На XX Международных Рождественских образовательных чтениях прошел круглый стол на тему «Самоосознание как цель просвещения»
События

Открыл работу круглого стола ректор Хабаровской духовной семинарии, Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий (Пологрудов) с докладом «Самоосознание:  святоотеческий подход». Тема самоосознания является предметом научных исследований и разработок митрополита. Он рассказал участникам встречи о невозможности исследовать духовные феномены с помощью научных методов. Цитируя святого Феофана Затворника, митрополит отметил, что самоосознание, по определению, является нравственной ценностью. «Чувство Бога – прямое следствие хорошо развитого самоосознания», — сказал докладчик, подчеркнув, что с точки зрения Святых Отцов, «самосоознание безошибочно, т.к. в нем находится божественный компонент – нравственное чувство». Говоря о практическом опыте развития самоосознания, Митрополит Игнатий выделил три этапа становления. Они начинаются с движений совести и способности человека видеть акты самоосознания в себе самом. По мере самосовершенствования человек начинает осознавать свое состояние в настоящий момент и затем – осознавать себя на протяжении продолжительного периода времени. По достижении определенного уровня духовного развития, вся жизнь человека освещается светом самоосознания. При этом митрополит обратил внимание собравшихся на то, что для православного человека развитие самоосознания неразрывно связано с молитвой, – молитва невозможна без самоосознания и, с другой стороны, правильная молитва развивает самоосознание.

Выступивший с докладом «Проблема самоосознания в новом веке» член Епархиального отдела по делам молодежи Московской епархии Русской Православной Церкви протоиерей Лев Шихляров рассмотрел различия святоотеческого и современного общественного представления о самости, о том, кто есть «Я». Он отметил, что в святоотеческом опыте самопознание есть познание своей немощи и своих грехов. Именно с самосокрушительного самоосознания начинается покаяние. Осознание самого себя после покаяния означает, что человек выталкивает из себя эгоизм, заполняет свое сознание божественным и в итоге находит в Боге настоящего Человека, с которым хочется пребывать в вечности.

Доклад ректора Литературного института имени Горького, заслуженного деятеля науки РФ, доктора филологических наук, профессора Бориса Николаевича Тарасова «Самоосознание как цель просвещения в традициях русской классической литературы и религиозной философии» представлял собой взгляд на самоосознание с точки зрения литературы и философии. По мнению, Б.Н. Тарасова, предотвратить катастрофический системный кризис современной цивилизации можно лишь путем кардинальных духовных перемен, преображения внутреннего мира личности, коренного изменения существующих подходов к человеческой деятельности, очищения от материально-эгоцентрического жизнепонимания, восстановления подлинной иерархии ценностей, подчинения политико-экономических вопросов духовно-нравственным задачам, этическое наполнение всех видов деятельности. На этом пути важную роль может сыграть духовно-нравственный и эстетический опыт русской классической литературы и религиозной философии. Поскольку в традиции именно русских писателей и философов преображать, просветлять и аннигилировать темные силы, которые присущи человеческой природе вследствие первородного греха.

Затем на круглом столе, посвященном основополагающей для корпоративной культуры компаний Конгломерата теме саморазвития и самоосознания прозвучали доклады:

«Р азвитие самоосознания через просвещение в современных организационных культурах»

Неаполитанский Сергей Михайлович – руководитель проекта Фонда просвещения «МЕТА».

«Социальное мифотворчество и современность»

Понизовкина Ирина Федоровна – доцент кафедры философии и секретарь Философского общества Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова; кандидат философских наук.

«Познай самого себя. Познание через общение»

Иерей Петр Коломейцев клирик храма Спаса Нерукотворного образа на Сетуни, соучредитель Центра реабилитации детей инвалидов ДЭЦ «Живая Нить», духовник Образовательного Центра для детей-сирот «ROOF».

«Идеалы и ценности: единство и противостояние»

Мареева Елена Валентиновна – заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин в Московской международной высшей школе бизнеса «МИРБИС», доктор философских наук, профессор.

«Священник осознающий – новый профиль специальности»

Иерей Антоний Борисов – заместитель проректора по научно-богословской работе Московской духовной академии, кандидат богословия.

«Воцерковление через просвещение»

Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич) – заместитель декана факультета церковного служения Российского православного университета, кандидат богословия.

Докладчики представили содержательную и интересную информацию, касающуюся как святоотеческого, так и современного опыта изучения самоосознания и практики его развития, а также изложили взгляды на пути сохранения и возрождения духовных традиций в обществе. Подводя итоги работы круглого стола и обозначая ближайшую перспективу развития интереса к самоосознанию, Митрополит Игнатий сказал, что через пять лет каждый выпускник Хабаровской духовной семинарии будет понимать и владеть практиками по развитию самоосознания. Он также отметил, что заслуживает особого уважения организации, делающие тему самоосознание приоритетом своей деятельности.

Обращаясь к участникам круглого стола, Председатель правления Фонда просвещения «МЕТА» В.А. Сигаева поблагодарила всех собравшихся за интерес к заявленной теме. Говоря о значимости самоосознания для каждого человека, В.А. Сигаева привела слова, прозвучавшие на Торжественной церемонии открытия юбилейных Рождественских чтений, о том, что «Самоосознание – это постижение бытия Бога», отметив, что начинать процесс самоосознания надо всегда с самого себя.

Тексты докладов и презентации участников круглого стола будут опубликованы на сайте Фонда просвещения «МЕТА» www.fpmeta.org.


Другие публикации на портале:

Еще 9