К выходу в свет книги российского автора Р.Р.Сикоева «Панисламизм: истоки и современность»
События

Несомненно, особый интерес и актуальность книга приобретает сегодня, когда в арабских странах Северной Африки развернулись ожесточенные протестные движения против существующих авторитарных режимов. В книге автор анализирует теории современных исламских радикалов представителей стран Востока, Северной Африки и Южной Азии, в т.ч. и тех, кто оказывает влияние на ситуацию в этих регионах.

Он также указывает, что панисламизм, возникший в XIX в. как ответная реакция народов Востока против политики колониальной экспансии мировых держав последней трети XIX в. и ставший их идейно-политическим орудием в борьбе с колониализмом, ныне взят на вооружение радикальными исламистами, трансформировавшими его в своих узко-политических интересах.

Среди многочисленных статей, книг и специальных исследований, появившихся после теракта 11 сентября 2001 г. в США, и посвященных исследованию феномена исламистского экстремизма, работа Р.Р.Сикоева выделяется, прежде всего, своей объективностью и документальной аргументированностью.

В начальных главах книги автор подробно исследует основные положения религиозно-политического учения Дж.Афгани и показывает преемственность его взглядов в трудах таких духовных авторитетов мусульманского мира как Хасан аль-Банна, А.А.Маудуди и Р.Хомейни и их представлениях об «исламском правлении». При этом автор отмечает особенности и отличия их концепций, принявших более радикальный характер, обусловленных спецификой исторических, политических, географических, национальных и иных условиях, в которых они создавались.

В кратких очерках разбираются идейно-политические взгляды некоторых представителей нового течения в исламе от умеренных (Юсуф аль-Карадави, Хуршид Ахмад, Рашид аль-Гануши) до экстремистов-террористов (Абдалла Аззам, Айман аз-Завахири, Насер Хамад аль-Фахд, Абу Мусаб ас-Сури, Масуд Азхар и др.). Значительное место уделено анализу идеологии движения «Талибан».

Главный вывод, к которому приходит автор, сводится к следующему: панисламизм как идейно-политическое течение не исчез. В ХХ-XXI вв. он возродился в своей крайней радикальной форме, взятой на вооружение нынешними исламистами, не признающими не только правящие в целом ряде мусульманских стран режимы, но и государственные границы. Они присвоили себе право вмешиваться во внутренние дела других мусульманских стран.

В книге подчеркивается, что если великие муджаддиды (обновленцы) прошлого, такие как Дж.Афгани, М.Абдо, А.А.Маудуди, М.Икбал и др., в отличие от нынешних воинствующих экстремистов апеллировали к нравственным чувствам и моральным ценностям ислама и признавали свободу любого вероисповедания, исходя из коранического принципа «нет принуждения в религии»;  выступали за толерантное отношение к последователям иных религий, а «джихад меча» - священную войну - признавали только как ответную, оборонительную войну мусульман против агрессора, угрожавшего их жизни и вере, то современные экстремисты, восприняв антигуманную идеологию Усамы Бен Ладена, проповедуют джихад как борьбу с инаковерующими и единственный путь построения всемирного мусульманского халифата, где власть будет принадлежать им.

Не вызывает сомнений, что монография будет с интересом встречена широким кругом не только российских, но и зарубежных читателей.

 

Интернет-журнал «Новое Восточное Обозрение»


Другие публикации на портале:

Еще 9