Некоторые аспекты процесса передачи имущества в собственность Ивановской епархии Русской Православной Церкви в 1990-е годы
Безвозмездная передача в собственность Русской Православной Церкви государственного и муниципального имущества религиозного назначения имеет более чем двадцатилетнюю историю. Одну из страниц этой истории раскрывает перед читателями постоянный автор портала доктор исторических наук, профессор Ивановского филиала НОУ ВПО «Институт  управления» А.А. Федотов.
Статья

В 1990-е годы, после принятия нового союзного и российского законодательства о религии, начался активный процесс возвращения Русской Православной Церкви принадлежащего ей имущества. Распоряжение Президента Российской Федерации № 281-рп от 23 апреля 1993 года «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества»[1] предусматривало возможность передачи в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности для использования в религиозных, учебных, благотворительных и других целях, связанных с деятельностью конфессий.

Данное распоряжение в определенной мере утвердило то, что было обозначено еще Советским Правительством в последний год его работы. Так, согласно постановлению Совета Министров СССР «О порядке передачи религиозным организациям в собственность культовых зданий, сооружений и другого имущества культового назначения, находящегося в собственности государства» № 1372 от 29 декабря 1990 года было установлено, что «передача религиозным организациям в собственность зданий, сооружений и другого имущества культового назначения, находящегося в собственности государства, производится безвозмездно, применительно к порядку передачи его общественным организациям»[2]. Порядок передачи разъяснялся Министерством юстиции СССР[3]. В силу перемен, которые произошли в стране, эти документы фактически не успели заработать, но руководство Российской Федерации в данном вопросе сохранило преемственность.

Соответственно, органы государственной власти субъектов Федерации, исходя из смысла распоряжения Президента России от 23 апреля 1993 года, также могли осуществлять передачу культовых и иных зданий как в собственность, так и в пользование. Однако на практике Ивановская область оказалась единственной, где практически все храмы (за исключением находившихся в федеральной собственности) были переданы именно в собственность Ивановской епархии Русской Православной Церкви.

Необходимо отметить и то, что в Ивановской области субъектом, принимающим храм в собственность, всегда выступала епархия, но не приход или монастырь. Это было особенно важно в период до 1997 года, когда российское религиозное законодательство видело де-юре субъектом права не централизованные религиозные организации, а объединения граждан из 20 человек. Хотя на практике государство и в центре и на местах в тот период уже всегда считалось с иерархическим устройством Церкви. Акты передачи храмовых зданий в Ивановской области составлялись отдельно на каждый храм, его подписывали члены специальной комиссии, в которую входили, как правило, заместитель председателя комитета по управлению государственным имуществом Ивановской области, секретарь епархиального управления, заместитель главы районной или городской администрации, представитель организации, на балансе которой до этого находился храм и настоятель монастыря или прихода. Утверждал акт председатель комитета по управлению государственным имуществом. Сама же передача осуществлялась на основании постановления главы администрации Ивановской области. Одним только постановлением № 223 от 13.08.1993 года в собственность Ивановской епархии были переданы 135 зданий. По аналогии с этим происходила передача и храмовых зданий, оказавшихся по каким-то причинам не в государственной собственности Ивановской области, а в муниципальной. Количество храмов, переданных в безвозмездное пользование, было незначительным от общего их числа.

Основные принципы передачи церковных объектов Ивановской области в собственность Ивановской епархии были заложены в решении малого Совета Ивановского областного совета народных депутатов двадцать первого созыва № 97 от 08.07.1992 года[4] (т.е. принятого еще до распоряжения Президента РФ от 23 апреля 1993 года). Решение называлось «О вопросах, связанных с передачей в собственность религиозных организаций культовых зданий, земельных участков и имущества». Решение имело очень большую преамбулу, в которой мотивировалось право малого Совета на распоряжения данным имуществом. Данным решением утверждался перечень имущества, передаваемого в государственную собственность Ивановской области в части культовых зданий и имущества религиозного назначения как имущественных комплексов с земельными участками при храмах. Было принято предложение архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия, поддержанное областной администрацией, о передаче в собственность Ивановской епархии Московской Патриархии (так в оригинале) церковных зданий, сопутствующих им сооружений, церковной утвари и земельных участков по прилагаемым перечням. Комитету по управлению госимуществом области было поручено вносить предложения по исключению из представленных горрайсоветами перечней имущества, передаваемого в муниципальную собственность, объектов культового назначения, по признанию недействительными сделок, совершенных после вступления в силу Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» с ранее национализированным имуществом церковных и религиозных обществ без разрешения правительства России и областного Совета народных депутатов[5].

Интересно отметить, что в список передаваемого имущества попало и здание епархиального управления, купленное епархией за деньги у частного лица, так как по советскому законодательству религиозное имущество автоматически становилось государственной собственностью.

В чем причины принятия этих решений? Возможно, в том, что на волне происходивших в стране перемен, получения местными органами власти больших полномочий, в тот момент решение передавать храмы в собственность или пользование Русской Православной Церкви зависело от  органов государственной власти субъекта Федерации настолько, насколько они приняли их в государственную собственность региона. И уже от руководства конкретных епархий зависело, насколько они успеют и сумеют использовать данную благоприятную возможность. Не исключено, что позднее была дана негласная установка не осуществлять передачу культовых объектов в собственность религиозных организаций, хотя законодательство это и дозволяло. Потому что сложно найти другую причину, по которой Ивановская область в то время стала таким уникальным в этом смысле регионом.

Почему местные власти Ивановской области захотели воспользоваться данной возможностью? Здесь, наверное, большую роль сыграли субъективные факторы. Это и огромный авторитет, который сумел завоевать и у представителей органов областной и муниципальной власти всех уровней и у всех жителей региона архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий. Это и умение секретаря епархиального управления архимандрита Зосимы (Шевчука) претворять принципиальную готовность областных властей к сотрудничеству в создание стратегических документов, на многие годы определивших строительство государственно-церковных отношений в регионе.

Это и добрая воля конкретных лиц, облеченных властью – председателя Областного Совета народных депутатов В.Н. Тихомирова (в 1996-2000 гг. глава администрации области), главы областной администрации А.Ф. Лаптева, председателей областного комитета по управлению государственным имуществом В.И. Давыдова, а затем Н.И. Дорогова и многих других депутатов и государственных служащих.

Необходимо отметить, что в 1990-е годы начался и процесс передачи епархии в безвозмездное пользование для реализации образовательных и социальных проектов зданий, никогда ранее Церкви не принадлежащих. Особенно нужно выделить факт в начале 2000-х годов принятия Ивановской Городской Думой решения о безвозмездной передаче в собственность епархии здания бывшего детского сада, в котором размещалась духовная семинария, взамен ранее принадлежащих Церкви на территории города Иваново нескольких небольших зданий, которые по объективным причинам не могли быть возвращены. Другой вопрос – насколько епархия была готова принять такой объем имущества и насколько эффективно оно использовалось.

Таким образом, можно констатировать, что безвозмездная передача в собственность Русской Православной Церкви государственного и муниципального имущества религиозного, а когда это мотивировано, то и нерелигиозного назначения имеет более чем двадцатилетнюю историю, и говорить о том, что такой вопрос возник только в последние годы – безосновательно.



[1] Распоряжение Президента Российской Федерации «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» № 281-рп от 23 апреля 1993 года //  Журнал Ивановской епархии. 2000. № 1(4). С. 8.

[2] Постановление Совета Министров СССР «О порядке передачи религиозным организациям в собственность культовых зданий, сооружений и другого имущества культового назначения, находящегося в собственности государства» № 1372 от 29 декабря 1990 года //  Журнал Ивановской епархии. 2000. № 1(4). С. 8.

[3] Министерство юстиции СССР. Разъяснение о порядке передачи религиозным организациям культовых (молитвенных) зданий и сооружений, другого имущества и земельных участков. Москва — 1991 //  Журнал Ивановской епархии. 2000. № 1(4). С. 9-10.

[4] Решение малого Совета Ивановского областного совета народных депутатов двадцать первого созыва «О вопросах, связанных с передачей в собственность религиозных организаций культовых зданий, земельных участков и имущества» № 97 от 08.07.1992 года.

[5] Текст решения был введен в научный оборот  (приложение 6 к диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук: Федотов А.А. Русская Православная Церковь в 1960-1990-х гг.: внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с государством (по материалам Владимирской, Ивановской и Костромской областей) Иваново, 2000.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9