Господи, да будет воля Твоя, ибо уже и бысть воля Твоя” (Пс. 67:29)»[30]. В целом, в кратких словах речи архимандрита Леонтия при наречении отчетливо прослеживается духовная школа Глинской пустыни, где непрестанно пеклись о духовном возрастании своих воспитанников, в первую очередь через добродетель послушания. «Служение епископское обязует быть пастырем добрым и вести словесное стадо Христово в Небесное Царствие. А я, оглядываясь на себя и свою жизнь, вижу много немощей, а опыта духовного, который так нужен доброму пастырю, в достаточной степени не нахожу в себе»[31]. 14 января 1962 года в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры состоялась назначенная хиротония, которую возглавил Святейший Патриарх Алексий. В тот же день решением Священного Синода новорукоположенный архиерей был назначен на должность представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском. Интересен факт, что до своего направления на церковно-дипломатическое послушание владыка отмечал, что не владеет никакими языками, кроме русского, и ни разу не был за границей[32].

Одно из первых послушаний епископа Леонтия на новой должности последовало спустя месяц после назначения – проведение встречи со Святейшим Патриархом Болгарским Кириллом (Константиновым), который посещал Сирию с 23 по 29 марта 1962 года. Визит в представительство Московской Патриархии состоялся 27 марта и стал значительным событием во время посещения Сирии Предстоятелем Болгарской Церкви. В резиденции представителя РПЦ в Дамаске был дан прием с участием многих церковных и светских деятелей, в том числе послов Болгарской Народной Республики и СССР. «Прием прошел в очень оживленной беседе, – позже было отмечено в ЖМП. – Святейший Патриарх Кирилл много говорил о значении Русской Православной Церкви в деле укрепления Православия и во взаимоотношениях между всеми православными церквами, о ее авторитете в международной церковной жизни и о большом значении вступления ее во Всемирный Совет Церквей»[33].

Первоначальная деятельность епископа Леонтия на новом месте служения была одобрена священноначалием РПЦ, видимым знаком чего явилось доверие ему значительной суммы средств от Московской патриархии. 2 ноября 1962 г. в адрес посольства СССР в Сирии было перечислено 5953 английских фунта стерлингов для епископа Леонтия (Гудимова), о чем Министерство иностранных дел оповестило своего посла А.А. Барковского[34]. Также была расширена география перемещения преосвященного владыки по территории Ближнего Востока. В частности, к началу 1963 года Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР испросил разрешение для епископа Леонтия посещать Ирак и Иорданию[35].

Еще раз свои дипломатические и организаторские способности епископ Леонтий проявил во время празднования 18-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), 8 февраля 1963 года. Тщанием представителя Московской патриархии за богослужением в храме представительства молилась значительная часть епископата Антиохийской Церкви во главе с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским Феодосием VI. Во время Литургии и после арабские иерархи выражали удовлетворение братским общением и отмечали, что оно «будет способствовать дальнейшему укреплению дружественных отношений между Антиохийской и Русской Православными Церквами»[36]. Усилению братских уз священноначалия двух Церквей способствовали другие неоднократные мероприятия, проводимые при участии епископа Леонтия в Сирии и за ее пределами. Наиболее примечательными были празднования по случаю 5-летия представительства[37], 25-летия служения в Бейруте митрополита Илии (Салиби) [38], 50-летия служения в священном сане Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия[39].

Заслуживает внимания тщательность и обязательность, с которой епископ Леонтий выполнял свое послушание как представитель Патриарха Московского при Антиохийском патриархате. Помимо успешного проведения официальных встреч и соборных богослужений, владыка вел активную переписку с ОВЦС. Красноречиво свидетельствует об этом количество рапортов епископа Леонтия на имя митрополита Никодима в 1963-1964 годах «о событиях, происходящих в Антиохийской Церкви и в Представительстве Московской Патриархии при Антиохийском патриархе»[40]. Иногда готовилось несколько отдельных рапортов по 5-6 страниц в месяц, как например, в марте 1963 года.

Служение владыки Леонтия на Ближнем Востоке было отмечено как Патриархом Антиохийским Феодосием IV, так и главой ОВЦС митрополитом Никодимом (Ротовым). Последний, в частности, писал в своем благодарственном письме епископу Леонтию: «Вы, Преосвященнейший Владыко, за время своего пребывания в Дамаске достойно несли возложенное на Вас высокое послушание и усердно потрудились на должности Представителя при Патриархе Антиохийском»[41]. Те же заслуги епископа Леонтия отметил и глава Грузинской Православной Церкви, Католикос-Патриарх Ефрем II, наградив его орденом св. вмч. Георгия I степени. Соответствующую грамоту глава Грузинской Церкви написал и подписал собственноручно. Иерусалимская Церковь наградила епископа Леонтия орденом Святого Гроба Господня I степени. Сам митрополит Леонтий позже вспоминал о курьезном и символическом случае, который произошел с ним на Востоке у главной святыни православного мира – Гроба Господня[42]. Во время одного из своих посещений Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, когда он покланялся одной из местных святынь (Гробу Господню или Камню Помазания), случайно опрокинул лампаду. Все масло вылилось на голову владыки.

После почти трех лет служения заграницей, в конце 1964 года епископ Подольский Леонтий был назначен правящим архиереем Волынской и Ровенской епархии (22.12.1964 г.). Спустя год последовало назначение на Симферопольскую и Крымскую кафедру (8.10.1965 г.), еще через два года – в Харьков (7.10.1967 г.), где владыка Леонтий удостоился сана архиепископа (25.02.1968 г.). Сотрудник Преосвященного по Среднеевропейскому экзархату, консультант ОВЦС Чукалов В.А., объясняет такие частые перемещения по кафедрам активной деятельностью архипастыря, которая «не нравилась властям предержащим»[43]. Находясь на Харьковской кафедре, преосвященный владыка продолжал выполнять послушания на церковно-дипломатическом поприще. В мае 1968 года он принял участие в торжествах по случаю 50-летия восстановления патриаршества в РПЦ. На преосвященного владыку была возложена обязанность сопровождать делегацию Иерусалимской Православной Церкви, возглавляемую Блаженнейшим Патриархом Венедиктом I (Пападополусом), что отображено в кадрах советской документальной кинохроники[44]. В июле 1969 года архиепископ Леонтий в составе делегации Московской патриархии принял участие в Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами[45]. В том же году, по благословению Священного Синода РПЦ, Преосвященный владыка возглавил официальную делегацию РПЦ на Святую Гору Афон по случаю 800-летнего юбилея Пантелеимонова монастыря. Эта поездка была выдающимся событием как в жизни архиепископа Леонтия, так и в целом Русской Православной Церкви и ее монашества[46].

Одним из последних послушаний архиепископа Леонтия на Харьковской кафедре было посещение республики Кипр в составе делегации общества «СССР – Кипр»[47]. Во время поездки, которая проходила с 4 по 12 ноября 1970 года, владыка вместе с другими членами делегации посетил прием, устроенный послом СССР в республике Кипр Н.П. Толубеевым по случаю 53-й годовщины Октябрьской революции. Также делегацию принял президент республики Кипр и Предстоятель Кипрской Церкви Архиепископ Макарий III (Хараламбус Папаиоанну). Архиепископ Леонтий передал Его Блаженству послание от местоблюстителя Патриаршего престола РПЦ митрополита Пимена (Извекова).

В 1970 году последовало назначение Преосвященного владыки на пост председателя хозуправления Московской Патриархии (с 25.06.1970 г. по 25.08.1970 г.) и патриаршего экзарха Средней Европы (12.11.1970 г.). В качестве архиепископа Берлинского и Среднеевропейского владыка Леонтий служил 2,5 года. Служение на Берлинской кафедре осуществлялось при помощи опытных и энергичных клириков: протоиерея Петра Влодека[48] и секретаря экзархата, благочинного храмов РПЦ в ГДР протоиерея Евгения Мисеюка[49]. Впоследствии к числу помощников архиепископа Леонтия присоединился и упомянутый член ОВЦС В.А. Чукалов[50], который в ноябре 1971 года был направлен в командировку в ГДР в качестве управляющего имуществом Среднеевропейского экзархата. С их помощью преосвященному владыке в скором времени удалось наладить добрые отношения с разнообразной паствой экзархата[51]: русскими эмигрантами и православными немцами, а также местными религиозными деятелями и представителями власти. «Он был прост в общении, но, вместе с тем, требователен к клирикам и сотрудникам Экзархата, ‒ вспоминает Чукалов Валерий Александрович, ‒ и личным примером показывал необходимость надлежащего исполнения своих обязанностей»[52]. Владыка регулярно совершал богослужения, во время которых его отличали благоговение, спокойствие и неторопливость[53].

Круг послушаний, возлагаемых на архиепископа Леонтия во время его пребывания на Берлинской кафедре, не ограничивался пастырской деятельностью. Священноначалием ему неоднократно поручалось участвовать в заграничных поездках Предстоятеля РПЦ, принимать либо сопровождать важных иностранных гостей. В частности, с 4 по 9 июля 1971 года архиепископ Леонтий принимал участие в поездке делегации РПЦ в Болгарию, где поместная Церковь избирала своего нового первоиерарха – Святейшего Патриарха Максима (Минкова)[54]. Примечательно, что русскую делегацию тогда возглавил Святейший Патриарх Пимен, который стал первосвятителем всего месяцем ранее. В октябре того же года в Берлине архиепископ Леонтий принимал делегацию ОВЦС РПЦ, которая в ФРГ участвовала в пятом богословском собеседовании «Арнольдсхайн-V» между Московской патриархией и местной Евангелической Церковью. Делегацию возглавлял митрополит Никодим (Ротов)[55]. Другим заметным событием, в котором участвовал архиепископ Леонтий, стало посещение Святейшим Патриархом Пименом святынь Ближнего Востока и Болгарии. Паломническая поездка продолжалась с 25 апреля по 28 мая 1972 года. Делегация посетила предстоятелей Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Болгарской Православных Церквей, а также различные местные церковные учреждения. Знакомство с местным духовенством со времен пребывания в Дамаске представителем Московской патриархии позволило архиепископу Леонтию активно участвовать в общении и ряде встреч[56].

1972 год ознаменовался для архиепископа Леонтия еще одним памятным событием – 10-летием архиерейской хиротонии. По случаю юбилея 14 января, в праздник Обрезания Господня, в Воскресенском кафедральном соборе Берлина состоялось торжественное богослужение при большом стечении духовенства и мирян. «Среди них, – отмечает автор заметки из епархиальной хроники ЖМП, – маститые старцы благочинный православных храмов в Западном Берлине протоиерей Сергий Положенский и протоиерей Иоанн Разумов»[57]. После Божественной литургии и благодарственного молебна архиерей поделился своими воспоминаниями о личной Пятидесятнице. «10 лет тому назад, – сказал владыка, – в морозный январский день в Сергиевском трапезном храме в Троице-Сергиевой Лавре была совершена моя хиротония во епископы. Хиротонию совершали Святейший Патриарх Алексий и другие восемь иерархов, в числе которых был и нынешний Святейший Патриарх Пимен[58]. Я всегда поминаю хиротонисавших меня епископов в молитвах, но сегодня я особенно вспоминал о них во время литургии, ибо я тогда просил их восполнить мою духовную худость их святительскими молитвами. И моим долгом является всегда помнить их мудрые вразумления и наставления»[59].

После более чем двухлетнего пребывания на Берлинской кафедре, ссылаясь на состояние здоровья, архиепископ Леонтий подал прошение об освобождении от занимаемой должности и «назначении правящим архиереем на родине»[60]. Прошение было удовлетворено. После месячного лечебного отпуска, 31 мая 1973 года архиепископ Леонтий был вновь назначен на Симферопольскую и Крымскую кафедру, а также временно управляющим Днепропетровско-Запорожской епархией. Несмотря на проблемы со здоровьем ‒ у владыки был диабет ‒ он регулярно посещал приходы в разных уголках вверенных ему епархий[61]. За почти 7-летний период пребывания на Симферопольской кафедре в сложных условиях государственного атеизма архиерей увеличил количество приходов до 30, отреставрировал кафедральный собор и помещение воскресной школы при нем.

12 января 1982 года архиепископ Леонтий был награжден орденом прп. Сергия Радонежского II степени в связи с 20-летием архиерейского служения (16 декабря 1986 г. ‒ I степени). В 1983 году (с 24 по 31 октября) возглавил делегацию РПЦ на праздновании в Дамаске 25-летия открытия представительства Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском. Через два года, в марте 1985 года, архиепископ Леонтий посетил Грузию, где в Александро-Невском храме города Тбилиси провел в последний путь своего духовного наставника митрополита Зиновия (Мажуга), впоследствии канонизированного. Преосвященный владыка участвовал в отпевании, которое возглавил Предстоятель Грузинской Православной Церкви патриарх Илия II (Шиолошвили), также духовное чадо и постриженник митрополита Зиновия[62]. В личных беседах после кончины духовника владыка говорил: «Я осиротел»[63].

В 1989 году за усердные архипастырские труды владыка Леонтий был удостоен сана митрополита. Одним из воспитанников архипастыря в этот период стал другой архиерей ‒ архиепископ Василий (Злотолинский). «Необыкновенный, умный, энергичный, глубоко религиозный, благоговейный в Таинствах, ‒ вспоминает владыка Василий. ‒ Я был ребенком, и он относился ко мне как к ребенку, называл меня “своим штатным посошником”. Я рос духовно с ним, старался подражать ему. Его вера в меня придавала мне сил и уверенности в духовной работе над собой»[64].

В феврале 1990 года, после смерти митрополита Сергия (Петрова), владыка Леонтий был переведен на вдовствующую Одесскую и Херсонскую кафедру, где с его приходом в течение года было открыто около 100 храмов, воскресная школа и регентские курсы при ОДС, готовилась к изданию епархиальная газета[65]. Вновь через год митрополит Леонтий занял новую кафедру – Херсонскую и Таврическую, предложение о создании которой сам подал на рассмотрение Священного Синода. За один год его служения ‒ с 20 февраля 1991 года по март 1992 года ‒ число приходов на Херсонщине увеличилось с 57 до 86, началось возрождение поруганного Свято-Григорьевского Бизюкова мужского монастыря, который до революции именовался «Таврическим Афоном». В связи с открытием новых приходов митрополит Леонтий совершил 27 хиротоний в сан диакона и 23 – в сан священника. Владыка всячески старался привлечь в епархию выпускников духовных школ, ратуя за повышение уровня образованности духовенства. Еще одним приоритетным направлением развития новообразованной епархии было создание воскресных школ: детских и взрослых. Первым директором и преподавателями таковых при кафедральном соборе Херсона были выпускники Ленинградских духовных школ и регентского отделения. Архиерей и сам трудился над воцерковлением народа, был доступен для простых мирян, прост в общении. Свидетели его жизни, секретарь, священники и работники епархиального управления, вспоминают о нем как молитвеннике[66] и терпеливом монахе, который усердно старался выполнять послушания, вверенные ему Церковью. Ценил искренность и простоту, был взыскателен за невыполнение послушаний – провинившимся не давал благословения до исправления таковых, что было тяжелейшим наказанием для окружения. Имел обыкновение обедать вместе с сотрудниками епархии, включая мирян. «Несмотря на высокое положение и большую занятость, он всегда находил доброе слово, мог пошутить, вспомнить былое»[67]. Будучи митрополитом Херсонским и Таврическим, владыка Леонтий отметил 30-летие архиерейской хиротонии, по случаю которой был награжден Святейшим Патриархом Алксием II орденом блгв. кн. Даниила II ст.

Драматичны последние месяцы земного пути владыки Леонтия. В январе 1992 года бывший митрополит Киевский Филарет (Денисенко), давя на епископат, вынудил архиереев УПЦ подписать письмо в Священный Синод РПЦ о предоставлении автокефалии. Трое преосвященных, в том числе епископ Донецкий и Славянский Алипий (Погрбеняк), отказались следовать директивам Филарета, из-за чего были подвержены прещениям. Владыка Алипий был смещен с кафедры, а на его место митрополит Филарет направил митрополита Леонтия. Херсонский архиерей был фактически брошен в гущу конфликта в Донецкой епархии, верующие которой отказались повиноваться тираническим действиям будущего раскольника. Как «ставленника» последнего, владыку встретили враждебно и, невзирая на почтенный возраст, даже не пустили на службу в кафедральный собор. События происходили зимой, что усугубляло проблемы со здоровьем митрополита Леонтия. Т. к. ему не предоставили места в епархии, владыка был вынужден несколько дней находиться в промерзшем помещении местной больницы. Предприняв после этого несколько попыток служения на приходах Донецкой епархии, митрополит Леонтий вернулся в Херсон. 1 марта он отслужил свою последнюю литургию в Свято-Духовском кафедральном соборе и на следующий день отправился в Киев с рапортом о ситуации на Донбассе. С окончательно подорванным здоровьем митрополит Леонтий просил у Филарета о возвращении на Херсонскую кафедру или почислении на покой, однако получил жесткий отказ и приказание возвращаться в Донецкую епархию. Предчувствуя скорую кончину, о чем свидетельствуют его помощники, преосвященный владыка отправился в Горловку, где с первых дней Великого поста стал угасать. 12 марта он пережил инсульт, после которого, однако, оправился и смог ходить. Но последовал новый удар – паралич приковал его к постели и отнял речь. 16 марта он отошел к Богу. Похоронили митрополита Леонтия 18 марта в Херсоне, с левой стороны от апсиды кафедрального собора. На его могиле установлен памятник с надписью «Митрополит Херсонский и Таврийский Леонтий (Гудимов)».

Подводя итог вышесказанному, заметим, что митрополит Леонтий прошел непростой жизненный путь, ведомый принципами монашеского подвига и самоотверженного служения Церкви. Прочным основанием таких ориентиров стало раннее воспитание архиерея в Глинской пустыни, а также под руководством епископа Анатолия (Буселя). Одесская и Московская духовные школы обогатили монашеский опыт митрополита Леонтия пастырскими навыками, которые окрепли на практике в период наместничества в Успенском монастыре Одессы и ректорства в ОДС. Административные и пастырские таланты были приумножены с принятием епископского сана в момент, когда Церкви были нужны преданные пастыри-дипломаты. Послужной список митрополита Леонтия как правящего архиерея изобилует множеством позиций. На каждом месте своего служения он старался сформировать костяк образованного духовенства и ратовал за увеличение приходов, воцерковление паствы. Его неустанные труды во многих местах служения свидетельствуют о беспрекословном выполнении послушаний Святой Церкви, даже в ущерб собственному здоровью. Показательны его слова, сказанные при наречении во епископы: «Мне ли, с детства принявшему обет монашества, отдавшего свою жизнь св. Церкви и починившему свою волю – воле Господней, в настоящий момент рассуждать о своих желаниях?»[68].

Одновременно, жизненный путь и архипастырское служение митрополита Леонтия является широким полем для дальнейшего изучения. Настоящая статья имеет целью лишь обозначить важные вехи в биографии архиерея, призвана привлечь внимание исследователей к личности митрополита Леонтия, а также к событиям церковной истории, участником которых он был. В частности, интересна тема деятельности Представительства Патриарха Московского при Антиохийской Православной Церкви при епископе Леонтии. Богатый историко-политический контекст, а также обилие архивных материалов способствуют разнообразному и подробному рассмотрению церковно-дипломатической деятельности иерарха на Ближнем Востоке. Как материал для исторического исследования, сопряженного с анализом духовных и пастырских особенностей старчества Глинской пустыни, привлекает внимание период ее возрождения в 40-60е гг. ХХ века. Выразителем духа глинской монашеской традиции в этот период можно рассматривать пастырское наследие ее воспитанника ‒ монаха Леонтия (Гудимова) вкупе с плеядой его наставников. Отдельной темой представляется рассмотрение архиерейского служения митрополита Леонтия на каждом месте его служения как правящего архиерея. Послужной список предлагает достаточное разнообразие в этом направлении: Харьковская, Симферопольская, Одесская, Херсонская епархии, Среднеевропейский экзархат. Немаловажным подспорьем для исследования жизненного пути митрополита Леонтия являются живые свидетельства его современников ‒ духовенства, духовных чад, сотрудников, людей, которые лично знали архиерея. Автор выражает искреннюю благодарность всем, кто откликнулся на просьбу помочь в создании настоящей статьи своими воспоминаниями и замечаниями.

[1] В Путивльском районе помнят митрополита Леонтия как выдающегося земляка. В 2012 году в газете «Місто Ярославни» (сентябрь-октябрь) вышла статья, посвященная биографии архиерея. (Чурочкин А., прот. Митрополит Леонтий // Місто Ярославни. 2012. Вересень-жовтень, № 5 (13). С. 6-7).

[2] Автобиография 1961 года из личного дела митрополита Леонтия (Гудимова). Архив протоиерея Виталия Дорошко.

[3] Вера Алексеевна Пасенко, преподаватель первой в Херсоно-Таврической епархии воскресной школы, открытой владыкой, вспоминает, как архиерей в личной беседе рассказывал об обстоятельствах гибели своих родителей. В момент входа военизированного отряда в село он отлучился в поле. Когда же возвращался, увидел пылающие хаты. Ему удалось спрятаться в траве и рассмотреть, что происходит с его домом. Когда он увидел расстрел, то сразу убежал в Глинский монастырь, где его и приютили.

[4] Протоиерей Александр Кравченко, ректор Одесской духовной семинарии, в своих воспоминаниях отмечает, что Иван Гудимов не видел момента расстрела родителей, поскольку пас «недалеко от родного села кормилицу-буренку». (Кравченко А., прот. Близкие воспоминания. [Электронный ресурс.] URL: http://www.odseminary.orthodox.ru/magazine/12/Kravchenko.htm (дата обращения: 15.03.18).

[5] Устные воспоминания протоиерея Александра Геращенко, клирика Озерянского храма на Холодной горе города Харькова, 2018 год.

[6] Чурочкин А., прот. В Глинской все дышит святостью. [Электронный ресурс.] URL: http://www.pravoslavie.ru/105768.html/ (дата обращения: 02.04.19).

[7] Там же.

[8] Чурочкин А., прот. Митрополит Леонтий … С. 6.

[9] В первый год пребывания Иоанна Гудимова в Глинской пустыни он был ее настоятелем, возродителем Афонского устава и дореволюционных традиций старчества. По некоторым данным, его келейником был именно Иоанн Гудимов.

[10] В будущем схимитрополит Серафим (Мажуга) стал духовником владыки Леонтия.

[11] До этого Иван Гудимов один месяц нес послушание псаломщика в с. Веркомодис Сумской области.

[12] Струменский Н., прот. Епископ Анатолий (Некролог) // Журнал Московской Патриархии. М.: 1953., № 5. С. 33.

[13] Достоверно неизвестно, в честь какого святого был пострижен митрополит Леонтий. Сам владыка этого не указывал в автобиографиях. В кратком очерке протоиерея Александра Чурочкина отмечается, что «послушник Иоанн был пострижен в монашество с именем Леонтия, в честь преподобного Леонтия Печерского» (Чурочкин А., прот. Митрополит Леонтий. Указ. соч. С. 6). Однако в статье ЖМП за 1984 год есть заметка, что свое тезоименитство владыка Леонтий праздновал «в день памяти мученика Леонтия». Впрочем, Церковь отмечает память упомянутых святых в один день – 1 июля.

[14] Чапнин С. Н.С. Капчук: «Приходилось делать многое, чего никто не мог себе позволить» // Журнал Московской Патриархии. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2012. № 2. [Электронный ресурс.] URL: http://www.e-vestnik.ru/interviews/nikolay_kapchuk_laquoprihodilos_4361//.

[15] Ктитор Патриаршего собора. Путь церковного служения Николая Семеновича Капчука / авт.-сост. В.А. Любартович. М., 2011. С. 84, 149.

[16] Из обращения ректора ОДС прот. В. Кремлева к инспектору ЛДА проф. Л.Н. Парийскому и правлению МДА от 18.08.1952 г.: «Вследствие отношения, за № 1203, Одесская Духовная Семинария имеет честь уведомить, что находящемуся ныне в Одессе Его Святейшеству, Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси, благоугодно было отдать распоряжение, чтобы окончившие Одесскую Семинарию иеромонах Леонтий /Гудимов/ и иеродиакон Рафаил /Мозговой/ для получения высшего духовного образования были направлены не в Ленинградскую, а в Московскую Духовную Академию, где они будут находиться в условиях монастырского режима». Дело иеромонаха Леонтия (Гудимова). Архив МДАиС. С. 1.

[17] Там же. С. 29.

[18] На должности настоятеля Казанского храма Димитрова иеромонах Леонтий заменял протоиерея Павла Соколовского ‒ представителя Московского Патриархата при Христианской мирной конференции. С 10 по 31 марта 1956 г. отец Павел в составе церковной делегации был в командировке в США. Благословение на временную замену клирика дал митрополит Николай (Ярушевич).

[19] С соответствующим прошением на имя ректора обратился архиепископ Макарий (Даев).

[20] Письмо от 29.03.1955 г. / Дело иеромонаха Леонтия (Гудимова). Архив МДАиС. С. 36.

[21] Письмо от 15.04.1956 г. / Дело иеромонаха Леонтия (Гудимова). С. 50.

[22] Диплом Академии от 20 июня 1957 года из личного дела митрополита Леонтия (Гудимова). Архив протоиерея Виталия Дорошко.

[23] Спустя несколько лет, в марте 1961 года, он сам возглавил Одесскую духовную школу. Интересно заметить, что за этот период в ОДС успели смениться два ректора: протоиерей Николай Концевич и епископ Сергий (Петров). Так было угодно Промыслу Божию, чтобы митрополит Леонтий был преемником митрополита Сергия и в качестве ректора семинарии, и как правящий архиерей Одесской и Херсонской епархии.

[24] Мужских монастырей в 1960 году существовало 14, женских – 28. Всего насельников насчитывалось 3742. Данные по: Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общ-во любителей церковной истории, 1999. С. 399.

[25] Цит. по: Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 1945-1970 гг. / [под ред. Н.А. Кривовой ; отв. сост. Ю.Г. Орлова ; сост. О.В. Лавинская, К.Г. Ляшенко]. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. 1960 год, № 191. С. 297.

[26] Цит. по: Там же. 1960 год, № 191. С. 298.

[27] 16 февраля 1961 года он был назначен временно исполняющим обязанности ректора ОДС.

[28] Кравченко А., прот. Указ соч.

[29] Слово при наречении из личного дела митрополита Леонтия (Гудимова). Архив протоиерея Виталия Дорошко.

[30] Там же.

[31] Там же.

[32] Анкета за 24 декабря 1958 год из личного дела митрополита Леонтия (Гудимова). Архив протоиерея Виталия Дорошко.

[33] Пребывание Святейшего Патриарха Болгарского Кирилла в Сирии с 23 по 29 марта 1962 года / Журнал Московской Патриархии. Изд-во Московской Патриархии, 1962. Июнь. С. 55.

[34] ГАРФ. Фонд Р-6991. Д. 2035. (3 ноября 1962 г.). Л. 93.

[35] ГАРФ. Фонд Р-6991. Д. 2131. (3 января 1963 г.). Л. 1.

[36] Торжественное празднование годовщины интронизации Святейшего Патриарха Алексия в Дамаске (Сирия) / Журнал Московской Патриархии. Изд-во Московской Патриархии, 1963. № 4. С.7.

[37] «Уже сейчас можно сказать, ‒ отмечал Патриарх Феодосий, ‒ что мы ощущаем хорошие результаты этого братского общения за время служения у нас здесь двух славных представителей Русской Православной Церкви ‒ епископа Иоанна (ныне митрополита) и его нынешнего преемника епископа Леонтия» (Леонтий (Гудимов), еп. Из жизни представительства Московской Патриархии в Дамаске / Журнал Московской Патриархии. Изд-во Московской Патриархии, 1964. № 1. С.14).

[38] Юбилейные торжества в честь Высокопреосвященнейшего Илии Салиби, митрополита Бейрутского / Журнал Московской Патриархии. Изд-во Московской Патриархии, 1963. № 4. С. 52.

[39] Кадры советской документальной кинохроники сохранили память о том, как епископ Леонтий сопровождал официальную делегацию Антиохийской Православной Церкви, возглавляемую ее патриархом Блаженнейшим Феодосием VI (Золотой юбилей. Фильм о праздновании 50-летнего юбилея архиерейского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия / Реж. В. Плотникова, консультант Б. Кудинкин. М.: ЦСДФ, 1963. 12:02-12:05; 15:55-16:10; 42:37-42-41; 44:34-44:55).

[40] ГАРФ. Фонд Р-6991. Д. 512, 513, 553.

[41] Письмо № 308 от 10 марта 1965 года (канцелярии ОВЦС) из личного дела митрополита Леонтия (Гудимова). Архив протоиерея Виталия Дорошко.

[42] Этот случай рассказывает со слов самого владыки Рудинская Екатерина Евтихиевна, заведующая епархиальным складом в Херсоне в бытность митрополита Леонтия правящим архиереем в Херсонской епархии. Владыка вспомнил эту историю во время обеденного разговора, за которым ежедневно собирались сотрудники епархии, когда речь коснулась привезенного паломниками из Иерусалима освященного елея.

[43] Из личного письма Чукалова В.А. автору от 16 апреля 2019 года.

[44] Празднование 50-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви / Реж. В. Плотникова, консультант Б. Кудинкин. М.: ЦСДФ, 1968. 6:56-7:00, 7:31-7:41 .

[45] Определения Священного Синода / Журнал Московской Патриархии. Изд-во Московской Патриархии, 1969. № 8. С.1.

[46] Сойко Б., диак. Посещение делегацией РПЦ Святой Горы Афон / Журнал Московской Патриархии. Изд-во Московской Патриархии, 1970. № 3. С.8-12; Леонтій (Гудімов), архієп. Паломницька група Руської Православної Церкви на Святій Горі Афон / Православний вісник. Київ, 1970. Січень. С. 41.

[47] Хроника / Журнал Московской Патриархии. Изд-во Московской Патриархии, 1971. № 1. С.2.

[48] До своего направления на служение в ГДР 17 июня 1970 года протоиерей Петр прошел службу в рядах Красной армии, участвовал во Второй Мировой войне, был удостоен многих боевых наград, «на Рейхстаге поставил свою подпись». Окончил экстерном Волынскую духовную семинарию, а также Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Преподавал в Волынской духовной семинарии. Там же с 1962 года был ректором до закрытия духовной школы в 1964 г., после чего находился в клире Волынской епархии (По материалам: Відійшов у вічність протоієрей Петро Влодек – Почесний ректор Волинської духовної семінарії. [Электронный ресурс.] URL: http://volyn.church.ua/2017/10/07/pomer-protoijerej-petro-vlodek-pochesnij-rektor-volinskoji-duxovnoji-seminariji/ (дата доступа: 24.11.18); Хроника / Журнал Московской Патриархии. – Изд-во Московской Патриархии, 1970. № 8. С.8).

[49] Ко времени служения в Германии протоиерей Евгений обладал богатым жизненным опытом. С 1936 по 1939 гг. учился в Виленском университете на медицинском факультете, в 1942 году при Гродненском епархиальном управлении выдержал экзамен за полный курс Духовной семинарии и стал священником, в годы Второй Мировой войны удостоился медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и ордена преподобного Сергия Радонежского, в 1949 году был назначен благочинным Лунинецкого округа в Минской епархии, в 1957 году окончил заочный сектор Ленинградской духовной академии, а с 1964 года служил ключарем в минском Свято-Духовом кафедральном соборе (по материалам: Силова С.В. Крестный путь: Белорусская Православная Церковь в период немецкой оккупации 1941-1944 гг. – Минск: Белорусский экзархат, 2005.С. 54; Протоиерей Евгений Мисеюк. [Электронный ресурс.] URL: www.nikolsobor.org/SITE3/index.php/ru/protoierej- evgenij- misseyuk (дата доступа: 24.11.18).

[50] Поздравляя Валерия Александровича с 60-летием в 2001 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, будучи в то время председателем ОВЦС, так характеризовал его деятельность: «Священноначалие Русской Православной Церкви неоднократно поручало Вам весьма ответственные церковные послушания как в Отечестве нашем, так и за его пределами, которые, Богу содействующу, Вы всегда исполняли с неизменной принципиальностью, высоким чувством ответственности и страхом Божиим. Ваша преданность церковному деланию получила высокую оценку руководства Отдела и Священноначалия, свидетельством которой является получение Вами многих высоких наград. Ваша же неизменная доброжелательность и человеколюбие снискали Вам подлинную любовь и уважение всех, кто трудился и трудится вместе с Вами».

[51] Подробнее о пастве Экзарха Средней Европы говорится в заметке о Пасхе Христовой в Берлинском кафедральном соборе в 1971 г. «Паства прихода по своему национальному составу разнообразна. В основном это русские и украинцы, но есть и довольно большое число православных немцев, некоторые из них состоят в клире, поют в церковном хоре, принимают участие в церковноприходской жизни. Приходят в храм помолиться и верующие других национальностей: греки, болгары, сербы, арабы, американцы». (Влодек П., прот. Берлинская епархия // Из жизни епархий / Журнал Московской Патриархии. Изд-во Московской Патриархии, 1971. № 38. С.8).

[52] Из личного письма Чукалова В.А. автору от 16 апреля 2019 года.

[53] Там же.

[54] Игнатьев А. Избрание нового Предстоятеля Болгарской Православной Церкви // Из жизни Православия / Журнал Московской Патриархии. Изд-во Московской Патриархии, 1971. № 7. С.44-56.

[55] Воронов Л., прот. Делегация Московского Патриархата в Федеративной Республике Германии / Журнал Московской Патриархии. Изд-во Московской Патриархии, 1972. № 1. С. 55.

[56] Дымша С., прот. Паломничество Предстоятеля Русской Православной Церкви / Журнал Московской Патриархии. Изд-во Московской Патриархии, 1972. № 9. С. 16-18.

[57] Из жизни епархий / Журнал Московской Патриархии. Изд-во Московской Патриархии, 1972. № 1. С.41.

[58] В хиротонии принимал участие и следующий после Патриарха Пимена первоиерарх РПЦ Патриарх Алексий II (Ридигер), а кроме того другие выдающиеся археиереи: Экзарх Украины митрополит Иоанн (Соколов), председатель ОВЦС архиепископ Никодим (Ротов), епископ Нестор (Тугай), епископ Василий (Самаха) и другие.

[59] Из жизни епархий / Журнал Московской Патриархии. Изд-во Московской Патриархии, 1972. № 1. С.41.

[60] Прошение на имя митрополита Тульского и Белевского Ювеналия председателя ОВЦС МП от января 1973 г.

[61] К примеру, только за апрель 1984 года он посетил с архипастырскими визитами Александро-Невский собор Мелитополя, Благовещенский и Троицкий собор, Трехсвятительский храм Днепропетровска, Вознесенский собор Кривого Рога, Покровский храм Запорожья. Притом в следующем месяце, мае, он уже служил на крымских приходах, а в июне вновь посетил Кривой Рог.

[62] Воспоминания клирика Александро-Невского храма Тбилиси, протоиерея Александра Чеснокова. [Электронный ресурс.] URL: https://youtu.be/2G5ITnzHnF0 (дата доступа: 11.04.19).

[63] Из воспоминаний Рудинской Екатерины Евтихиевны.

[64] Из личной переписки. Электронное сообщение от 22.03.2019.

[65] Чурочкин А., прот. Митрополит Леонтий ... С. 7.

[66] О строгости митрополита Леонтия в отношении соблюдения правильности богослужений говорят и свидетели его служения на Херсонской кафедре. Почетный регент Свято-Духовского кафедрального собора Пономарь Зоя Давидовна рассказывает о случае, когда на всенощном бдении накануне Успения Пресвятой Богородицы архиерей сделал ей замечание, когда хор по ошибке пропел стихиру «О дивное чудо» вместо «На безсмертное Успение». Подобным образом владыка неоднократно давал понять, что прекрасно владеет богослужебным уставом и внимательно следит за службой. Рудинская Екатерина Евтихиевна, заведующая складом епархии, близкое духовное чадо митрополита Леонтия, отмечает, что владыка мог на службе выгнать из алтаря за неблагоговейное поведение и требовал от клира полнейшей тишины за богослужением.

[67] Из личного письма Чукалова В.А. автору от 16 апреля 2019 года.

[68] Слово при наречении из личного дела митрополита Леонтия (Гудимова). Архив протоиерея Виталия Дорошко.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9