Диакон Августин Соколовски выступил на Международной Богословской Конференции в Киеве
События

Конференция «Наследие протоиерея Сергия Булгакова в современном социогуманитарном дискурсе» была посвящена жизни и творчеству отца Сергия в богословской, гуманитарной и исторической перспективе. Соорганизатором Конференции, состоявшейся 12-14 мая 2011, выступила Киевская Духовная Академия.

В своем выступлении «Искусство не повторять: Два Града в рецепции протоиерея Сергия Булгакова» диакон Августин Соколовски затронул ряд основополагающих вопросов православной богословской герменевтики, затрагивающих вопросы соотнесенности политического и мета-политического образования в Традиции Церкви и в богословии отца Сергия.

По мнению отца Августина, задаваясь вопросом о судьбах современности, Булгаков обращается к идее двух градов. Богословие и философия двух градов различным образом прочитывается в истории христианской церковной и секулярной мысли, но с особенной силой раскрывается у Августина Иппонского, становящимся, таким образом «матрицей последующей интерпретации». Очевидным образом получается, что лишь с помощью святителя Августина Булгаков решается решить встающие перед собой вопросы.

Однако, Булгаков не воспроизводит Августина, но творчески, по-новому воспринимает свойственное ему богословие и идеи. Восприятие это почти не прослеживается на уровне цитат, но соединяется с идеями, учениями, вопросами и спорами, сопровождавшими творческий путь Булгакова и теперь предназначенными для составления новой творческой композиции. Это означает, что Булгаков вновь воспринимает первоначальный импульс первых христианских поколений, готовность рассуждать о себе и других в готовности диалога.

Получается, что мышление Булгакова становится патристическим, святоотеческим, и, в конечно итоге, августинистским, без необходимости повторять и цитировать самого Августина. Одновременно, созданное Булгаковым в интеллектуальном синтезе и рецепции святоотеческого наследия, становится задачей и одновременным вопросом, поставленным им для следующих поколений богословов.

Булгаков прочитывает огромный комплекс знаний, идей и представлений сквозь призму одной мировоззренческой интуиции и именно в этом он сближается с Августином, в своем произведении «О Граде Божьем» прослеживающим всю историю человеческой цивилизации, с современной ему эпохой, введенной в библейскую, сакраментальную и экклезиологическую перспективу. Главное заключается в том, что Булгаков делает то же, что делали Отцы Церкви: прочитывает реальность сквозь парадигму одной из основополагающих библейских истин.

В контексте современного рассуждения о богословии Сергия Булгакова часто ставится вопрос о том, является ли его богословие основанным на патристической, святоотеческой традиции Церкви. Изучение рецепции богословия Двух Градов Булгаковым делает возможным поворот самой перспективы построения этого вопроса. Святоотечность, патристичность, являет себя здесь в сознательном не вопроизведении. В рецепции отца Сергия Булгакова богословие становится искусством не повторять.

Богослов.Ru


Другие публикации на портале:

Еще 9