Только что вышедшая из печати книга привлекает внимание, буквально притягивает взгляд своим оформлением, прежде всего обложкой, информативно насыщенной, выполненной в спокойных тонах. Представленные на ней карта юга Дальнего Востока России и список Порт-Артурской иконы Божией Матери («Торжество Богородицы»), написанный во Владивостоке около 1905 г. для Успенского кафедрального собора, как нельзя лучше способствуют отражению главного содержания книги, погружению читателя в ее текст. Эту же задачу выполняет богатый иллюстративный материал – несколько десятков черно-белых и цветных фотографий.
Читателю представлена та историческая эпоха, участниками которой никому из нас, ныне живущих, не довелось быть. Хронологически книга охватывает время с 1850-х годов и до кардинального поворота в российской истории, то есть до 1917 г. В эти шесть–семь десятилетий в России происходили ярко выраженные модернизационные процессы. Они поколебали традиционные устои жизни, в том числе и в азиатской России, обострили социально-политические и духовные противоречия и, в конечном итоге, привели к разрушению системы отношений между государством, Церковью и верующими. Как справедливо замечает автор, в это время «происходило активное преобразование церковного управления, совпавшее с институализацией Православной Церкви в Уссурийском крае, разукрупнением Камчатской епархии и созданием Владивостокской епархии».
В рецензируемой монографии предпринята удачная попытка в избранных хронологических и территориальных рамках в контексте церковно-государственных отношений в России рассмотреть историю Русской Православной Церкви в Уссурийском крае.
Структурно-логическое построение книги тщательно продумано и подчинено раскрытию темы. Из первой главы, названной «Становление епархиальной структуры Русской Православной Церкви в Уссурийском крае», внимательный читатель извлечет много ценных сведений, касающихся исторических, государственных и церковно-канонических аспектов распространения православия в Уссурийском крае в XIX в., фактов и примеров особенностей деятельности Камчатской епархии в Уссурийском крае и открытия Владивостокской епархии, развития церковно-приходской жизни, строительства храмов, то есть всего того, что позволило за небольшой исторический отрезок времени – буквально за три десятилетия – большей части Уссурийского края приобрести «внешне вполне достойный церковный вид. Все это стало, по мнению автора, следствием не только мощной поддержки Церкви государством в рамках переселенческого процесса, но и христианского подвига веры, самоотдачи со стороны многих граждан страны».
Вместе с тем епископ Уссурийский Иннокентий (Ерохин) замечает, что «развитие приходов в крае не миновало ряд кризисных явлений, основным из которых была «переселенческая пестрота», создававшая резко контрастное отношение к Православной Церкви (ревностное благочестие – у одних и отстраненное равнодушие – у других), формировавшее разнобой в богослужебной практике; разделение паствы на разнородные группы, такие как «горожане – сельчане», «чиновники – купечество», «простецы – интеллигенты», «крестьяне – рабочие», «сибиряки – украинцы», «старожилы – новоселы», «русские – корейцы» показывало необходимость особых подходов в воспитательной работе пастырей» (с. 86).
Богатством фактического материала и обоснованностью выводов отличается вторая глава книги – «Распространение в Уссурийском крае православного монашества», в которой всесторонне и убедительно раскрыты церковно-государственные и религиозные предпосылки открытия здесь первых монастырей – мужского и женского, – глубоко проанализированы традиции русского монашества в обителях Уссурийского края, показано весомое место хозяйственной деятельности в жизни монастырей. Нельзя не согласиться с выводами автора о причинах создания в монастырях отличного хозяйства, прежде всего с тем, «что при общежительном уставе никто из насельников не получал платы за труды, поэтому не имел никакой выгоды. Получение бесплатного питания тоже не могло быть главным стимулом работать на совесть, так как требовалось еще и соблюдать устав монастыря, которым обусловливались аскетические нормы. Следовательно, главным побуждением к старанию и добросовестности в трудах было именно достижение религиозных идеалов как монашеский принцип жизни» (с.125.).
Несомненный читательский интерес вызовет третья глава, рассказывающая о миссионерской деятельности Православной Церкви среди переселенцев из центральных районов России, мигрантов из-за рубежа и коренных народов Уссурийского края. В ней освещаются трудности и проблемы, которые приходилось преодолевать Церкви, особенности миссионерской активности монастырей и деятельность Владивостокской корейской миссии.
Книга является положительным примером удачного сочетания академического профессионализма и глубокого проникновения в духовно-нравственный мир дальневосточников, его исторических деятелей, в смысл отдельных событий и всего исторического процесса на Тихоокеанском побережье России второй половины. На ее страницах встречается немало имен тех, кто внес заметный вклад в развитие восточных окраин Российской империи: епископ Евсевий, отец Алексий, генерал-губернатор С.М. Духовской, военный губернатор П.Ф. Унтербергер и другие. Все они обладали сильным патриотическим чувством, проявлявшимся в религиозном мировосприятии, в служении Отечеству.
Если при оценке научного текста исходить из критерия, в основу которого положено соотношение информационного объема к количеству проанализированных в нем исследовательских идей, предложенных автором выводов и заключений, то следует признать книгу епископа Уссурийского Иннокентия (Ерохина) «Русская Православная Церковь в Уссурийском крае: очерки по истории Владивостокской епархии (вторая половина XIX в. – 1917 г.» очень «плотной», весьма насыщенной по изложению материала. В ней на небольшом пространстве текста сконцентрирован большой объем полезнейшей информации. При этом изложение материала понятное, доступное массовому сознанию, с доходчивой, запоминающейся стилистикой.
Научная широта книги (в ней содержится свыше 600 ссылок на архивные документы, дневники, воспоминания, публикации епархиальных ведомостей, исследовательские статьи и монографии и т.д.) соединена с надежностью и профессиональной достоверностью приведенных данных. Почти полтора десятка таблиц и диаграмм, составленных автором, дают возможность увидеть, как на рубеже XIX–XX вв. на территории современного Приморского края менялась динамика благочиний и епархиальных церквей, численность епархиального духовенства, священнослужителей, всего религиозного состава населения края и количества монашествующих мужчин и женщин и др. Опираясь на сводные статистические материалы и приведенные комментарии, читателю не составит большого труда продолжить нить рассуждений епископа Иннокентия, выйти на проблемы, решаемые сегодня Русской Православной Церковью на Дальнем Востоке, на значимость опыта, накопленного РПЦ на рубеже XIX–XX столетий. Не меньшее значение в данном контексте имеет богатый список источников и литературы (с. 174 – 196 монографии).
Особо следует сказать о приложениях к основному тексту книги. Они разделены на три блока. Один из них содержит весьма познавательную хронологическую синхронную таблицу истории гражданской и истории церковной с 1850-х годов до 1917 г. включительно в территориальных рамках юга Дальнего Востока. В другом приложении опубликован список церквей в селениях Уссурийского края, входивших в структуру Владивостокской епархии. Список составлен автором по страховым описям Святейшего Синода и впервые вводится в научный оборот. Еще в одном приложении сгруппированы диаграммы, раскрывающие динамику освящения церквей во Владивостокской епархии в начале XX в., среднестатистическое распределение доходов и расходов Владивостокского епархиального миссионерского комитета в этот же период времени и др.
В наиболее внушительный блок приложений вошло более двух десятков документов и материалов за 1858–1917 годы. Расположение их в правильной хронологической последовательности позволяет уловить изменения, происходившие в структурах Русской Православной Церкви в Уссурийском крае. В этом сюжете представлены путевые заметки православного миссионера протоиерея Гавриила Вениаминова, прошение клирика Владивостокской Успенской церкви иеромонаха Валериана военному губернатору Приморской области, обращение к гражданам о пожертвовании средств на строительство Владивостокского кафедрального собора, докладная записка секретаря Владивостокской духовной консистории Б. Поляновского архиепископу Владивостокскому и Камчатскому Евсевию (Никольскому)…
Так, интересный и познавательный материал из Благовещенских епархиальных ведомостей рассказывает о первых днях в переселенческом приходе в Ружино священника Тихона Кучерука: о материально-экономических тяготах устройства жизни переселенцев на Дальнем Востоке, о морально-психологических и иных проблемах. Священник вспоминал, что прихожане отвели ему и его семье постоянную квартиру – деревянную хату. «Хата, хотя и старая, но чистенькая, приведенная в надлежащий вид, и даже была убрана зеленью. Жена разложила жалкие пожитки, уцелевшие от продажи при отъезде из России, и при мысли, что начинается наново не только приобретение необходимого для хозяйства, но сама жизнь наша в этом крае, сердце невольно сжалось тоской. Оторвавшись от разных дорогих мест, где протекла большая половина моей жизни, за десять тысяч верст, где все ново и незнакомо, начинаем чувствовать какой-то страх и сожаление. Жена плачет, дети просятся домой, т.е. обратно на родину, и все это так влияет, что слезы невольно просятся наружу» (с. 276).
Священник Т. Кучерук прекрасно понял, почувствовал, что переселенцы, встретившие так радушно его, «оторванные от дорогих родных мест, испытывали, а может, и испытывают тоску по родине» (с. 277). «Кто же, – думаю, – пожалеет бедный наш народ, ушедший в Сибирь за десять тысяч верст? Кто же войдет в его темноту, в его убожество, в его горе и скорбь? Кто послужит ему – великому в его историческом подвиге? Только мы, священники… должны протянуть руку помощи бедному и угнетенному, утешить и помочь страждущему» (с. 278).
Иной, более высокий государственный уровень решения возникающих проблем отражают, например, опубликованные в приложении два письма (за 1894–1895 годы) Приамурского генерал-губернатора С.М. Духовского обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву. По мнению генерал-губернатора, край нуждался «в более впечатлительном выражении существования… опор нашей господствующей религии» (с. 226). Пока же С.М. Духовской увидел во Владивостоке «слабое представительство православия», «слабое не качеством лиц, а ничтожным составом, бессильным для проявления себя среди жителей, кои под влиянием условий портового города еще менее религиозны, чем все мало религиозные сибиряки» (с. 220). В связи со строительством Транзитной сибирской железной дороги, развитием Владивостока, Хабаровска и других важных населенных пунктов генерал-губернатор поднимал вопросы водворения во Владивостоке епископства с духовным училищем, разграничения епископства – Благовещенского и Владивостокского. По его мнению, «достойная обстановка православного культа» была необходима в Хабаровске, где пребывали главные краевые управления, где «сосредоточивались умственные и нравственные силы жизни отдаленной окраины». Перед обер-прокурором Святейшего Синода С.М. Духовской ходатайствовал о выделении значительной суммы денег на устройство колокольни при Хабаровском Соборе.
В целом приводимые в рецензируемом издании документы уникальны с точки зрения отражения исторической эпохи и процесса становления Русской Православной Церкви в Уссурийском крае. Они весьма значимы с точки зрения малой доступности, поскольку какие-то из них находятся в архивохранилищах Владивостока и Санкт-Петербурга и выйти на них и извлечь их из фондов мог только целеустремленный исследователь; какие-то документы и материалы были напечатаны более ста лет назад на страницах дальневосточной периодики, ставшей сегодня раритетом. Весь богатейший блок документов, сгруппированных в приложениях, несет значительную информационно-познавательную нагрузку, отражает колорит эпохи, раскрывает возникающие проблемы и нелегкие пути их решения. Он существенно дополняет и усиливает основной текст книги, заставляет мыслить, выносить свои суждения, формировать новое знание об ушедшей эпохе. Содержащаяся в рецензируемом издании картина русской церковной жизни позволяет лучше представить подвиг тех, кто осваивал Дальний Восток России. Следует согласиться с главным выводом епископа Уссурийского Иннокентия (Ерохина): «…несмотря на масштабность, сложность, противоречивость переселенческого, общественно-политического, геополитического и других важных процессов, имевших как региональный, так и общегосударственный характер, Церковь смогла в исторически короткое время (20-30 лет активности) сформировать в Уссурийском крае, особенно в его южной части, полноценную систему институтов православной организации, чему способствовали как государственная поддержка, так и человеческий фактор (в лице тех людей, которые своими инициативой и трудами участвовали в решении задач Церкви)» (с. 173).
В целом книга «Русская Православная Церковь в Уссурийском крае: очерки по истории Владивостокской епархии (вторая половина XIX в. – 1917 г.)» является первым изданием, которое в таком систематизированном, подробном виде раскрывает важный сюжет региональной церковной истории. Книга может служить добротным учебным пособием по основной обсуждаемой в ней теме, она незаменима в научно-образовательном процессе при подготовке гуманитариев-дальневосточников, важна и для учащих, и для учащихся.
Безусловно, рецензируемое издание представляет большой интерес для специалистов, исследующих политические, культурные, социально-экономические и иные аспекты дальневосточной истории России и стран АТР. Независимо от того, в какой сфере общественно-гуманитарного знания работают читающие книгу специалисты, они найдут в ней для себя много нового. Книга полезна и значима для краеведов, архивистов, библиотекарей, для всех интересующихся историей Русской Православной Церкви, историей Дальнего Востока России.