В ПСТГУ состоялось заседание научно-методологического семинара богословского факультета
События

После вступительного слова ведущего семинара, Константина Михайловича Антонова, им были зачитаны тезисы доклада Андрея Борисовича Шишкина, сотрудника Центра В. Иванова (который не смог присутствовать на семинаре из-за болезни): «Путь Вячеслава Иванова к Достоевскому».

Весь жизненный путь Вячеслава Иванова — и православное детство и нигилистическая юность, и годы учения и странствий, и время, когда он, вернувшись в Россию, стал во главе русского символизма, возвращение в Церковь, переживание революций, эмиграция — прошел под знаком обращенности к творчеству Достоевского. В отличие от большинства русских мыслителей того времени, подобно В.В. Розанову, Н.А. Бердяеву, С.Н. Булгакову предлагавших чисто философские прочтения романов великого писателя, Иванов стремился понять идеи и мировоззрение писателя преимущественно через рассмотрение особенностей формы его произведений. В вышедшей в 1932 г. на немецком языке книге «Достоевский: трагедия — миф — мистика» Иванов предлагает трехстороннюю интерпретацию Достоевского: как трагического писателя, как мифолога и как религиозного мыслителя. Внимание к форме определяет и его позднюю интерпретацию Легенды о Великом инквизиторе, направленную против интерпретаций Бердяева и Розанова: резко полемически разбирая художественный аспект Легенды и уточняя ее место в композиции «Братьев Карамазовых», Иванов демонстрирует как правильно направленный инструмент филологической критики может подорвать громаду философского построения, воздвигнутого при забвении законов литературного текста.

Затем свой доклад «Дионисийство как прахристианство в книге Вячеслава Иванова "Дионис и прадионисийство"» представила Наталья Анатольевна Ваганова, преподаватель кафедры философии богословского факультета ПСТГУ. Книга В. Иванова – труд филолога-классика времени расцвета этой науки. Вопреки ее названию, о ней утвердилось мнение, что она не столько о дионисийстве, сколько о христианстве. Проблема в том, что критики концепции В. Иванова полемизируют с книгами о дионисийстве, а не со свидетельствами самих культов. В этом смысле невозможно игнорировать весь тот арсенал раннехристианского искусства, который известен нам теперь.

В книге собственно о христианстве говорится немного. И, тем не менее, за всем потоком ее цитат, свидетельств, обобщений и интуиций, неудержимо вытекает: «Уверовавшему эллину, воспитанному на страстных мистериях, христианство естественно должно было явиться только реализацией родных прообразов, предчувствий и предвестий,— зрением лицом к лицу того, что прежде было постигаемо гадательно и видимо как сквозь тусклое стекло...».

Для Иванова - дионисийствующего Иванова, русского эллина, — христианство – часть этой великой традиции. Но именно то, что христианство ее наследует, продолжает и завершает эту традицию, еще дает ему возможность жить – через нее и в ней – во Христе…

Следующим с докладом «Демонология В.И. Иванова в книге "Достоевский. Трагедия - Миф - Мистика"» на семинаре выступил Александр Львович Доброхотов, профессор, известный философ, зав. кафедрой культурологии миссионерского факультета ПСТГУ.

Книга Иванова о Достоевском, ставшая итогом его многочисленных публикаций, является каноническим учебником по Достоевскому для западного читателя. Одним из важных моментов интерпретации Достоевского в этой книге является учение Достоевского о бесах, которое Иванов превращает в систематическую демонологию или «понерологию», учение о зле. Тема эта мало разработана в православном богословии. Книга представляет собой трилогию, рассматривающую три измерения творчества Достоевского: трагедия – миф – богословие (тема веры). Тема зла у Достоевского представлена Ивановым в трёх личинах, явленных образах зла: Люцифер (световая бездна, излучающая отражаемую энергию, Ставрогин в «Бесах»), Ариман (мрачная бездна, персидский бог, вошедший в культурную моду благодаря Ницше, в «Бесах» — Петруша Верховенский), наконец, Легион, демоническая социальность, представляющая главное понерологическое открытие Достоевского. Эти образы выстраиваются Ивановым в определенной логике, по степени нарастания зла. Если Люцифер привлекает своей индивидуальной яркостью и бунтом, то Ариман — растлевает привлеченного, лишает его свободы и подготавливает приход Легиона, окончательно уничтожающего человеческую личность. В целом, «понерология» Достоевского — Иванова предстает в докладе как эффективный инструмент анализа духовных истоков и корней культуры.

Затем докладчики ответили на вопросы аудитории.

Пресс-служба ПСТГУ


Другие публикации на портале:

Еще 9