Проповедническая импровизация: теоретическиеподходы и практические советы" >
Проповедническая импровизация: теоретическиеподходы и практические советы
Портал Богослов.Ru продолжает публикацию материалов, посвященныхразличным практическим аспектам церковного проповедничества. Сегодня мыпредлагаем вниманию читателей очерк преподавателя Киевской Духовной Академии В.В. Буреги о проповеднической импровизации. Автор представляет краткий обзорсуждений церковных писателей об импровизированной проповеди и предлагаетнекоторые практические советы для начинающих проповедников.
Статья

Слово импровизация пришло в современныеевропейские языки  из латыни. Латинское improvisus дословно значит неожиданный, внезапный. Под импровизацией принято понимать созданиехудожественного произведения непосредственно в процессе его исполнения.

В гомилетике существует понятие проповеднической импровизации, подразумевающеепроизнесение проповеди без специальной предварительной подготовки. Однако импровизацияв гомилетике не исключат полностью процесса подготовки. Проповедник заранееизбирает тему своей проповеди и продумывает ее план. Но сам текст, конечно же,рождается непосредственно в момент произнесения проповеди на амвоне. Можносогласиться с тем, что подлинная импровизация имеет место в том случае, когдапроповедник «знает то, что он скажет, и не знает того, как он скажет… Оратор,поставленный в необходимость говорить неожиданно для него, не мог, естественно,приготовить формы для своей речи, но он не говорит, не зная предмета своейречи, иначе сказать, материальная основа его импровизации уже готова до моментаимпровизирования»[1].

 

Импровизированная проповедь в Древней Церкви

 
 В первые века христианства вЦеркви не было обычая выступать перед слушателями с заранее подготовленнойпроповедью. В апостольский век в христианах жила уверенность в том, что ДухБожий, согласно обетованию Господа (Мф 10, 19-20), дает проповедникамспособность говорить в собрании верующих. Проповедь воспринималасьисключительно как дар благодати Божией. И потому произнесение заранеенаписанной проповеди было бы в то время свидетельством недоверия проповедникасодействующей благодати Святого Духа и желания сказать что-то от себя, а не повнушению свыше.

Первый шаг к пересмотру такогопонимания церковной проповеди был сделан Оригеном. Он первым высказал взгляд напроповедь как на плод личного творчества, а не только как на результатнепосредственного действия благодати. Ориген призывал дидаскалов (церковныхучителей) к напряжению всех своих умственных сил, применению всех своих знаний,всего образования в деле подготовки гомилий. Проповедь, по Оригену, должна бытьсочинением, требующим тщательного предварительного обдумывания и обработкивнешней формы. Ориген первым стал предназначать свои проповеди в не только дляпроизнесения, но и для последующего чтения. Так проповедь превратилась изустного слова в литературное произведение. Постепенно этот новый взгляд напроповедь стал в Церкви общепринятым[2].

В результате к IV веку христианская проповедь взначительной степени утратила свой первоначальный безыскусный характер иперестала быть чистой импровизацией. Церковные писатели IV-V веков советуют пастырям Церквитщательно готовиться к своим проповедям. Например, в «Слове о бегстве» святогоГригория Богослова читаем: «Что касается раздаяния божественного и высокого слова,то если кто приступает к делу сему с дерзновением и почитает его доступным длявсякого ума — я дивлюсь многоумию (чтобы не сказать малоумию!) такого человека.Для меня кажется не простым и не малого духа требующим делом каждому дать вовремя житомерие слова и с рассуждением вести домостроительство истины нашихдогматов».

 Похожие мысли можно найти и впятом «Слове о священстве» святителя Иоанна Златоуста. Он полагал, чтоподготовка проповедей требует большого труда даже от тех лиц, которые достигливысокой степени совершенства в их произнесении: «Кто владеет великою силоюслова (а ее у немногих можно найти), даже и тот не бывает свободен от непрестанныхтрудов. Так как сила слова не дается природою, но приобретается образованием,то хотя кто довел ее до высшего совершенства, и тогда он может потерять ее,если постоянным усердием и упражнением не будет развивать этой силы… Принявшийна себя долг учительства не только должен трудиться для усовершенствования себявообще, но, в частности, тщательно должен заботиться о составлении своихпоучений».

Это мнение вполне разделяли изападные отцы. Так святитель Григорий Двоеслов в своем «Пастырском правиле» рекомендуетдуховенству тщательное приготовление к каждой проповеди, чтобы речьпроповедника не была беспорядочно болтливой, чего может избежать лишьталантливый импровизатор. Подготовка, по его мнению, нужна еще и для того,чтобы проповедник не допустил какой-либо неправославной мысли. А блаженныйАвгустин даже рекомендовал тем, кто сам не может составлять проповеди,заимствовать их у других (De doctrina christiana.IV, 62).

Однако, несмотря на то, что практическивсе авторитетные церковные писатели, касавшиеся в своих сочинениях вопросовгомилетики, настаивали на обязательной тщательной подготовке пастырей к каждойпроповеди, большинство из них сами были великолепными импровизаторами. Импровизированныепроповеди регулярно произносили и Ориген, и святой Иоанн Златоуст. Дошедшие донас их слова, беседы и поучения были записаны стенографами, специально присутствовавшимиза богослужением.

Руфин Аквилейский в своей«Церковной истории» (Hist. Eccl. II,9) сообщает, что и святой Василий Великий большинство своих проповедей произносилбез предварительной подготовки. Это видно и из самих текстов этих проповедей. Например,в восьмой «Беседе на Шестоднев» по недоумению слушателей святой Василий замечает,что пропустил что-то в своем слове и под влиянием аудитории возвращается кпропущенному. А во втором «Слове о посте» святитель прямо говорит: «Не должнооставлять без внимания и того, что пришло мне на мысль недавно, когда говорил ясие».

Таким образом, несмотря на то,что тщательная подготовка проповедей стала нормативной уже в IV веке,импровизированное слово всегда продолжало существовать в Церкви Христовой.

 

Проповедническая импровизация в Русской Церкви

Отечественная теория проповеди,которая берет свое начало лишь с середины XVII века, поначалу развивалась под решающимвлиянием западной схоластической науки. Вплоть до середины XIX векагомилетика трактовалась как церковная риторика и содержала в себе почтиисключительно учение о видах проповеди по форме, о построении проповеди иправильном выборе тем.

Взгляд на проповедь как назаранее тщательно подготовленное литературное произведение оставался господствующимв Русской Церкви в течение почти всего Синодального периода. Этомуспособствовало и настороженное отношение к незаписанному проповедническомуслову, распространившееся в России в Петровскую эпоху. Петр I, видевший в духовенстве силу,противостоящую его реформам, запретил произносить проповеди, тексты которыхзаранее не прошли цензуру духовного начальства. Это строгое правило оставалосьв силе и в XVIII, и в XIX вв. Более или менее свободномогли проповедовать с амвона лишь архиереи. Приходские священники предпочиталине составлять собственных проповедей, а заучивали наизусть или просто читали самвона образцовые тексты других проповедников.

Даже самые выдающиесяпроповедники Синодального периода, как правило, воздерживались от импровизациина амвоне. Например, святитель Филарет (Дроздов) в течение своей долгой проповедническойпрактики почти никогда не произносил импровизаций и подвергал  строгому порицанию тех священников, которые пыталисьимпровизировать. Также столь известные проповедники как архиепископы Димитрий(Муретов) и Никанор (Бровкович) никогда не произносили непродуманных заранее инезаписанных поучений.

В российской гомилетической наукеимпровизация рассматривалась как исключение, которое может быть мотивировано лишькакими-то особенными обстоятельствами. Например, профессор Я. К. Амфитеатровсчитал желательным, чтобы каждый проповедник мог импровизировать, но понималэто лишь в том смысле, что каждый священник должен уметь произнести проповедь влюбой неожиданной ситуации, когда нет возможности подготовиться. Однако нормой онсчитал все же проповедь написанную заранее.

 Одним из первых, кто попыталсяреабилитировать в церковном сознании проповедническую импровизацию, сталархиепископ Харьковский и Ахтырский Амвросий (Ключарев, 1820-1901). Он былпламенным и принципиальным защитником живого проповеднического слова. Вот как владыкаАмвросий описывал ситуацию, сложившуюся в Русской Церкви в XIX веке: «Случайно, или лучше сказать,неожиданно появляющиеся у нас на церковной кафедре ораторы с живым словомбольшей частью оказываются в трудном и ложном положении. На них часто смотряткак на выскочек и людей с претензиями, им строго обращают в вину замечаемые в ихречах недостатки… Самый закон наш не дает защиты столь естественнымпроповедникам учения Христова: на церковную проповедь не писанную нетразрешения в наших законах, и самыя писанные проповеди подчинены цензуре.Поэтому всякий из наших проповедников-импровизаторов может трудиться только подзащитой и личной ответственностью местного Преосвященного; в противном случаевсегда может попасть под суд»[3].

Архиепископ Амвросий произносил почтиисключительно импровизированные проповеди и считался одним из лучшихпроповедников своего времени. Стремясь систематизировать свой проповедническийопыт, он написал книгу «Живое слово», посвященную теории проповедническойимпровизации. Это сочинение принципиально отличается от пособий по гомилетике,употреблявшихся в духовных школах Русской Церкви в XIX веке. В нейавтор делится с читателем своим богатым проповедническим опытом, иллюстрируеттеоретические положения примерами, взятыми из своей собственной жизни.

 Среди богословов начала ХХ векаидею проповеднической импровизации наиболее активно защищал профессор МосковскойДуховной Академии М. М. Тареев. Прежде всего, он исходил из того, что проповедькак таковая должна быть плодом духовной опытности говорящего. Если такаяопытность у человека есть, то он в любой момент может убежденно говорить освоей вере. Поэтому импровизация, по Тарееву, не является абсолютно спонтаннымсловом. Ее содержание проповедник всегда носит в себе. Импровизирует он лишь вотношении формы: «Мы представляем себе проповедника-импровизатора человеком,для которого привычны христианское настроение и христианский образ  мыслей, у которого слова Евангелия постояннов мыслях и на языке, который вникает в себя и в учение и занимается сим постоянно(1 Тим 4, 16). Он ежеминутно готов дать ответ всякому вопрошающему его; онвсегда приготовляется и приготовлен к изложению христианского учения»[4].

В поддержку импровизированнойпроповеди высказывался и протоиерей Григорий Дьяченко: «Простая проповедь отсердца, по примеру апостолов, не приготовленная и не записанная, — вот в чемправильная постановка проповеднического дела. Люди исказили дар слова, свободныйкак движение, и он стал труден. Созданы искусственные тормоза для егопроявления, построены целые многосложные теории ораторской речи и церковногокрасноречия. Прочь все эти путы и тормозы! В последние восемь-десять летначинают постепенно проходить старые предрассудки относительнопроповедничества… Долой тетрадки, долой формализм, долой рутину! Пустьраздается живое слово, слово убеждения»[5].

 Подобные суждения вызвали критикусо стороны других авторитетных гомилетов. В частности, с ними не был согласен профессорКиевской Духовной Академии В. Ф. Певницкий. Он сформулировал следующиевозражения против обязательного всеобщего распространения импровизированнойпроповеди:

1) Высота и святостьпроповеднического служения не позволяют говорить без подготовки. Это значило быотноситься к делу Божию с небрежением и навлекать на себя проклятие (Иер 48,10).

2) Обосновывать импровизированнуюпроповедь стремлением вернуться к первохристианской простоте, значит призыватьк понижению качества проповеди.

3) Апостолы говорили безподготовки, поскольку имели особые благодатные дары. Мы их не имеем. «Не имеяже их, можем ли мы пренебрегать доступными средствами к более успешномувыполнению своего долга? Можем ли освобождать себя от труда, как необходимого кправильной постановке высокого дела, нам порученного?»[6]

4) Готовить проповедирекомендовали столь высокие церковные авторитеты как святители ГригорийБогослов, Иоанн Златоуст и другие святые отцы.

5) Не одобряли чистойимпровизации и великие античные риторы (Демосфен, Цицерон, Квинтилиан).

При этом вывод В.Ф. Певницкогоносит компромиссный характер. Он признает возможным произнесение как тщательноподготовленных проповедей, так и экспромтов[7].

Какого-то окончательногоконсенсуса по вопросу о проповеднической импровизации в российской церковнойнауке так и не было достигнуто. Революция и развернувшиеся после нее гоненияпривели к почти полному разгрому богословской науки. Во второй половине ХХ века,когда жизнь Церкви подвергалась жестким ограничениям со стороны Советскогогосударства, дискуссии, имевшие место на рубеже XIX-XX вв., фактически утратили актуальность.

 

Современная ситуация

Возрождение церковной жизни,начавшееся в конце 1980-х гг, привело к снятию практически всех имевшихся ранееограничений. Сегодня священник может практически беспрепятственно произносить самвона проповеди собственного сочинения, он не обязан заранее согласовывать ихтекст с какими-либо вышестоящими органами церковного управления. В результатеимпровизированная проповедь в последние два десятилетия получила достаточноширокое распространение в Русской Православной Церкви. Большинство православныхпастырей сегодня произносят именно импровизированные проповеди. Однако, увы,это не привело к повышению качества проповеди, скорее даже наоборот… Потому внекоторых епархиях сегодня предпринимаются попытки хотя бы частично восстановитьпрактику предварительной проверки текста проповедей. Например, в Москведуховенство, назначаемое для проповеди за Патриаршими богослужениями, обязанопредставлять текст проповеди для предварительной проверки.

Ситуация усложняется еще и тем,что действующие ныне семинарские учебные программы по гомилетике опираются надореволюционные образцы и потому мало внимания обращают на выработку устудентов навыка проповеднической импровизации. Тексты проповедей, произносимыхстудентами в семинарских и академических храмах, пишутся заранее и затем, какправило, заучиваются наизусть. Такой подход воспитывает у студентов ответственноеотношение к проповедническому слову, но он, увы, ни в коей мере не готовит будущегопастыря к произнесению импровизированной проповеди.

Это понуждает нас сформулироватьнекоторые практические советы для начинающих проповедников, желающих воспитатьв себе навык произнесения качественных импровизаций. Мы будем опираться, преждевсего, на упоминавшуюся книгу архиепископа Амвросия «Живое слово», которая неутратила своей практической ценности и по сей день.

 

Некоторые практические советы

Путь к совершенной импровизациине так прост, как может показаться на первый взгляд. И пастыря поджидают наэтом пути многочисленные подводные камни. Именно поэтому архиепископ Амвросийсоветовал начинающим проповедникам произносить импровизации при небольшомколичестве слушателей и не в торжественные дни. Также следует помнить, чтопродолжительность импровизации не должна превышать 15-20 минут. Лишь особоталантливый оратор способен удерживать внимание слушателей более этого времени.

Приступая к подготовке импровизированнойпроповеди, священник, прежде всего, должен четко определить ее тему.Православному пастырю обычно несложно определить тему своей проповеди,поскольку почти всегда она связана либо с Библейским отрывком, который читаетсяза богослужением, либо с празднуемым событием, либо с памятью святого. Однакодалеко не всякая тема может быть предметом импровизированной проповеди. В техслучаях, когда проповедник желает посвятить свое слово раскрытию глубокихдогматических или нравоучительных вопросов, ему лучше избегать импровизации наамвоне. Архиепископ Амвросий писал: «Не обо всем из христианского учения можнолегко, основательно и правильно говорить и отчетливо выражаться в поученияхнезаписанных и необработанных предварительно. Таковы догматы веры и отвлеченныеистины христианского нравоучения, требующие развития обдуманного и осторожногои, как известно, строгой точности в употреблении принятых Церковью выражений…Поэтому необходимо при начале остерегаться импровизаций собственнодогматического содержания и отвлеченного изложения нравственного учения. Толькопосле многолетнего упражнения можно приступать к таким поучениям»[8].

После того как проповедникопределился с темой, ему следует составить план будущей проповеди. Лучше, а напервых порах обязательно, составлять план письменно. Без заранее обдуманногоплана проповедь не может быть последовательной и ясной. Даже опытныйпроповедник вряд ли сможет произнести хорошее слово без точно определенной темыи ясного представления о порядке ее изложения. Наличие плана структурирует нашеречевое сообщение и делает его доступным восприятию слушателей.

Следует помнить, что хотя главнаяцель проповедника состоит в раскрытии избранной темы, все же он не долженстремиться эту тему полностью исчерпать. Стремление исчерпать все содержаниеБиблейского отрывка или избранной вероучительной или нравственной темы можетпривести к перегруженности проповеди различными мыслями, что нарушит ееединство и затруднит для слушателей ее восприятие. Так что раскрыть тему вовсе не значит полностью ее исчерпать.

Чтобы воспитать в себе навыкимпровизированной речи, начинающим проповедникам целесообразно произноситьпроповеди с использованием письменных заметок. Этот вид произнесения, к сожалению,практически не встречается сегодня в нашей Церкви. Тем не менее, следует признатьего весьма эффективным. Проповедник записывает на бумагу план проповеди и,возможно, какие-то наиболее важные цитаты. Эти заметки представляют собой скелет,на который во время произнесения и наживляются слова. Проповедь произноситсяимпровизированно, но при этом проповедник изредка поглядывает в свои заметки. Это«подглядывание» не должно быть слишком частым и навязчивым. Слушатели не должнывидеть, что проповедник чрезмерно привязан к своей «шпаргалке». Также нужностараться записать все свои заметки с одной стороны небольшого листочка бумаги,чтобы затем во время произнесения проповеди не возникало сложностей с поиском взаметках нужного места.

Поскольку начинающий проповедник,выходя на амвон,  всегда испытываетволнение, то наличие у него под рукой письменной «шпаргалки» заметно снижаетуровень этого волнения. Видя перед собой листочек бумаги с планом проповеди, священникизбавляется от страха потерять нить повествования, запнуться, забыть следующуюмысль. И если поначалу проповедник будет полностью привязан к этой «шпаргалке»,то затем он будет заглядывать в нее все реже и реже и в результате поймет, чтоона ему уже не нужна. Выработав навык произносить проповедь по заранеепродуманному плану, проповедник постепенно избавится от необходимости иметь подрукой заметки и станет настоящим импровизатором.

Еще один важный практическийсовет касается вступительной и заключительной частей проповеди. Общепризнано,что вступление и заключение в проповеди должны состоять не более чем изтрех-пяти предложений. При этом как во введении, так и в заключении проповедникдолжен решить несколько стратегических задач. Во вступлении ему необходимо указатьтему своей проповеди, привлечь к ней внимание слушателей, пробудить в нихинтерес и тем самым установить контакт с аудиторией. В заключении он долженсделать краткий и емкий вывод из всего сказанного, а также, что не менее важно,побудить слушателей к конкретным практическим действиям. Любой изъян вовступительной или заключительной части может весьма чувствительно отразиться наобщем восприятии проповеди слушателями.

Именно поэтому даже в случаепроизнесения импровизированной проповеди начинающему оратору необходимотщательно продумывать и заучиватьнаизусть ее вступление и заключение. Как писал владыка Амвросий, проповедник-импровизатор,выходя на амвон, обязательно должен иметь наготове ее первое слово. Далее онуже сможет импровизировать, но вступление следует выучить заранее.

Перед выходом на амвон начинающиепроповедники нередко чувствуют смешение мыслей и не видят в сознании яснойкартины своей проповеди. Архиепископ Амвросий говорит, что этого не следуетбояться. По образному выражению владыки, мысли лежат в голове проповедника «клубком»:«На клубке видны только верхние нитки, но тяните за конец нитки, развивайтеклубок, и он весь развернется… При импровизации вы чувствуете, как мысли в душевашей сейчас родятся, переходят в образы, облекаются в слова; вы чувствуетесовокупную живую работу ума, воображения и того дивного механизма, которыйназывается даром слова… При импровизации для вас самих и для слушателейоткрывается сам ключ живой воды в душе вашей, и вы действительно произносите живое слово»[9].

Еще одно возникающее недоумение,связано с тем, что начинающий проповедник-импровизатор не может оторваться отобдумывания своей проповеди даже во время богослужения. Не мешает ли это ему совершатьбогослужение, в особенности Божественную Литургию? Архиепископ Амвросий былубежден, что обдумывание проповеди нисколько не препятствует сосредоточенному совершениюбогослужения: «Наблюдающий за собой заметит здесь интересное явление: в душеодновременно происходят два течения, не мешающих одно другому; где-то там, вглубине головы, возникают, сортируются, складываются мысли, а в другой сторонеидет молитвенное движение чувства, еще подогреваемого прошением помощи Божией вделе проповеди и озарения от благодати Таинства»[10].

Еще один немаловажный вопрос: чтоделать проповеднику, если во время произнесения проповеди он вдруг теряет нитьсвоей мысли и не может вспомнить, что он хотел сказать дальше? Владыка Амвросийпризнается, что с ним не раз случался подобный, попросту говоря, «столбняк». Например, когда он был ещеприходским священником, во время одного из богослужений в присутствии архиереяближе к половине проповеди он «потерял содержание речи». Что же было дальше? «Тутже, — пишет владыка Амвросий, — я и решился не подвергать себя стыду приогромном стечении народа, а как-нибудь выйти из затруднительного положения. Яостановился, вынул платок, утерся, помедлил несколько секунд, как бы желаяпередохнуть, и ухватился за первую мысль, которая представилась подходящей ксамому случаю речи (которого уже нельзя забыть), не заботясь, она ли следует поплану или нет, и только принялся за ее выражение, как мгновенно возвратиласьясность взгляда на все предстоявшее содержание слова. Вышло нечто похожее нато, как иногда забудешь какое-нибудь имя, и потом вдруг неизвестно по какомузакону оно само собой вспоминается. Речь окончена была благополучно, и этотопыт стал для меня самого руководящим на будущее время»[11].

Таким образом, по советуархиепископа Амвросия, в случае, когда проповедник вдруг теряет нить своегоповествования, ему, прежде всего, следует удержать себя от испуга и излишнеговолнения. Нужно сделать небольшую паузу в речи. Для импровизированного слова такаяпауза совсем не страшна. Во время паузы проповедник должен ухватиться за первуювозникающую в его сознании мысль, относящуюся к теме проповеди и тут же ееозвучить. За это время он сможет успокоиться и припомнить дальнейший планпроповеди. Владыка Амвросий был убежден, что проповедник, который по-настоящемуготовился к проповеди, даже если он и забудет какую-либо мысль, но при этом неоробеет и совладает с собой, непременно сможет выбраться из досадногозамешательства.

 

*  *  *

Хочется верить, что эти простыесоветы помогут начинающим проповедникам готовить и произносить качественныепроповеди, а также побудят их более внимательно и ответственно относиться ксвоему служению.



[1] Ярушевич Б. О проповедническойимпровизации. Чернигов, 1913. С. 1.

[2] Подробнее см.: БарсовН., проф. История первобытной христианской проповеди (до IV века). СПб.,1885. С. 204-206.

[3] Амвросий (Ключарев),архиеп. Искусство проповеди. М.,2006. С. 26.

[4] Тареев М. М., проф.По вопросам гомилетики: Критические очерки. Сергиев Посад, 1903. С. 170.

[5] Из посмертных бумагпротоиерея Гр. Дьяченко. Средства борьбы с антихристианским духом современногообщества // Странник. Март. 1904.

[6] Певницкий В. Ф., проф.Церковное красноречие и его основные законы. Киев, 1906. С. 253.

[7] Там же. С. 291-292.

[8] Амвросий (Ключарев),архиеп. Указ. соч. С. 93.

[9] Амвросий (Ключарев),архиеп. Указ. соч. С.81-82.

[10] Амвросий (Ключарев),архиеп. Указ. соч. С. 90.

[11] Амвросий (Ключарев),архиеп. Указ. соч. С. 88.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9