Кардинала Ива Конгара можно по праву назвать выдающимся богословом XX века. Его мысль была отмечена целостностью и сбалансированностью, синтезом и глубиной. Будучи верным тому, что он определял как «классический век церковной жизни», век Западных и Восточных отцов Церкви, он свидетельствовал о той великой традиции, которая объединяет Восток и Запад.
Богословие кардинала Ива Конгара о Святом Духе способствовало возрождению католической богословской мысли и облегчило в определённой мере взаимопонимание между Востоком и Западом. В своём богословии Святого Духа он попытался показать ту важную роль Святого Духа, которую Он играет в жизни Церкви, а также в жизни каждого отдельно взятого христианина.
Говоря о Святом Духе, кардинал Конгар рассматривает Его не только с точки зрения внутритроичной жизни, но он также делает особый акцент на спасительных действиях Святого Духа в этом мире, в области домостроительства. Учение о Святом Духе кардинала Ива Конгара касается преображения человеческой личности, тайны нашего обожения во Христе и нашего общения с Богом и другими членами Церкви.
Человек сотворён по образу и подобию Божию. Этот образ, по мнению кардинала Конгара, не может быть ограничен физической структурой человеческой личности. «Человеческое существо сотворено по образу Триединого Бога, не только в физической структуре, но также в реальности существования в обществе и общении»[i]. Человеческие личности наделены знанием и любовью для того, чтобы существовать в отношениях с Богом и друг с другом. Они – активные, свободные исторические субъекты, причастные общей человеческой природе.
Через свои Невидимые домостроительства Бог углубляет Своё Присутствие в каждой личности, устрояя Свой духовный храм. Верующие есть воистину живые камни этого храма. Бог входит в их жизнь до самого основания. Они воистину святы, потому что Бог лично вошёл в этот мир и реально соединился с каждым из них. Это соединение стало возможно благодаря событиям Боговоплощения, Пасхи, Пятидесятницы, благодаря домостроительству Сына и Святого Духа, которые были посланы в этот мир для того, чтобы восстановить утраченное в раю общение между Богом и человеком.
Если Сын Божий, ставший человеком, через Своё Воплощение, смерть, Воскресение, совершает наше Искупление, то Святой Дух усвояет нам плоды этого Искупления, обитая в нас как в своих храмах. Он соединяет нас с Собой, а через это единение мы также соединяемся с Лицами Отца и Сына.
Святой Дух есть то активное присутствие Бога в нас, который углубляет нашу внутреннюю жизнь, оживляя её. Он приводит нас в общение с другими людьми. Во Святом Духе наша любовь друг ко другу возвышается до сверхъестественного уровня. Мы любим друг друга любовью Божией, мы соединены друг с другом единством Тела Христова. Во Святом Духе мы должны жить вместе в любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1 Кор. 13, 4-5).
Интерес кардинала Ива Конгара к богословию Святого Духа неотделим от экклезиологии – учения о Церкви. Богословие Святого Духа является компонентом его экклезиологии, а экклезиология естественно и органично должна включать в себя антропологию, учение о человеке, потому что Церковь как Богочеловеческий организм состоит людей, которые являются членами этого организма. Глава Церкви является не просто совершенным Богом, но Он есть в силу Боговоплощения и совершенный человек, поэтому мы называем Его, сообразуясь Его двум природам, Божественной и человеческой, Богочеловеком. В Его человечестве, так же, как и во всяком верующем, обитал Святой Дух, и Его человечество было храмом живущего в Нём Святого Духа. И каждый верующий, который принадлежит Церкви, также есть храм живущего Святого Духа, который животворит как отдельного верующего, так и всё Тело Церкви.
Следовательно, пневматологию мы должны рассматривать не отдельно от экклезиологии, но в синтезе с ней. Именно поэтому богословие Святого Духа, по мнению кардинала Конгара, требует синтеза пневматологической антропологии и пневматологической экклезиологии. Этот взгляд на развитие и интеграцицию этих двух измерений пневматологии есть существенный вклад кардинала Ива Конгара в современное Римо-католическое богословие Святого Духа.
Как отмечает Элизабет Тереза Гропп, «именно православное богословие побудило его интегрировать пневматологическую экклезиологию и пневматологическую антропологию»[ii]. Кардинал Конгар пришёл к выводу о необходимости данного синтеза под влиянием православных богословов. В октябре 1963 года, когда был подготовлен документ «О Церкви» на Втором Ватиканском Соборе, кардинал Конгар имел беседу с протоиереем Александром Шмеманом и греческим богословом Никосом Ниссиотисом, которые сделали ему замечания по данному документу: «Если бы мы должны были приготовить трактат «О Церкви», мы бы включили в этот трактат главу о Святом Духе, к которому также добавили бы ещё одну главу, которая касалась бы христианской антропологии»[iii].
Для кардинала Ива Конгара пневматологическая антропология и пневматологическая экклезиология – это два неразрывных измерения одного и того же дара Святого Духа, два пути приближения к тайне обожения и общения. «Пневматология есть некое измерение экклезиологии, так что она включает в себя и антропологию»[iv]. Святой Дух является одновременно обоживающим началом человеческой личности и соучредителем и жизненным принципом Церкви. Истинное богословие Святого Духа должно включать в себя богословие обитающей личности и богословие Церкви, потому что Святой Дух приводит все личности, все поместные Церкви в общение друг с другом.
Кардинал Ив Конгар осознавал, что разрыв антропологии и экклезиологии недопустим с токи зрения библейского и святоотеческого богословия, с точки зрения богословия Фомы Аквинского, а также с точки зрения Восточного богословия. Он в Доминиканской богословской школе Сольшвар под влиянием своих великих учителей, таких как Мари-Доминик Шеню, открыл для себя традицию, которая интегрировала богословие Церкви и богословие человека. Точкой соприкосновения этих двух областей вероучения, по мнению кардинала Конгара, является пневматология. Именно учение о Святом Духе является для него тем основанием, которое должно присутствовать как в антропологии, так и в экклезиологии. Без этого основания было бы совершенно невозможно объяснить тайну общения Бога и человека, тайну обожения и Божественного усыновления.
Кардинал Ив Конгар с сожалением отмечал, что «современная антропология отделена от экклезиологии»[v]. «Самое большое различие между святоотеческой экклезиологией и современной экклезиологией заключается в том, что первая включает в себя антропологию, тогда как вторая является книгой общественного права… Антропология святоотеческой экклезиологии – это антропология человеческого общества, которая находит своё выражение через это общество, потому что только таким образом раскрывается Богоподобие. Вот то место, где встречаются антропология и экклезиология, и именно это человечество, которое имеет общение с Богом и между собой, является предметом Церковных действий»[vi].
Католическое богословие XIX – начала XX века обращалось к теме обитания Святого Духа в человеческой душе, но мало уделяло внимания пневматологическим основам Церкви. Неосхоластичные пособия по богословию обычно обсуждали вопрос о Святом Духе в разделе «О благодати», описывая Божественное усыновление как дарованное Святым Духом, богословские добродетели и духовные дары и плоды. Но в то же время богословский раздел «О Церкви» очень мало говорил о Святом Духе или просто даже не упоминал Его вообще.
Если исключить раздел о Святом Духе из экклезиологии, возникает трудность в понимании того, как происходит сообщение благодати в Таинствах Церкви, как верующие имеют возможность общения со Святой Троицей. Благодать в Церкви преподаётся Святым Духом, который постоянно обитает в Церкви, являя нам невидимое присутствие Христа. Для кардинала Ива Конгара очевидно то, что действие обитания Святого Духа происходит через Церковь и в Церкви. В Церкви и через Церковь верующие получают благодать Святого Духа, который обитает в них как в своих храмах.
Синтез пневматологической антропологии и пневматологической экклезиологии кардинала Ива Конгара есть богословие, укоренённое в библейской, патристической и средневековой традиции.
Рассматривая данный синтез с точки зрения библейского богословия, кардинал Конгар отмечает, что в Библии нет разрыва между богословием обитания Святого Духа в праведном человеке и богословием Церкви. Христианин, согласно Библии, органично вписан в реальность Церкви. Он есть член Церкви как Тела Христова, а следовательно, её часть. Если Святой Дух действует во всём целом, точно так же Он должен действовать и в части этого целого.
В богословии апостола Павла как отдельно взятая личность, так и вся Церковь есть храм Святого Духа, и Святой Дух даётся нам не как индивидуумам, но как лицам, находящимся в общении друг с другом, лицам, соединённым через общее прославление и почитание Бога. Апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1 Кор. 3, 16).
Бог обитает не только в Ковчеге Завета или в храме Святого города Иерусалима, но Он принимает плоть в Лице Иисуса Христа и обитает в тех, кто является членами Тела Христова. У апостола Павла есть неоднократное утверждение обитания в нас Святого Духа как в своём святилище, которое относится одновременно как к личностям, так и к общине как таковой. Понятие обитания у апостола Павла передаёт, по мнению кардинала Конгара, значение постоянного присутствия и идею «обитания-владения».
Исследуя святоотеческую традицию, в частности, труды святого Иринея Лионского и святого Кирилла Александрийского, кардинал Ив Конгар говорит о том, что они указывают на то, что каждая душа – это Церковь. Духовные ценности Церкви, как Храма Невесты, реализуются в каждой верующей душе. Подобно тому как человеческая личность становится храмом Святого Духа через постоянную молитву, точно так же и Церковь является храмом, чьи стены отражают звук голосов тех, кто объединён в хвале Бога.
Однако кардинал Конгар предупреждает о том, что это не означает, что обитание Святого Духа в человеческой душе причинно предшествует действию Святого Духа в Церкви и действие Святого Духа в Церкви причинно предшествует обитанию Святого Духа в человеческой личности. И как отмечает собрат кардинала Ива Конгара по монашескому Доминиканскому ордену и его ученик (в настоящий момент профессор и ведущий специалист в области экклезиологии Парижского Католического Института) отец Эрве Легран, «совершенно неправильным было бы представить себе то, что кардинал Ив Конгар вначале развивал антропологию, а затем экклезиологию и в конечном итоге пытался бы синтезировать эти два элемента богословия»[vii].
Для людей естественно существовать в отношениях с другими, но в Духе Христовом наша любовь друг ко другу возвышается до сверхчеловеческого уровня. Обитание Святого Духа не чуждо нашей тварной человеческой природе, но оно, как подчёркивает кардинал Ив Конгар, неотделимо от тайны Церкви.
Святая Церковь имеет своим основанием Таинства, которые всецело зависят от действия Святого Духа. Святой Дух в литургических действиях дарует харизму всем членам Церкви, давая естественные дары на службу Богу, так что Церковь – это не однородная форма, но общество уникальных личностей с богатым разнообразием даров и талантов, которые выражают кафоличность.
Через Таинства человек приобщается нетварной благодати Христа и соединяется с Ним в одно тело и один дух. Эта непосредственная и личная связь между каждым верующим и Христом приводит и самих верующих к теснейшему единению и общению друг с другом. Эти новые духовные отношения, складывающиеся между Христом и людьми, и есть Церковь.
Антропология кардинала Конгара ни в коем случае не является индивидуалистической. Человеческие разум и воля, благодаря которым мы являемся образом Божиим, выводят нас за пределы самих себя к познанию и любви других. Мы сотворены со способностью общаться с другими, стремиться познать других, любить друг друга. Внутри нас есть открытость к другим лицам, человеческое существо реализует себя в общении с другими. Человеческое существо сотворено для того, чтобы жить в отношениях друг с другом. Наше призвание к знанию и любви указано способностью быть призванными Богом. Мы сотворены по образу Божию с целью получить Божественное призвание и ответить Богу истиной, верностью и любовью.
В пневматологической экклезиологии кардинала Ива Конгара не существует отдельной Церкви помимо крещеных членов. Учреждённые служения имеют в Церкви роль посредников Божественной благодати, но они исполняют эту роль не в отрыве от тела верующих, но в общении со всеми членами Церкви.
Пневматологическая экклезиология кардинала Ива Конгара также не есть некая конгрегация, в которой индивидуумы объединяются вместе по общему признаку, она также не есть иерархия, в которой некоторые личности имеют автономную власть даровать Божественную благодать другим. С точки зрения богословия Святого Духа, которое в то же время есть антропологическая пневматология и экклезиологическая пневматология, Церковь – это не просто иерархия в смысле подчинённых и начальствующих, потому что обитание Святого Духа обще всем. Святой Дух обитает в каждом члене Церкви независимо от того, обличён ли христианин иерархической властью или нет.
Пневматологическая экклезиология кардинала Ива Конгара – это сложное богословие Церкви, которое имеет общинный характер природы и благодати. Святой Дух действует через отношения взаимности и общения. Церковь для кардинала Ива Конгара – это не просто общественная организация, которая имеет свой статус в человеческом обществе, живёт и существует по установленным законом, но это живой организм, это собрание людей, которые руководимы Святым Духом и которые стремятся к Богообщению и Богоподобию. Главой этого организма является Сам Бог – Господь Иисус Христос.
Кардинал Ив Конгар, синтезируя пневматологическую антропологию и пневматологическую экклезиологию, полагает в основу своих рассуждений следующие соображения.
Во-первых, он исходит из того принципа, что ни человеческая личность, ни Церковь, ни даже дар Святого Духа не являются целью сами по себе. Обитание Святого Духа в человеческой личности и миссия Церкви объединены в общей направленности к трансцендентному Богу. Дух Христов исходит от Бога и призывает нас вернуться к Богу – отвратиться от греха и эгоизма и жить в святости, правде, любви и общении. Это сильный теоцентрический акцент его богословия.
Во-вторых, для кардинала Ива Конгара важным принципом интеграции пневматологической антропологии и пневматологической экклезиологии является богословие природы и благодати. Он утверждает, что у нас есть естественное желание благодати Божией и что с момента творения Бог определил для нас Божественное общение.
Кардинал Конгар делает особый акцент на том, что благодать – это Сам Святой Дух. В человеческой личности проявляется образ Божий через знание и любовь. Человек, будучи образом Бога, способен познавать Бога, стремиться к Нему и любить Его. Согласно учению кардинала Конгара, мы способны познавать Бога тогда, когда в нас присутствует Святой Дух, который совершает наше обожение.
Обожение человеческой личности посредством обитания Святого Духа есть совершенство нашего отношения с Богом и другими – это церковная тайна, совершаемая в общине Церкви, которая есть единое Тело Христово. Верующие, получившие Божественную благодать, действительно приобщаются Богу в Его полноте. «Через дар Святого Духа, народ Божий существует в условиях Тела Христова и Храма Святого Духа. Это радикальная новизна»[viii]. Церковь есть то место, где совершается обожение человека, потому что в Церкви постоянно присутствует и действует Святой Дух, который сообщает человеку Божественную благодать, которая обща всем Лицам Святой Троицы. Таким образом мы становимся способными познавать и любить Бога-Троицу.
Для кардинала Ива Конгара очень важно подчеркнуть то, что человеческие личности – это свободные и активные субъекты, призванные к синергии (соработничеству) с благодатью. Жизнь Церкви всецело зависит от действия Святого Духа, но Святой Дух не нарушает человеческой свободы.
Мы созданы не как пассивные объекты, но как активные субъекты. «Святой Дух, действующий вместе со Христом внутри индивидуумов, призывает их, делает их способными ответить на этот призыв и вселяет их в единую церковную общину, не нарушая их человеческой уникальности»[ix]. В Церкви не нарушается свобода человеческой личности, но она раскрывается во всей своей полноте. Это раскрытие состоит в освобождении человека от рабства греху и приобретении благодати Божией, которая помогает человеку раскрыть образ Божий, который был дан при творении. Именно благодать показывает нам истинный смысл свободы, который состоит в том, чтобы жить в Боге.
Ещё одним ключевым принципом для синтеза пневматологической антропологии и пневматологической экклезиологии для кардинала Ива Конгара является пневматологическая христология. Кардинал Конгар подчёркивает, что Иисус Христос стал Мессией для нас благодаря действию Святого Духа в событиях жизни, смерти и воскресения.
Священное Писание показывает нам то, что во всех событиях жизни Христа, связанных со спасением рода человеческого, Святой Дух принимает деятельное участие. Начиная от сверхъестественного рождения Господа Иисуса Христа и заканчивая событиями Его смерти, Воскресения и Вознесения, Он сопровождает Христа, тем самым свидетельствуя о том, что Христос – это Бог, который стал человеком и который послан в этот мир для особой миссии. Эта миссия состоит в том, чтобы усвоить человечеству плоды Искупительного подвига Христа и соединить человечество с Богом.
Это соединение совершается Святым Духом, который посылается в День Пятидесятницы. Через Святого Духа всё человечество ипостасно соединеняется с Превечным Словом. Благодаря Святому Духу, через которого Церкви сообщается благодать, каждый член Церкви соединён с Её Главой – Господом Иисусом Христом. Святой Дух делает нас причастниками Самого Превечного Слова благодаря Таинствам Церкви, а особенно в Таинстве Евхаристии, когда под видом хлеба и вина, которые под действием Святого Духа становятся Телом и Кровью Христовой, мы причащаемся Самого Источника Жизни – Господа Иисуса Христа.
Именно во Святом Духе Иисус Христос служит основанием для Церкви. Святой Дух делает Иисуса Христа Начальником нового искуплённого человечества, которое составляет Церковь Христову. Господь Иисус Христос возглавляет это человечество в своей Ипостаси, будучи Главою Церкви. Церковь есть результат Его искупительного подвига, а также сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы. Поэтому можно сказать, что в основе Церкви лежат два домостроительства: домостроительство Христа и Святого Духа. Как отмечает В.Н. Лосский, «Дело Христа относится к человеческой природе, которую Он возглавляет в Своей Ипостаси. Дело же Святого Духа относится к человеческим личностям, обращается к каждой из них в отдельности. Святой Дух сообщает в Церкви человеческим ипостасям полноту Божественности единственным, личностным образом, приспособляемым к каждому человеку как к личности, созданной по образу Божию»[x].
Домостроительство Сына неотделимо от домостроительства Святого Духа, в котором мы соединены со Христом, а через Христа с Богом. Тайна обожения неотделима от тайны Церкви. Церковная жизнь есть выражение нашей новой жизни во Святом Духе и средство нашего обожения. Наше совершенство, как сотворённых по образу Божию, может быть достигнуто только в общении с Богом и с другими.
Тринитарный порядок есть также напоминание для нас той истины, что богословие храма Святого Духа должно пониматься в собственно христологическом контексте. Именно через Иисуса Христа члены Тела Христова становятся местом обитания Бога-Троицы. Точно так же, как Святой Дух преображает человечество, ипостасно соединённое с Богом Словом, из образа раба в образ Божий, Он преображает и людей, делая их членами Тела Христова. Будучи членами Тела Христова, мы усвояемся Христу, становясь сынами Божиими. Христос приводит нас к Богу Отцу, а поэтому мы называемся чадами Божиими по благодати, так же, как Христос есть Сын Божий по существу.
В данном процессе усыновления участвуют все Лица Святой Троицы: Святой Дух преображает нас, усыновляя нас Сыну Божию и Главе Тела Церкви, Сын приводит нас к Отцу, а Отец делает нас Своими чадами.
Таким образом, пневматологическая экклезиология кардинала Конгара предполагает пневматологическую христологию. И пневматологическая антропология также требует этой предпосылки, ибо как «Святой Дух преобразует человечество Христа из формы служебной в форму Божественную, так Он совершает и обожение человечества»[xi]. Через Боговоплощение и вхождение в мистическое Тело Христово мы становимся чадами Божиими. Мы становимся сотелесными Христу, который воспринял нашу человеческую природу, кроме греха, и который прославил наше воспринятое человечество через Своё телесное вознесение на небо. В Теле Христовом мы соединены мистически Святым Духом с Христом как единым Главой этого Тела и друг с другом. Через это соединение мы являем собой эсхатологический народ Божий, усыновлённый Богу, Глава которого есть Сам Господь Иисус Христос.
Изложив суть синтеза кардинала Ива Конгара пневматологической экклезиологии и пневматологической антропологии, можно отметить, что данный синтез имеет важное значение как для пневматологии, так и для антропологии и экклезиологии.
Благодаря этому синтезу мы можем иметь полное представление о том, как совершается спасение человека. Данный синтез является одним из аспектов христианского учения о спасении. Он подчёркивает ту идею, что спасение человека происходит в Церкви и через Церковь. Церковь есть то место, где особенно действует Святой Дух. Она есть Тело Христово, одушевляемое Святым Духом.
Благодаря Святому Духу, Церковь получает благодать, которая возрождает человека к жизни вечной. Верующие, которые получают Божественную благодать, приобщаются к Богу в Его полноте и обоживаются. «Церковь зиждется на приобщении человека Богу через нетварную божественную благодать. Благодать Божия соединяет членов Церковного тела и с его Главой и между собой, заключая в себе и собирая воедино всю Церковь»[xii].
Как отмечает протоиерей Сергий Булгаков, «Церковь есть Тело Христово, как причастность к божественной жизни во Святой Троице сущего Бога, жизнь во Христе, пребывающим в нерасторжимом единстве со всею Святою Троицею, жизнь в Духе Святом, усыновляющим нас Отцу, взывающем в сердцах наших: Авва, Отче, и являющим нам живущего в нас Христа»[xiii]. Через Таинства человек приобщается нетварной благодати Христа и соединяется с Ним, будучи с Ним одним телом и одним духом. Эта непосредственная и личная связь между каждым верующим и Христом приводит и самих верующих к теснейшему единению и общению друг с другом. Эти новые духовные отношения, складывающиеся между Христом и людьми, и есть Церковь.
Кардинал Ив Конгар на основании библейского и святоотеческого богословия проводит параллель между обитанием Святого Духа в Церкви, как Теле Христовом, и Его обитанием в человеческой душе. Душа человека, также как и Церковь, есть храм живущего в ней Святого Духа. Таким образом, можно говорить о том, что душа – это храм Святого Духа в малом масштабе, где Святой Дух обитает в человеке как индивидууме, а Святая Церковь есть храм Святого Духа во вселенском масштабе. Она есть совокупность тех, в ком обитает Святой Дух. Бог присутствует в нас и находится в общении с нами до такой степени, что тела наши есть храмы Господа.
Также как и В.Н. Лосский, кардинал Ив Конгар уверен в том, что домостроительство Святого Духа неотделимо от домостроительства Сына. Это единство двух домостроительств наиболее ярко представлено в Церкви. Святой Дух приводит каждого члена Тела Церкви ко Христу, который есть Глава этого мистического Тела. Тайна нашего усыновления, тайна нашего обожения совершается в Церкви и через Церковь. Церковь есть то место, где человек обретает общение с Богом, которое он утратил на заре человеческой истории. Это общение совершается в Таинствах, благодаря которым мы очищаемся от греха и приходим в состояние святости.
Кардинал Ив Конгар ярко показывает то, что человек спасается не сам по себе, не как индивидуум, отделённый от других, но его спасение происходит в соработничестве с Богом и с другими людьми, принадлежащими Церкви. Отсюда можно сделать вывод о том, что сама Церковь есть не внешняя организация, в которой люди собраны по социальному или иному признаку, но она есть живой организм, в котором действует благодать, которая даруется каждому христианину, независимо от его социального или иерархического статуса. Божественная благодать хотя и сообщается верующим через церковную иерархию, однако это не является поводом для того, чтобы поставить в приниженном положении верующего, не облечённого иерархической властью, или возвысить церковную иерархию над обычными верующими.
Если рассматривать пневматологическую антропологию в отрыве от пневматологической экклезиологии, то тогда возникают проблемы в понимании учения о спасении. Догматическое учение Церкви построено так, что все догматы рассматриваются в тесной связи друг с другом, и эта связь даёт нам целостную картину того, как происходит спасение человека от греха и приведение его в общение с Богом. Через это общение человек способен познавать Бога, любить Его, отвечая тем самым на ту безграничную любовь Бога, которая побудила Его сотворить человека, а также спасти его от вечной смерти и привести его в общение с Собой.
Кардинал Ив Конгар, на наш взгляд, даёт нам пример того, как нужно рассматривать вероучение Церкви. Суть его метода состоит в том, чтобы рассматривать его целостно и синтетически, не отделяя одно положение вероучения от другого. Именно в этом сказывается влияние Православия на его богословие. Это влияние он выражает в своей статье под названием «Я люблю Православие»: «То, что я люблю в Православии, это глубокий и уникальный смысл того, что называется Преданием. Православие полагает в центр всего все элементы Откровения, следуя в этом гению Отцов Церкви. Если оно говорит о Евхаристии, оно говорит также и об Искуплении; если оно говорит об Искуплении, оно говорит также и о Троице. Всё всегда приводится к Тринитарному центру. Этот тринитарный центр есть также и сакраментальный центр. Таинства Церкви вводят православных христиан в мир Троичной жизни. Они живут Святым Духом и имеют осознание того, что являются носителями Святого Духа»[xiv].
Для Православного богословия свойственен синтез всех частей вероучения. Этот синтез основывается, как отмечает кардинал Конгар, на Предании Церкви, на учении Святых Отцов, которые пытались увидеть единое целое во всём учении Церкви. В учении Церкви нужно прежде всего усматривать гармонию. Только рассматривая церковное учение таким образом, мы сможем постичь тайну нашего общения с Богом, тайну нашего спасения.
Данный синтез кардинала Конгара даёт возможность посмотреть на учение о Святом Духе не только с точки зрения Триадологии, но и со стороны антропологии и экклезиологии, которые составляют область Божественного домостроительства и которые имеют первостепенную важность как для сотериологии, так и для богословия вообще. Святой Дух обитает как в отдельно взятой человеческой личности, так и в Церкви, которая есть совокупность личностей, соединённых друг с другом Святым Духом. Следовательно, Сам Бог участвует в нашей жизни, Он обитает в нас, а мы же имеем возможность познавать Его, любить Его, а через это общение мы можем быть причастны жизни вечной, залогом которой в настоящей жизни является для нас Святой Дух.
[i] Congar Y.,o.p. Le mystère du Temple, Paris, 1958, p. 234
[ii] Groppe E.T. Yves Congar`s theology of the Holy Spirit. Oxford University Press, 2004, p. 35
[iii] Congar Y. o.p. Je crois en L’Esprit Saint. Paris. 1998, р. 470
[iv] Congar Y.,o.p. Le Saint Esprit dans la theologie thomiste d`agir morale// L`agire morale, Napoli, 1974,p. 18
[v] Congar Y.,o.p. J’aime l’Orthodoxie//Ecrits Reformateurs. Choisis et prèsentè par Jean-Pierre Jossua, Les Editions du CERF, 1995,p . 325-326
[vi] Kallistos (Ware), bishop Preface// Flynne G. Yves Congar theologian of the Church , Peeters Press , Louvain-Paris-Dudley , 2005 , p. 31-32
[vii] Groppe E.T. Yves Congar`s theology of the Holy Spirit, Oxford University Press , 2004, p. 169
[viii] Congar Y.,o.p. Je crois en l`Esprit Saint. Paris. Les Editions du CERF. 2002, p. 330
[ix] Mellinger J. Yves Congar and Stanley Grenz on the Work of the Holy Spirit in the Church. The Catholic University of America. 2005, p.36
[x] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.,1991, с. 231
[xi] Groppe E.T. Yves Congar`s theology of the Holy Spirit. Oxford University Press, 2004, p. 35
[xii] Мандзаридис Г. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2003. С. 56
[xiii] Булгаков С., прот. Православие. М., 1996. С. 78
[xiv] Congar Y.,o.p. J’aime l’Orthodoxie//Ecrits Reformateurs. Choisis et prèsentè par Jean-Pierre Jossua, Les Editions du CERF, 1995,p . 325-326