Курсы повышения квалификации для преподавателей духовных школ при Общецерковной докторантуре и аспирантуре имени свв. Кирилла и Мефодия: неделя вторая, завершающая
С 30 января по 10 февраля в Москве при Общецерковной докторантуре и аспирантуре имени свв. Кирилла и Мефодия на базе Национального исследовательского ядерного университета МИФИ прошли курсы повышения квалификации для преподавателей «Концепций современного естествознания» духовных школ Русской Православной Церкви. Ранее портал «Богослов.ру» освещал первый период учебного процесса. Настоящая публикация представляет его завершающую часть.
Статья

Вторая лекционная неделя Курсов повышения квалификации была в основном посвящена наукам о земле: геологии и сравнительной планетологии, океанологии, физической географии с элементами учения о рельефе, биологическим дисциплинам, обзору взаимодействия человека и биосферы.

«Мозаичное» знакомство с современным состоянием различных геологических наук, в целом, дало возможность слушателям взглянуть на нашу планету как на удивительно сложную систему, находящуюся в постоянном динамичном развитии. Одновременно авторитетные специалисты в своих докладах обращали внимание на закономерный характер некоторых природных явлений, которые, иногда с подачи неосведомленных журналистов, воспринимаются обывателем как нечто экстраординарное. К примеру, скрупулезное изучение слоев древних льдов Антарктики показало, что температурные «скачки», колебания уровня Мирового океана и изменения климата – достаточно «знакомые» для биосферы процессы.

С другой стороны, речь шла и о «человеческом факторе», в т.ч. в яркой лекции доц. географического факультета МГУ Ф.А. Романенко «Человек и природа на Севере: основные вехи тысячелетней истории взаимодействия». Насыщенный фактами доклад завершился постановкой вопроса: «Чем же станет в ближайшую эпоху Арктика: активно разрабатываемой кладовой ресурсов, стратегическим полигоном или все-таки будет найдена качественно новая форма сосуществования человека и биосферы на Севере?» Разработка и подписание «Арктического договора» - решение, достойное XXI века.
Может быть, именно в полярных широтах – последнем резерве современной цивилизации начнется движение человечества к гармонии с природой. Первый шаг сделан - «Договор об Антарктиде» (1959). На очереди следующий?

Об особой надежде на Православную Церковь не только в деле спасения души человека, но и окружающего нас живого мира говорил, обращаясь к слушателям, проф. биологического факультета МГУ проф. А.М. Гиляров. С одной стороны, биосфера настолько пластична, что исчезновение даже сотен видов организмов, не сразу подорвет ее существование. Там же, где возникает серьезная опасность, могут быть включены политические и экономические рычаги. С другой стороны, очевидно, что социально-экономический подход не панацея, особенно там, где речь идет о спасении самой «онтологии разнообразия». Духовно-нравственной мотивации в решении этой проблемы А.М. Гиляров призвал уделять максимальное внимание, сравнив сохранение исчезающих форм жизни со спасением выдающихся памятников истории и культуры: и то, и другое, как правило, мотивируется не экономически, а духовно.

Современному состоянию эволюционной биологии и систематики на примере живой и ископаемой флоры была посвящена лекция проф. биологического факультета МГУ Д.Д. Соколова, познакомившего аудиторию с принципами кладизма – систематики, основанной на строгой генетической реконструкции родственных отношений между таксонами. Применение молекулярных методов для изучения эволюции растений проходит исключительно успешно: к примеру, впервые стало возможным консенсусное представление о макроэволюции цветковых. Нередко новые воззрения согласовываются с морфологией, но иногда и нет. Молекулярные «родословные» имеют свойство «искажаться» из-за вымирания связующих форм. Для устранения этого недостатка необходимы данные морфологии и палеоботаники, но их использование не должно быть формализованным, без «человеческого фактора» здесь никак не обойтись - «вместе с компьютером все время будет нужна и голова исследователя». Кладистическая идеология, внедренная вместе с молекулярными методами, ведет к отказу от создания системы и к замене ее филогенетическим древом: хорошо это и плохо, но реальность именно такова. Однако, хотя морфология больше не играет ключевой роли в познании филогении, изучение морфологической эволюции остается одним из наиболее важных, перспективных и в то же время сложных направлений.

Проф. МГУ А.С. Соболев, ежегодно читающий аналогичный спецкурс в Московской духовной академии, рассказал о самых современных биомолекулярных методах борьбы с онкологическими и генетическими заболеваниями, внутриклеточном транспорте, наномедицинских и генноинженерных технологиях. Особый интерес при обсуждении вызвала проблематика генетической предопределенности и свободы человека.

Проф. МГУ В.А. Голиченков сделал пространный экскурс в современную эмбриологию. Наиболее важным и актуальным для богословия, безусловно, стал материал, посвященный опытам по созданию межвидовых химер (овцекоз, мышекрыс и т.п.), трансгенных животных, клонированию, манипуляциям со стволовыми клетками, репродуктивным технологиям ЭКО. Профессор также прокомментировал современное видение и интерпретации различными биологами известного многим еще из школьного курса биогенетического закона («Индивидуальное развитие – онтогенез – есть краткое повторение исторического развития – филогенеза»).

В последний учебный день, в перерыве между лекциями, для слушателей были проведены экскурсии в центры лазерных и нанотехнологий МИФИ.

После вручения свидетельств о повышении квалификации у каждого организатора, преподавателя и слушателя возникает естественное желание осмыслить этот небольшой, но столь насыщенный этап своей жизни.

Все ли направления современной науки удалось охватить? Конечно же, нет. Так вне детального рассмотрения оказались такие важные темы, как микробиология, антропогенез, нейрофизиология, психогенетика. Таким образом, остается образовательная перспектива в развитии проекта, подразумевающая в процессе реализации следующих этапов сосредоточение на отдельных блоках современного естествознания.

Завершив 70-часовой учебный этап, т.е. почти годовой курс, проект повышения квалификации не останавливается, а предполагает дальнейшее развитие в другой форме: посредством творческого осмысления, обзора пожеланий и конструктивных предложений слушателей. Здесь каждый должен ответить для себя на вопрос: как будут применены новые знания в развитии диалога между богословием и современной наукой в рамках учебного процесса духовных школ и в более широких областях?

Следует отметить и высокую оценку выступившими учеными своей аудитории. Учитывая, что далеко не все лекторы являются верующими или церковными людьми, вполне очевиден их живой интерес – ведь перед подобной группой слушателей они выступали впервые. Содержательные беседы в кулуарах вселяют вполне реальный оптимизм. Проект еще раз подтвердил очевидный факт: богословы готовы вдумчиво слушать и слышать ученых, при этом, безусловно, не обязательно соглашаясь с теми или иными мировоззренческими выводами. Говоря же о лекторах состоявшихся курсов, в целом можно констатировать - они обрели во вдумчивых «совопросниках» и единомышленников. Особенно важно здесь то, что, фактически, начинает формироваться корпорация потенциальных экспертов в области естествознания, готовых к соработничеству с носителями церковной мысли без опосредующего вязкого «буфера» паранаучной и парацерковной мифологии.

Об этом размышлял и ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион, отметив в частности на встрече со слушателями следующие моменты: «Церковь призвана нести сегодня свидетельство в быстро меняющемся мире, мире, где наука и технологии играют колоссальную роль. Умная проповедь, которая будет не противопоставлять веру и науку, а показывать особое, значимое место науки в человеческой культуре, при условии уважения ею религиозной традиции, будет иметь серьезный миссионерский успех в среде ученых и образованных людей. Мы должны дать выпускникам семинарий, будущим священнослужителям, знания о современной науке, научить их относиться к науке без страха, снять прежде существовавшие предрассудки.

Вот почему, такой предмет как «Концепции современного естествознания» в семинариях должен иметь миссионерскую и апологетическую направленность, но при этом должен быть основан на добротных знаниях об актуальном состоянии самого научного знания».

Хочется надеяться на то, что эти надежды обязательно найдут свое осуществление в самом ближайшем будущем.

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9