Много раз в разговорах со мною мой научный руководитель и духовный отец протопресвитер Иоанн Мейендорф высказывал сожаление, что не существует нормальной, полноценной истории Церкви, написанной православными и для православных. Особенно остро эта проблема стояла для наших англоязычных братьев, которые были вынуждены пользоваться в учебном процессе почти исключительно инославной литературой. Впрочем, вернувшись в 1991 г. в Россию, я увидел, что и в нашей стране на тот момент ситуация обстояла немногим лучше. Имелась лишь дореволюционная литература, из которой самой доступной был фундаментальный труд В. В. Болотова, завершающийся концом эпохи Вселенских соборов. Постепенно появлялись все новые репринтные издания дореволюционных авторов, но и они были во многом устаревшими, да и сложно воспринимались современным студентом.
В Америке во второй половине 80-х гг. прошлого века отец Иоанн Мейендорф взялся за восполнение этого пробела. По его мысли, «История» должна была выйти в виде шести- или семитомника. Не откладывая дело в долгий ящик, отец Иоанн написал книгу «Единство империи и разделения христиан: Церковь в 450-680 гг.» (1989), которую он видел вторым томом своего проекта, и которая стала своего рода образцом православного исторического повествования. Он также договорился с ведущими православными специалистами, чтобы каждый из них написал свой том. До безвременной кончины о. Иоанна только его друг – профессор Мэрилендского университета Аристидис Пападакис успел значительно продвинуться в своей части задания – написании четвертого тома о Церкви с 1071 по 1453 гг. Отец Иоанн написал две главы для этой книги, но в целом текст был закончен уже после его смерти и вышел в издательстве Св. Владимирской академии в 1994 г. под названием «Христианский Восток и возвышение папства».
Эта книга, также как и упомянутый труд о. Иоанна легли в основу соответствующих глав моих «Очерков по истории Вселенской Православной Церкви», которую я начал писать с той же целью – восполнить существующий пробел и снабдить студентов учебным пособием, написанном на современном языке и учитывающем наработки историков последнего столетия. Тогда, когда книга писалась, эти труды были доступны только на английском языке. Наконец-то в 2000 г. Св. Тихоновский институт выпустил перевод книги о. Иоанна Мейендорфа, а в прошедшем, 2010 г. теперь уже в Св. Тихоновском университете выходит долгожданный перевод книги Пападакиса с двумя главами, написанными о. Иоанном.
Период, покрываемый этой книгой, довольно мало известен отечественному читателю. Но если «византийская сторона» еще более-менее освещена дореволюционными исследователями, то события, происходившие в это время на Западе, вообще покрыты для большинства наших интересующихся историей соотечественников мраком неизвестности.
Проф. Пападакис начинает свое повествование в 1071 г. – катастрофичном для Византийской империи (именно в этом году произошло роковое для Империи Манцикертское сражение на Востоке, и был утрачен Бари – последний форпост Византии на Западе), а заканчивает его падением Константинополя в 1453 г. В этот насыщенный событиями период входят и Крестовые походы, и раздробление некогда единого православного мира, и авиньонское пленение папства со всеми его последствиями, и паламитские споры и Ферраро-Флорентийский собор.
Но все же, основная тема этого периода в церковной истории – это финализация разделения Церквей. В 1071 г. еще никто не ощущал его окончательным, но четвертый крестовый поход поставил точку в этом процессе, а провал Ферраро-Флорентийского собора показал его необратимость. Все эти события подробно описаны автором в широком историческом контексте. К примеру, Крестовые походы невозможно понять вне реформаторского движения XI в., а Ферраро-Флорентийский собор невозможно понять без Великого Западного раскола и вышедшего из него противостояния куриалистов и консилиаристов. Восполняя широту картины, Пападакис рассказывает и о последствиях Крестовых походов для нехалкидонских восточных церквей и о расцвете Грузинской Церкви и о многом другом.
Главы, написанные отцом Иоанном Мейендорфом: о поместных церквах на Балканах в этот период и о русской митрополии от Киева до Москвы органично дополняют повествование. Нужно отметить, что первая глава является вытяжкой из нескольких книг о. Иоанна об этом периоде, а вторая – кратким изложением его классической книги «Византия и Московская Русь».
Книга написана живым и увлекательным языком и читается с огромным интересом. Историческое повествование органично перемежается с богословским анализом, что обогащает текст, не утяжеляя его.
К сожалению, можно выразить несколько претензий к научной редактуре книги. В частности, движение, которое Пападакис называет Conciliarism, лучше оставить без перевода («консилиаризм», а не «соборное движение», как оно обозначено в данном издании), чтобы не возникало понятийного сближения с православным понятием «соборности», принципиальному отличию которой от консилиаризма Пападакис посвящает несколько абзацев. Есть и несколько других недочетов, от которых, впрочем, вряд ли бывает свободным любое подобное издание.
Несомненно, впервые вышедший на русском языке труд Аристидиса Пападакиса и протопр. Иоанна Мейендорфа – незаменимое пособие не только для профессиональных историков и богословов, но для любого человека, интересующегося историей Церкви и православным богословием.
По сведениям из издательства ПСТГУ, в этом году можно ждать и заново отредактированного переиздания книги о. Иоанна «Единство империи и разделения христиан», которую уже давно не найти на прилавках магазинов. Остается выразить надежду, что и весь проект «Церковь в истории», задуманный о. Иоанном, будет доведен до конца его преемниками (сейчас роль главного редактора серии взял на себя о. Эндрю Лоуф из Даремского университета) и издан – как на английском, так и на русском языках. В чем можно быть уверенным, так это в том, что такая серия будет с благодарностью воспринята множеством неравнодушных к истории Церкви читателей.