Одним из важнейших принципов, лежащих в основе бытия Святой Церкви со времён апостольских, является почитание тех, кто потрудился над проповедью Евангелия и устроением церковной жизни. «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4. 15), – обращается святой апостол Павел к христианам основанной им Коринфской Церкви и, никогда не переставая учить пастырей и пасомых добродетели сыновнего почтения, повторяет в послании к Евреям: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13. 7).
Поэтому для православных верующих Финляндии особое значение имеет память о людях, потрудившихся в проповеди святого православия и в устроении православной церковной жизни в её пределах. В страну Суоми православие принесено было русскими миссионерами. Хотя об их трудах не сохранилось достаточного количества исторических свидетельств, их роль, несомненно, была велика, и население нынешней территории Финляндии – хотя бы в лице единичных своих представителей – не могло не быть причастным к процессам христианизации, проходившим как на католическом севере, так и южнее, на православной Руси. Русская Церковь никогда не забывала о долге православной миссии в северном крае. Трудами преподобных Трифона Печенегского и Феодорита Кольского в XVI веке семена святой православной веры были посеяны у саамов и других коренных народов северного края. Не могло не способствовать упрочению миссии в Карелии также и учреждение московского патриаршества, ведь решением Соборов древних восточных патриархов в 1590 и 1593 годах предстоятель Русской Православной Церкви получил титул Патриарха Московского, всея России и всех северных (гиперборейских) стран.
Шведское господство способствовало закреплению в Финляндии лютеранства. Возвращение православия произошло после постепенного вхождения территории Финляндии в состав Российской империи, которое завершилось Фридрихсгамским мирным договором 1808 года и через год – провозглашением Великого княжества Финляндского. Православие не навязывалось местному населению силой – Выборгское викариатство Санкт-Петербургской епархии было основано лишь спустя 60 лет, в 1859 году.
Времена менялись, и во второй половине XIX века перспективное развитие региона было невозможно без внимания к духовным нуждам как принявшего православие финно-угорского населения, так и русских православных, к числу которых добавились петербуржцы, приобретавшие в Финляндии недвижимость. Это время потребовало и других людей, которые способны были осуществлять миссию в новых условиях, привлекая людей к православию собственной жизнью и отдавая все силы трудам по развитию церковной жизни. Именно таким человеком стал митрополит Антоний (Вадковский, 1846-1912), явившийся создателем и первым правящим архиереем Выборгской и Финляндской епархии.
В прошлом году исполнилось 170 лет со дня рождения митрополита Антония (Вадковского), а в году нынешнем чтущие память выдающегося русского иерарха отметят 105 лет со дня его преставления.
Будущий митрополит – в миру Александр Васильевич – родился в небогатой многодетной священнической семье на Тамбовщине. Однажды семейство посетил святитель Феофан Затворник, который выделил маленького Сашу среди прочих детей и особо благословил его, положив руку ему на голову. Возможно, высокое предназначение отрока святому открыл сам Бог, который сказал своему пророку: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16. 7). В судьбе его и в самом деле ощущалось могущественное действие промысла Божия: блестящее окончание Казанской духовной академии, многообещающая карьера и счастливый брак, в котором родились у него двое детей – всё это внезапно оборвалось, в 1879 году Господь призвал к себе его супругу, а в 1882 году – и детей. Многие на его месте, очутившись в положении вдовца, либо впали бы в отчаяние, либо искали вступить в новый брак, однако Александр увидел в случившемся знак Божией воли и избрал для себя путь монашества. В 1883 году он принял монашеский постриг, был рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха, посвятив себя успешным трудам на поприще профессора и инспектора Казанской духовной академии. Промысел Божий вёл его дальше, и в 1885 году сам обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев ходатайствует о его переводе в Санкт-Петербург, где уже через два года, в 1887 году, он становится ректором Духовной академии.
В Санкт-Петербургской духовной академии раскрылся присущий ему особый дар миссионера, который в некоторых моментах опередил его эпоху. Нет, пожалуй, ни одного направления развития духовного образования, на котором не было бы им предпринято какое-либо важное начинание. Он высоко поднял авторитет учёного монашества – среди его пострижеников был, в частности, будущий Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Именно ему принадлежит заслуга создания в Санкт-Петербургской духовной академии кафедры византологии. Им же вдохновлена была деятельность студенческого академического кружка, члены которого «пошли в народ», отдавая личное время не заботе о собственном житейском благополучии, а делу религиозного просвещения народа, живым встречам с верующими и богословским беседам повсюду, где души требовали ответа на сложные мировоззренческие вопросы, вспыхивавшие в жизни предреволюционной России – от храмов до мест лишения свободы и ночлежек для бездомных.
Назначение ректором Санкт-Петербургской академии совпадает с началом и его архипастырских трудов в Финляндии. 3 мая 1887 года в Александро-Невской лавре состоялась его хиротония во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской митрополии. Об активности епископа Антония свидетельствует тот факт, что уже через пять лет, 24 октября 1892 года, Святейший Синод учреждает самостоятельную Финляндскую и Выборгскую кафедру, на которую епископ Антоний (Вадковский) и был назначен с возведением в сан архиепископа и стал, таким образом, первым в истории правящим православным архиереем Финляндской епархии.
В те годы подъём православия в Финляндии по-прежнему требовал особого толчка, личного внимания и энергичного систематического ежедневного вклада архипастыря. Численность православных верующих – по преимуществу карелов – оставалась незначительной рядом с последователями ставшего традиционным для тех мест лютеранства, которое в Великом княжестве Финляндском не только нисколько не притеснялось царским правительством, но являлось официальным государственным исповеданием. Иначе и быть не могло в автономном княжестве в составе империи, где к лютеранской конфессии принадлежала целая плеяда чиновников и генералов, происходивших из остзейских немцев.
Другим фактором, сдерживавшим развитие православия в Финляндии, были особенности географии проживания православных карелов – значительная их часть пребывали вовсе не в Финляндии, а в Олонецком крае. Это обстоятельство, подчёркивающее, с одной стороны, историческую близость наших народов, создавало трудности для становления Православной Церкви на территории Великого княжества Финляндского.
Трудами архиепископа Выборгского Антония (Вадковского) Финляндия обрела импульс постепенного превращения в страну православной традиции. В середине XIX века православие числилось, наряду с лютеранством, официальным вероисповеданием в сущности лишь постольку, поскольку являлось государственной религией Российской империи – подавляющее большинство православных прихожан были военнослужащими русских гарнизонов. Что же касается Финляндии в XX веке, статус православия в ней определяется реальным наличием православных приходов, верующих и духовенства. Предпосылки для этого качественного сдвига были в глубинной основе созданы именно трудами митрополита Антония (Вадковского).
Противниками роста православия деятельность иерарха преподносилась как желание русского правительства «насильно обратить всех в православие». Поэтому, как отмечал один из современников, «… задача Антония – строить там церкви и школы и тем действительно создать православных, имеющихся ныне номинально. Для этого необходимы средства. Дадут ли?..»
И Антоний действовал, проявляя такт и дипломатичность, не как царский чиновник, а как пастырь и посланник православия на финской земле. Его стараниями была обустроена Духовная консистория в кафедральном городе Выборге. При его деятельном участии построено более десятка православных храмов, число приходов увеличилось с 23 до 37, были созданы благотворительные учреждения для помощи малоимущим, учреждено 70 церковно-приходских школ – почти в два раза больше, чем в Финляндии тогда имелось православных приходов.
Архиепископ Антоний стоял за развитием учреждённого в 1885 году братства преподобных Сергия и Германа Валаамских, по его благословению продолжавшего начатое в 1840-е годы историческое дело создания финской православной литературы и систематического издания переводов на финский язык. Во все сферы деятельности иерарх привносил системный подход, изначально ставивший его начинания на твёрдую основу. Он отдавал приоритет переводу на финский язык православной богослужебной литературы, для чего была создана специальная комиссия. Иерарх был глубоко убеждён, что православные финны должны получить возможность славить Бога на своём родном языке, чтобы родная для них речь звучала за богослужением в православных храмах. Всякий, кто знает, сколь велико отличие финского языка от русского языка и церковно-славянского, должен по достоинству оценить тот факт, что успех этого начинания не был бы возможен без привлечения православного духовенства и интеллигенции, владевших финским языком.
При архиепископе Антонии на финском языке стал выходить православный журнал «Aamun Koitto» («Утренняя заря»), первый номер которого увидел свет в 1896 году.
4 июня 1894 года архиепископ Антоний освятил Троицкий храм в Линтуле, где 10 августа 1896 года официально была открыта Свято-Троицкая линтульская женская община – основа для первого женского монастыря в Финляндии.
Уже в правление архиепископа Антония в городе Сердоболе (ныне – Сортавала) прошёл съезд православного духовенства Финляндии. Жизнь новой епархии, при всей её малочисленности, постепенно обретала плоть и кровь, а само финское православие впервые в новейшей истории стало обозначать себя как организованная патриотическая народная сила, как осязаемый феномен.
В 1898 году, после 11 лет трудов на земле Суоми, из-за конфликта с генерал-губернатором Н.И. Бобриковым, не сочувствовавшим широкой программе иерарха, по требованию В.К. Плеве архиепископ Антоний был устранён из Финляндии, но это событие обернулось для него новым возвышением – он был возведён на Санкт-Петербургскую и Ладожскую кафедру, продолжив там свои труды и применив, несомненно, тот пастырский и административный опыт, который обрёл во время служения в Финляндии. Одним из преемников его трудов на Финляндской кафедре с 1905 года стал его ученик епископ Сергий (Страгородский), в будущем – Патриарх Московский и всея Руси.
Господь призвал к Себе митрополита Антония сравнительно молодым, 66-ти лет, в 1912 году, за два года до начала Великой войны и за пять лет до трагических событий 1917 года. Вскоре Финляндия обрела государственную независимость, а в истории финского православия, благоустроению которого он отдал столько энергии и дарований, открылась новая страница. Со времени этих событий минуло целое столетие, насыщенное множеством разнообразных событий, однако историческая роль митрополита Антония (Вадковского), первого правящего православного архиерея Финляндии, его личность и начинания никогда не утратят своего значения для народа Божия земли Суоми, служа ориентиром для новых поколений архипастырей.
Литература
1. Историческая записка о положении православия в Финляндской Карелии: К 200-летнему юбилею взятия Выборг. крепости и воссоединения Карелии с православной Россией, 14 июня 1710-1910. Православное карельское Братство во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Выборг, 1910, 32 с. URL: http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/georg/georgr0.htm (дата обращения: 08.12.2016).
2. Басин И. Пастырь на рубеже эпох. К 150-летию митрополита Антония (Вадковского) // Православная община. М., 1996. № 3 (33) – С. 75-91.
3. Львов Аполлинарий. Дневник // Нестор. Ежевартальный журнал истории и культуры России и Восточной Европы. 2000. №1 – C. 63.
4. Крипатова Ю.И. Финляндское Братство Сергия и Германа Валаамских в XIX веке и его роль в просвещении карел // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 8, Ч. 2 – С. 114-117.
5. Первый женский монастырь в Финляндии // Московские ведомости, 1894, № 188.
6. Яровой О.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии 1880-1920-е гг.: (Из истории финнизации православной конфессии). Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Петрозаводск, 1999
7. Шестопалов С.С. Православная Церковь на территории Великого Княжества Финляндского в составе Российской Империи 1809-1917 гг.
8. Шевченко Т.И. К вопросу о юрисдикции Финляндской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. II:1 (26). С. 42-69.
9. Куркимиес И.Н. Православные храмы в Финляндии // Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. 5. – СПб.: Лики России, 2001, С. 472-507.