В Российском институте истории искусств состоится защита докторской диссертации на тему: Старообрядческая богослужебно-певческая культура (к проблеме типологии)
События

НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Автором настоящей диссертации впервые в отечественном музыкознании:

- проведено целостное исследование певческой старообрядческой культуры в ее типологических разновидностях;

- поставлена проблема рассмотрения старообрядческих певческих традиций как самостоятельной культуры, выявленной в единстве историко-культурных и церковно-певческих особенностей;

- научная проблематика исследована в широком географическом контексте, на материале старообрядческих общин практически всех регионов России и стран СНГ (частично – и стран дальнего зарубежья);

- выявлен и подробно исследован специфический, характерный именно для старообрядцев пласт богослужебной певческой культуры – пение по «напевке»;

- музыковедческое исследование песнопений столпового знаменного роспева осуществлено на основе письменных памятников, с учетом их реального исполнения на богослужениях;

- проведен сопоставительный анализ напевов, зафиксированных в письменном источнике, и устных версий, бытующих в исполнении певцов, что дало возможность выявить особенности музыкального мышления старообрядческих церковных певцов;

- осуществлено комплексное исследование старообрядческих богослужебных песнопений, на основе структурно-типологического анализа (синхронический аспект) и рассмотрения певческой практики конкретной старообрядческой общины в течение определенного исторического периода (диахронический аспект);

- создана типология сходства и различий старообрядческих богослужебно-певческих традиций.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

  • Старообрядчество – это живая Церковь со своими традициями и целостная культурная система, изучение которой должно исходить из понимания этой целостности.
  • Коренные, наиболее существенные особенности старообрядческой культуры сохранились прежде всего в центре России, а не на ее окраинах; и исследование ее должно начинаться с центральных Российских регионов.
  • Одну из центральных позиций в традициях старообрядцев, с точки зрения их самоидентификации, занимает пласт культурных текстов, передающихся устным путем: речитативное чтение, пение по «напевке».
  • Ни одно явление в культуре старообрядцев не является самоценным; все в ней определяется церковной жизнью, в богослужебной практике главным остается сохранение веры, моление Богу. Культура и искусство служат этой же цели и носят прикладной характер.
  • Старообрядческая культура  едина в типологическом отношении.

Автореферат

ВАК Минобрнауки РФ


Другие публикации на портале:

Еще 9