До XIX века идея о том, что живые виды могут эволюционировать в новые виды была совершенно немыслима. В начале 1800-х исследование ископаемых останков и наблюдения за природой, такие как изменение в формах видов растений и животных привели некоторых естествоиспытателей к утверждению о том, что живые организмы изменяются во времени.
Споры об эволюции и творении в Америке проходили на протяжении всего XX века, и продолжают идти в XXI. Отношение американцев к эволюции показывает резкое разделение между теми, кто утверждает, что вера в существование Бога делает принятие эволюции невозможным и теми, кто убежден, что факт эволюции подрывает религию. Кроме того, в современной Америке также существует и середина, которая принимает и теорию эволюции, и веру в Бога. Правовые баталии в отношении эволюционного учения и креационистского рассмотрения биологического происхождения свидетельствуют о непреодолимой пропасти между убеждениями.
Ученые делают весьма смелые утверждения о реальности эволюционных изменений в природе. Они говорят о потенциальной применимости эволюционной теории и к естественным, и к социальным наукам. В то же самое время, оппоненты эволюционного учения выступают за отмену преподавания эволюции в публичных школах.
Направления современных споров об эволюции и креационизме получили свое оформление в начале прошлого столетия. Охваченные глубокой озабоченностью состоянием западной культуры, особенно после Первой мировой войны, критики развили антиэволюционистскую позицию и использовали ее для того, чтобы нападать на само понятие эволюции как естественного явления. Антиэволюционизм часто формулировался в религиозных терминах и взял на вооружение буквальную интерпретацию книги Бытия. До этого времени противоречия между эволюцией и религией редко основывались на библейском буквализме. Возникновение фундаменталистского взгляда на творение поставило эволюцию в прямой конфликт с религией в отличие от того, как это было в XIX веке. К 1920 гг. религиозный антиэволюционизм развился в широкое движение, главным образом распространяемое американскими протестантами, которые характеризовали эволюционную теорию как разъедающую идеологию, грозящую принявшей ее культуре опустошением. Американские антиэвоюционисты связывали мысль Дарвина с социальным дарвинизмом и евгеникой, империализмом, Ф. Ницше и М. Зангер.
Хотя антиэволюционизм, каким мы знаем его сегодня, является феноменом XX века, потенциальные социальные и богословские последствия дарвинистского мировоззрения были очевидны Ч. Дарвину, когда он писал «Происхождении видов». Несколько месяцев спустя после выхода первого издания книги Дарвин написал письмо, которое представляет его концепцию отношения теории эволюции посредством естественного отбора к религиозной и социальной проблематике. Получателем этого письма был друг и коллега Дарвина Аса Грей. Грей был ботаником Гарвардского университета, с энтузиазмом поддерживавшим дарвиновскую теорию эволюции посредством естественного отбора, и в то же время горячим сторонником естественного богословия, убеждения, что исследование природы открывает благость и всемогущество Бога. Для Грея эволюция и естественный отбор прекрасно сочетались. Он помог ввезти работу Дарвина в США и акцентировал внимание на том, что эволюция может быть инструментом в руках Божиих. Он даже опубликовал статью по этому вопросу с заглавием «Естественный отбор не является противоречащим естественному богословию».
В письме, датированном 22 мая 1860 г. Дарвин поблагодарил Грея за присланный ему гонорар и представил свой отзыв на положительные и отрицательные обзоры книги. Затем Дарвин занялся дискуссией в отношении «богословского видения вопроса». Он утверждал вначале, что он «поставлен в тупик» этим вопросом, что он находит его «причиняющим боль». Затем он заметил, что «не имел намерения писать атеистически». Это означало, что Дарвин находился между двумя равно неприемлемыми альтернативами. С одной стороны, Дарвин не мог согласиться с Греем и другими богословами, что внимательное изучение природы дает «свидетельство замысла и красоты вокруг нас». Исследования Дарвина и его личный опыт, в особенности смерть его юной дочери Анни от болезни желудка, убедили его, что мир включает в себя гораздо больше, чем красоту и величие. «Мне кажется, писал он Грею, что в мире слишком много страдания». Он не мог принять «милосердного и всемогущего Бога», который должен создать определенные типы организмов в мире, типы, которые представляют поведение, целью которого является страдание и боль. Среди прочего он описал насекомых, которые кладут свои яйца в живые тела гусениц, так что их личинки могут есть их. В этой связи Дарвин также отверг идею о том, что игра кошки с мышкой перед тем как убить ее и съесть может быть частью замысла Божия. Не желая обвинить Бога за смерть своей дочери, он в то же время не желал делать Бога ответственным за все благие вещи в мире. При этом Дарвин объяснил, что он равным образом не желает принимать атеистическую альтернативу: «С другой стороны, писал он, я не могу каким бы то ни было образом быть связанным с взглядом, что эта прекрасная вселенная и особенно природа человека, что все это является результатом грубой силы». Если Дарвин отверг и утверждения естественного богословия, что эволюция представляет собой продолжающееся влияние Бога в мире, и атеистическое утверждение, что все является просто результатом грубой силы, каким он видел ответ на «богословский вопрос?». Дарвин объяснил Грею, что он «был склонен рассматривать все как результат мудрого закона, который включает в себя все происходящее. Эта интерпретация позволила ему найти специфическую роль для Бога, как первоначального устроителя законов природы и не делать его ответственным за страдание и боль. Этот компромисс не особо удовлетворял Дарвина. Он исповедовал: «Я чувствую более глубоко, что весь предмет слишком глубок для человеческого разума. Собака быть может также размышляет о разуме Ньютона». Дарвин завершил письмо признанием, «Чем больше я думаю, тем больше я прихожу в замешательство; и вероятно я показал это в своем письме».
Как недавно стало ясно из дела Китцмиллера и Дауэра в США, а также из дела М. Шрайбер в Санкт-Петербурге, споры о творении и эволюции никогда не прекратятся. Лучший путь понять эти споры заключается в том, чтобы познакомиться с аргументацией каждой из сторон. В этой книге Христиан Янг и Марк Ларжент на основании выдержек из документов представили историю эволюционных споров, начиная со времени, предшествовавшему публикации работ Дарвина, и до современных споров о так называемой теории «разумного замысла» и креационизме и возможности ее преподавания в государственных школах Америки.
Эта работа представляет свыше 40 наиболее важных документов, которые могут помочь читателю понять характер спора через призму взглядов людей конкретной эпохи. Документы расположены по главам хронологически. Каждая глава начинается с обзора главных событий и вопросов относительно первоисточников, касающихся этих событий. Каждый первоисточник снабжается кратким анализом. Несмотря на то, что объем книги всего около 300 страниц, редакторы отобрали характерные высказывания экспертов, которые отражают аргументацию каждого периода.
Это уникальное исследование позволит читателям лучше понять аргументацию обеих сторон в вопросе об эволюции.
Об авторах
Христиан К. Янг - доцент биологии и член департамента развития глобальной перспективы, преподает введение в биологию, эволюцию, экологию и курс «наука и общество» в колледже Алверно, Милуоки, Висконсин.
Марк А. Ларжент - доцент по научной политике колледжа Джеймса Мэдисона государственного университета Мичигана, где он преподает курсы по истории науки и научной политике США. Его исследования посвящены истории биологии, в частности спорам об эволюции и творении, а также истории американского движения по евгенике.
Содержание
Предисловие XI
Введение XV
1.Эволюция до книги Дарвина «Происхождение видов» 1
«Зоономия» Эразма Дарвина (1794-1796) 2
«Философия зоологии» Жана Батиста Ламарка (1809) 6
«Дискурс о революционных подъемах на поверхности земли и об изменениях, которые они произвели в царстве животных» барона Жоржа Кювье (1825) 17
«Естественное богословие» Уильяма Палея (1802) 22
«Следы естественной истории творения» Роберта Чемберса (1844) 27
2. Теория естественного отбора Ч. Дарвина 37
Чарльз Дарвин. «Путешествие на «Бигле» (1839) 38
Чарльз Дарвин. «Происхождение видов» (1859) 43
Альфред Рассел Уоллес «Письма и воспоминания» (1916) 51
Томас Гексли. «В кусочке мела» (1868) 54
Чарльз Дарвин «Происхождение человека» (1871) 60
3. Обзоры работ Дарвина 71
Аса Грей. «Замысел против необходимости: дискуссия между двумя читателями труда Дарвина «О происхождении видов» в отношении е естественному богословию» (1860) 73
Луи Агассис. «Эссе о классификации» (1851) 84
Чарльз Лайель «Древность человека» (1863) 87
Флеминг Дженкин. «Происхождение видов (обзорная статья)» (1867) 91
Сэмюэль Вилберфорс. «Обзор книги Дарвина «Происхождение видов» (1860) 99
4. Эволюция и антиэволюция в промежуточной фазе 109
Вернон Келлог. «Дарвинизм сегодня» (1907) 110
Уильям Батесон. «Эволюционная вера и современные сомнения» (1921) 116
Генри Файрфилд Осборн. «Уильям Батесон о дарвинизме» (1922) 122
Дж. Артур Томсон. «Почему мы должны быть эволюционистами» (1928) 125
Ричард Голдшмидт. «Некоторые аспекты эволюции» (1933) 130
5. Возникновение фундаментализма и его оппозиция эволюции 143
Доктринальные утверждения Всемирной христианской ассоциации фундаменталистов (1919) 143
Вернон Келлог «Ночные штаб-квартиры: запись диалогов и опыта в штаб-квартирах германской армии во Франции и Бельгии» (1917) 144
Акт Батлера. Публичные акты штата Теннеси (1925) 148
Джон Томас Скоупс против государства. Верховный суд Теннеси (1926) 149
Уильям Дженнингс Брайан. «Обзор аргументов в деле Скоупса» (1925) 155
«Краткий ответ Кларенса Дэрроу, речь Лайкенса Брайана в ответ на аргументационные утверждения судей» (1925) 170
Вальтер Липпманн. «Американские инквизиторы: комментарий о Дэйтоне и Чикаго» (1928) 172
6. Современный эволюционный синтез 183
Пьер Тейяр де Шарден. «Бог эволюции» (1953) 185
Райнхольд Нибур. «Христианство и революция Дарвина» (1958) 188
Джулиан Гексли. «Дарвин и идея эволюции» (1958) 194
Феодосий Добжански. «Ничто в биологии немыслимо вне контекста эволюции» (1973) 199
Аннулирование Акта Батлера (1967) 207
Эпперсон против Арканзаса (1968) 207
7. От равного времени к устранению эволюции в американских школах 217
Джордж Гайлорд Симпсон. Колин Питтендрих, Льюис Тиффани. «Жизнь» (1958) 218
Генри Моррис. «Эволюция, твоерние и публичные школы» (1973) 220
Генри Моррис. «Математическая невозможность эволюции» (1972) 222
Уильям Р. Овертон «Маклин против Арканзаса» (1982) 224
Ларри Лаудан. «Наука на засове - причины для беспокойства» (1982) 241
Майкл Рьюз «За справедливость» (1982) 245
Пап Иоанн Павел II. «Истина не может противоречить истине» (1996) 250
Майкл Рьюз. Американская ассоциация по развитию науки. Симпозиум «Новый антиэволюционизм» (1993) 253
8. Разумный замысел и споры о школьной программе 261
Майкл Бех. «Черный ящик Дарвина: биохимический вызов эволюции» (1996) 262
Майкл Рьюз. «Они здесь!» (1989) 266
Филипп Е. Джонсон. «Поражение дарвинизма посредством открытого разума» (1997) 267
Институт Дискавери, Центр по обновлению науки и культуры. «Ключевой документ» (1998) 270
Джон Е. Джонс III. Китцмиллер против Дауэра (2005) 271
Источники: электронные и печатные 291
Индекс 297