«Книга об истории Донского духовенства» [Рец. на:] А. В Шадрина. Приходское духовенство Донской и Новочеркасской епархии второй половины XIX века. Ростов н/Д: Антей, 2014. – 364 с.
Портал Богослов.Ru публикует рецензию кандидата исторических наук, преподавателя кафедры истории, философии и русского языка Воронежского государственного аграрного университета им. Петра I Иконникова Сергея Анатольевича на монографию ростовского историка А. В. Шадриной. Книга вышла в конце 2014 года, но еще не приобрела широкой известности, хотя достойна внимания не только современных исследователей, но и широкого круга лиц, интересующихся историей православия в нашей стране.
Статья

В последнее время со стороны целого ряда специалистов-историков значительное внимание уделяется прошлому приходского духовенства Русской Православной Церкви второй половины XIX – начала XX века. Это неудивительно, ведь многие проблемы, которые стояли перед отечественной Церковью в пореформенную эпоху, продолжают оставаться нерешенными и сегодня, что делает изучение прошлого духовенства по-настоящему актуальным. Существует немало работ, рассматривающих целый ряд аспектов служения священно- и церковнослужителей как на общероссийском материале[1], так и на примере отдельных епархий[2]. В конце 2014 г. свет увидела монография ростовского историка, к. и. н. А. В. Шадриной[3], также посвященная прошлому приходского духовенства второй половины XIX века и представляющая, на наш взгляд, значительный интерес для всех занимающихся церковной историей России.

Работа А. В. Шадриной воссоздает историю приходского духовенства, служившего на территории Области Войска Донского. Данная тема имеет свою специфику и позволяет выяснить особенности служения клириков, с одной стороны, в условиях модернизации страны, мощным толчком для которой явились глубокие внутриполитические преобразования правительства Александра II, а с другой стороны, в условиях проведения государством политики, направленной на «консервацию казачества как весьма эффективной и относительно дешевой составной части вооруженных сил империи»[4].

Книга интересна прежде всего тем, что автор привлекла для реконструкции облика донского духовенства обширный источниковый материал, в том числе архивные данные, введенные в научный оборот впервые. В частности, в монографии анализируются дела Государственного архива Ростовской области, а именно, таких фондов, как: Донская духовная консистория, Канцелярия войскового наказного атамана, Войсковое правление Войска Донского и др. Следует подчеркнуть, что основным видом источников для воссоздания облика приходского духовенства в работе А. В. Шадриной выступили клировые ведомости. Автор изучила сотни единиц хранения, для того чтобы выявить особенности материального и правового положения священнослужителей и членов их семей, проанализировать степень образованности духовенства, а также его общественную деятельность.

Несколько слов следует уделить структуре книги. Монография состоит из введения, четырех глав, заключения и пяти приложений. Во введении автор традиционно обосновала актуальность темы, проанализировала источники и историографию темы исследования. Первая глава книги «Юридический статус и правовое положение духовенства на Дону» посвящена анализу правового положения духовного сословия Российской империи во второй половине XIX века, а также особенностям правового положения священно- и церковнослужителей, исполнявших свои послушания непосредственно на территории Области Войска Донского. Из первой главы читатель узнает, что правовое положение духовного сословия на территории Войска Донского имело свои особенности. Например, все духовенство разделялось на собственно «донское» и «иногороднее». Под первым понимались лица, родившиеся на данной территории и имеющие казачье происхождение. Представители этой категории «пользовались привилегиями своего казачьего происхождения, поскольку по рождению считались гражданами тех или иных станиц»[5].

«Иногороднее» духовенство состояло из лиц, которые не принадлежали казачеству по своему происхождению. Они происходили либо из иных сословий, либо приехали служить в Область Войска Донского из других губерний Российской империи. Их положение существенно отличалось от положения духовенства «донского» происхождения. В отличие от «иногороднего», на «донское» духовенство распространялись законы, регламентирующие правовой статус казаков. «Причетники и диаконы казачьего происхождения, уже формально принадлежавшие духовному ведомству, не могли быть рукоположены в священники без разрешения войскового начальства, хотя, по сути, принятие о рукоположении на этом этапе должно было принадлежать только правящему архиерею»[6]. А. В. Шадрина анализирует изменения в правовом статусе священнослужителей, произошедшие в ходе Великих реформ Александра II, и приходит к выводу о том, что ситуация, связанная с разделением «донского» и «иногороднего» духовенства, с течением времени менялась[7].

Во второй главе монографии автор знакомит читателей с сословной принадлежностью приходского духовенства Области Войска Донского, рассматривает образовательный уровень священно- и церковнослужителей, а также размышляет над особенностями социального статуса донского духовенства. А. В. Шадрина аргументированно приходит к выводу о том, что социальный статус духовенства был неустойчивым. С одной стороны, население Области Войска Донского сочувственно относилось к клирикам, осознавая необходимость в духовном сословии, которое совершало свое религиозное служение, окормляло паству, осуществляло общественное богослужение и частные требы. С другой стороны, население проявляло по отношению к священнослужителям бытовую неприязнь, как только дело доходило до распределения материальных благ (будь-то плата за требы или вопросы, связанные с пользованием землей и др.)[8].

Третья глава работы посвящена рассмотрению материального положения донского духовенства. Автор предпосылает свое исследование по данной теме параграфом о проблеме материального обеспечения духовенства Российской империи во второй половине XIX –  начале XX века. Это представляется весьма логичным, так как позволяет ввести читателя в проблематику и сравнить обеспеченность священнослужителей Области Войска Донского с материальным положением клириков других епархий Православной Российской Церкви. А. В. Шадрина рассматривает главные источники доходов православных причтов, делая вывод о том, что основным источником материального обеспечения донского духовенства являлось требоисполение. Однако последнее не было единственным способом священнослужителей обеспечивать себя и свои семьи. Немаловажную роль играли плата за законоучительство, жалованье из казны, денежные пособия от станиц, жалованье от Войска Донского и др. Согласно данным Донской духовной консистории, «средний размер содержания духовенства из казны и местных источников составлял: городской священник – 1625 руб., сельский священник – 1021 руб., городской диакон – 933 руб., сельский диакон – 780 руб., городской псаломщик – 491 руб., сельский псаломщик – 326 руб.»[9].

Отдельное внимание в монографии уделяется вопросу регулирования пенсионного обеспечения донского духовенства. Автор прослеживает историю возникновения пенсионных касс в Православной Российской Церкви, анализирует деятельность Донского отделения Попечительства о бедных духовного звания. Собственно эмеретурная касса духовенства Области Войска Донского была создана в 1879 г. Рассмотрев комплекс клировых ведомостей, исследователь пришла к выводу о том, что клирики гарантированно и стабильно получали пусть и незначительную, но все же надежную сумму в качестве вспомоществования по выходе за штат. В целом, изучив степень материальной обеспеченности духовенства Донской епархии, автор утверждает, что «материальное положение клириков донских храмов не только выравнивалось (с течением времени. – С. И.), но даже значительно превосходило средние доходы клириков других епархий»[10].

Последняя – четвертая глава книги посвящена исследованию общественной деятельности донского духовенства. Здесь автор рассматривает вклад священно- и церковнослужителей в развитие начального народного образования (в частности, путем создания церковно-приходских школ, проведения внебогослужебных собеседований, создания сети церковных библиотек, участия в деятельности просветительских братств и обществ). Отдельное внимание автор уделил таким значимым аспектам социального служения, как вклад в развитие народного здравоохранения, тюремное служение духовенства, участие клириков в работе отделения Православного Палестинского общества. Кратко исследователь останавливается и на позиции донского духовенства в ходе аграрных беспорядков 1905–1907 гг. А. В. Шадрина считает, что духовенство «проявляло себя как гарант политической благонадежности»[11]. Некоторые священнослужители были удостоены правительственных наград за усмирение крестьян в ходе революционных событий начала XX века.

В заключении автор подводит итоги своей работы, делая вывод о том, что внутриполитические преобразования императора Александра II (так называемая церковная реформа, в частности) положили начало унификации положения духовенства Области Войска Донского с положением священно- и церковнослужителей центральных губерний Российской империи.

Монография А. В. Шадриной, безусловно, будет интересна как специалистам по истории Русской Православной Церкви второй половины XIX – начала XX века, так и всем интересующимся историей Православия в нашей стране. На основе богатого источникового материала автор смогла воссоздать облик приходского духовенства Донской и Новочерскасской епархии в эпоху бурных внутриполитических процессов в Российской империи пореформенной эпохи, а также реконструировать и доступно изложить особенности быта и служения духовного сословия.

В качестве своеобразных пожеланий хотелось бы отметить следующее. К сожалению, несмотря на значительное количество привлеченных к созданию монографии архивных дел Государственного архива Ростовской области, автор не исследовала обширные материалы Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург). Данный архив сохранил массу интереснейших и во многом уникальных дел по истории российского духовенства, в том числе Донской епархии.

Еще одним, на наш взгляд, упущением явилось то, что в монографии А. В. Шадриной практически не уделено никакого внимания участию духовенства в антиправительственном движении конца XIX – начала XX века, студенческим волнениям в Донской духовной семинарии[12]. Однако эти замечания носят исключительно рекомендательный характер для дальнейших научных изысканий автора и таким образом ни в малейшей степени не снижают общей высокой оценки монографии А. В. Шадриной, заслуживающей самого серьезного внимания современных исследователей.



[1] См., например: Конюченко А. И. Тона и полутона православного белого духовенства России (вторая половина XIX – начало XX века). Челябинск, 2006; Он же: Православное духовенство России во второй половине XIX – начале XX века: дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02 Челябинск, 2006.; Бабкин М. А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. – конец 1917 г.). Москва:, 2007.

[2] Например: Леонтьева Т. Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XIX – начале ХХ в. Москва, 2002; Белоногова Ю. И. Приходское духовенство Московской епархии и крестьянский мир в начале XX века. Москва, 2010; Иконников С. А. Приходское духовенство Воронежской епархии (вторая половина XIX – начало XX века). Воронеж, 2014.  

[3] Шадрина А. В. Приходское духовенство Донской и Новочеркасской епархии второй половины XIX века. Ростов-на-Дону: 2014.

[4] Шадрина А. В. Указ. соч. С. 5.

[5] Шадрина А. В. Указ. соч. С. 49.

[6] Там же. С. 53.

[7] Там же. С. 54.

[8] Шадрина А. В. Указ. соч. С. 109.

[9] Там же. С. 170.

[10] Шадрина А. В. Указ. соч. С. 180.

[11] Там же. С. 203.

[12] См., например: Титлинов Б. В. Молодежь и революция: из истории революционного движения среди учащейся молодежи духовных и средних учебных заведений. Ленинград, 1924. С. 101.

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9