[Обзор книги:] Икбал М. Наука и ислам // Гринвудская серия по науке и религии под ред. Р. Ольсона (Iqbal M. Science and Islam // Greenwood Guides to Science and Religion. S. Ed. Richard Olson. Westport, Connecticut, London. Greenwood Press.. 2007. 234 pp. ISBN-13: 978–0–313–33576–1)
Книга «Наука и ислам» представляет собой детальное рассмотрение отношения между исламом и наукой с момента возникновения исламской научной традиции в VIII веке до настоящего времени. Основываясь на первоисточниках, автор представляет панораму исламских взглядов на некоторые из фундаментальных вопросов настоящего диалога науки и религии.
Статья

Книга «Наука и ислам» представляет собой детальное рассмотрение отношения между исламом и наукой с момента возникновения исламской научной традиции в VIII веке до настоящего времени. Основываясь на первоисточниках, автор представляет панораму исламских взглядов на некоторые из фундаментальных вопросов настоящего диалога науки и религии.

Отношение между исламом и наукой можно рассматривать с различных перспектив - социологической, исторической, метафизической и научной. Используемая при этом методология зависит в большей степени о того, как рассматривается природа отношения между исламом и наукой. Вопрос о перспективе и методологии стал еще более важным в последние годы, поскольку на западе учеными, работающими в области науки и христианства, было опубликовано множество работ по данной теме, которые создали центральную модель рассмотрения вопросов, относящихся к взаимодействию между наукой и религией, и эта модель получила всеобщее признание. В этой модели, которую автор книги называет «моделью двух сущностей», наука и религия рассматриваются совершенно независимо. Их взаимоотношение, согласно Иену Барбуру, может рассматриваться в рамках четырех подходов - конфликта, независимости, диалога и интеграции. Это многообразие возможно только в рамках модели двух сущностей; другими словами, эти способы объяснения отношения между наукой и религией утверждают, что «наука» и «религия» являются совершенно независимыми, и имеют конечное число возможных форм взаимодействия. Каждая из этих форм может быть далее разделена на различные возможности, которые можно классифицировать по степени взаимодействия как сильные или слабые, но сама модель остается ключевой парадигмой, которая рассматривает эти два феномена как отдельные сущности.

         Эта модель двух сущностей развилась из специфического культурного, исторического и научного фона и поддерживалась эпизодами истории взаимодействия между наукой и христианством в западном мире. Принято считать, что эта модель является универсальной, и может быть использована для того, чтобы понять отношение между всеми научными традициями и всеми религиями. Хотя эта модель и подвергалась критике и оспариванию, сама критика по большей части продолжала оставаться в рамках этого же самого подхода. Поскольку наука, какой мы знаем ее сегодня, родилась в европейской научной революции XVII века, и поскольку эта частная научная традиция имела серию конфликтов с христианством, «модель конфликта» продолжает оставаться в научном мире чрезвычайно популярной.  Более того, так как наука, рожденная европейской научной революцией, распространилась по всему миру, конкретная история взаимодействия науки и веры также рассматривается в контексте распространения этой науки.

         Эта модель продолжает применяться к рассмотрению исторического взаимодействия между различными религиозными и философскими традициями, как греко-римской, так и исламской. В этой перспективе стало популярным искать примеры конфликта или взаимодействия между исламом и научной традицией, которая возникла в исламской цивилизации. Этот подход не проводит различия между древней и современной наукой, не касается их философских оснований, несмотря на фундаментальные различия между мировоззрениями, которые дали рождение двум научным традициям.

         Принимая это во внимание, автор ставит перед собой вопрос: является ли модель двух сущностей, возникшая в рамках конкретной культурной, исторической и научной традиции, одинаково применимой к любой научной или религиозной традиции? Эта модель, по его мнению, может быть применена к любой научной и религиозной традиции при следующих условиях:

  • 1. Природа - предмет изучения науки - и ее отношения с Богом и человечеством понимаются одинаковым образом во всех религиозных традициях.
  • 2. Основные тексты источников всех религий являются параллельными Библии в эпистемологических, метафизических и семантических структурах, которые они ипользуют.
  • 3. Наука во всех цивилизациях является предприятием, которое остается одним и тем же на протяжении столетий со времени ее основания.

Однако мы находимся в такой ситуации, что даже термин наука не имеет общепринятого универсального определения. Более того, ни природа, ни наука, ни их взаимоотношения не могут быть рассматриваемы одинаково в различных религиозных традициях или даже в рамках одной традиции на протяжении столетий. Двухсущностная модель, по мнению автора, становится особенно проблематичной, когда мы принимаем в рассмотрение развитие истории философии науки. Большинство философов науки согласны с тем, что то, что мы называем словом наука, не может быть применимо к исследованию природы во все эпохи и во всех цивилизациях: то есть, термин наука основан на множестве концептуальных предположений, присущих конкретной цивилизации и сформировался под влиянием социального, культурного и исторического этоса конкретной цивилизации.

То, что называется наукой сегодня, есть предприятие, начавшееся в XVII веке, построенное на впечатляющих экспериментах и теориях Галилея (1564-1642), Кеплера (1571-1630) и Ньютона (1642-1727) и позднее вошедшее в социальные, экономические, научные и культурные институты западной цивилизации. Фактически, возникновение этой частной научной традиции изменило саму концепцию науки в том виде, в каком она существовала до XVII века. Автор указывает на то, что конкретная история отношения между современной наукой и христианством является совершенно неприемлемой при рассмотрении отношения науки и ислама, так как в исламе нет церкви, нет церковного авторитета, который мог бы войти во взаимодействие с учеными и научными институтами в какой-либо формализованной конкретной форме. Это не означает, конечно, что исламская религиозная мысль существует без собственных внутренних конфликтов, но автор книги желает подчеркнуть, что модель двух сущностей, применяемая к диалогу науки и христианства, неприменима в случае ислама.

         Как уже отмечалось, ислам не рассматривает природу как самосуществующую сущность, которая может изучаться в изоляции от всеохватного видения Бога, человечества и тех космологических условий, в которых развивается история человечества. Более того, в исламской классификации знания, наука - дисциплина, которая изучает природу - рассматривается как одна из ветвей знания, интегрально связанная со всеми другими областями знания, которые связаны концепцией Таухида, Единобожия. Таким образом, исламская традиция не рассматривает какую-либо отдельную дисциплину как независимую от других дисциплин. По этой причине союз «и» в высказывании «ислам и наука» не является попыткой соединить две отдельные сущности. Автор указывает на фундаментальное различие между природой науки, которая существовала в исламской цивилизации до XVII века и современной наукой; они рассматривают природу различными способами, и поэтому нельзя использовать одну и ту же методологию при описании истории взаимодействия ислама с древней и современной наукой.

         Наука в исламском мире имела свою собственную форму взаимодействия с исламом как возникшая в рамках матрицы исламской цивилизации. С появлением современной западной науки в исламском мире дискурс ислама и науки вступил в новую фазу. Поскольку это возникновение совпало с колонизацией исламского мира, оно сопровождалось и другими многочисленными факторами, включая экономические, политические и военные. Это привело к разрушению институтов, которые создавали на протяжении восьмисот лет исламскую образовательную традицию. В результате этого сегодня ислам должен взаимодействовать с наукой, основанной на философии природы, чуждой его собственным концепциям. Для того, чтобы объяснить это новое отношение, автор указывает на определенные эпистемологические утверждения современной науки, а также на то развитие, которое привел к новой концепции природы в пост-беконовском западном мире, и рассматривает, каким образом эти радикальные изменения повлияли на диалог ислама и науки.

         Наконец, автор рассматривает также период после Второй мировой войны, как изменения, которые произошли под воздействием западной науки и технологии, сопровождаемые интеллектуальным и физическим насилием и хаосом, оказали влияние и на исламскую традицию.

         Вопросы, которые автор рассматривает на протяжении всей книги, следующие. Что исламского было в исламской науке? Как ислам повлиял на курс развития исламской научной традиции? В чем заключался специфический вклад исламской научной традиции в научное знание человечества? Когда, почему и как эта традиция пришла к завершению? Как это научное знание проникло в Европу? Какие новые аспекты отношений ислама и науки появились после научной революции XVII века? Каковы фундаментальные вопросы современного дискурса ислама и науки.

         На протяжении книги автор предпринимает попытку представить спектр исламских мнений о некоторых из наиболее важных вопросов в области диалога науки и религии. Написанная доступным языком, книга дает прекрасное представление многосторонних и сложных вопросов, которые возникают на пересечении исламской интеллектуальной традиции и науки.

 

 

Об авторе

Музаффар Икбал - президент Центра по исламу и науке (www.cis-ca.org), Канада. Ученый по образованию, исламский богослов по призванию, новеллист и поэт. Автор книг: «Ислам и наука» (Islam and Science, 2002) и «Бог, жизнь и космос: христианская и исламская перспективы» (God, Life, and the Cosmos: Christian and Islamic Perspectives, 2002).

 

 

Содержание

Предисловие серии VII

Предисловие XV

Благодарности XXIII

Хронология событий XXV

Глава 1. Введение 1

Глава 2. Аспекты исламской научной традиции (VIII-XVI вв.) 9

Глава 3. Грани отношений ислама и науки (VIII-XVI вв.) 29

Глава 4. Мечеть, лаборатория и рынок (VIII-XVI вв.) 61

Глава 5. Ислам, передача и упадок исламской науки 103

Глава 6. Ислам и наука нового времени: колониальная эра (1800-1950) 131

Глава 7. Ислам и наука нового времени: современные вопросы 159

Первоисточники 189

Аннотированная библиография 213

Индекс 227

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9