[Обзор книги:] Джон Полкинхорн. Наука и Троица: христианское столкновение с реальностью (John Polkinghorne. Science and the Trinity : the Christian encounter with reality. New Haven and London, Yale University Press, 2004. 208 pp. ISBN-10: 0300104456)
Христианская вера, как показывает автор монографии, является интеллектуально достоверной для человека XXI века точно также, как это было и в эпоху рождения христианства.В то время как предшествующие работы Дж. Полкинхорна обычно начинались с науки и двигались в направлении к религии, эта движется в противоположном направлении. Через призму своих убеждений англиканского священника и верующего христианина Полкинхорн пытается интерпретировать и оценить свое интеллектуальное наследие как ученого, занимающегося квантовой физикой.
Статья

John Polkinghorne. Science and the Trinity : the Christian encounter with reality. New Haven and London, Yale University Press, 2004. 208 pp.

ISBN-10: 0300104456 ISBN-13: 978-0300104455

Джон Полкинхорн. Наука и Троица: христианское столкновение с реальностью. Нью Хэвн, Лондон, Издательство Йельского университета. 2004. 208 с.

Кембриджский физик и англиканский священник Джон Полкинхорн хорошо известен своими работами по вопросам диалога науки и богословия. Редчайший «строитель мостов», Полкинхорн создал еще один образец понимания связи религиозной веры с научной теорией.

Целью дискуссии является исследование и защита тезиса, что христианская вера является интеллектуально достоверной для человека XXI века точно также, как это было и в эпоху рождения христианства, и будет на протяжении последующих столетий. Но, в то время как предшествующие работы обычно начинались с науки и двигались в направлении к религии, эта движется в противоположном направлении. Через призму своих убеждений англиканского священника и верующего христианина Полкинхорн пытается интерпретировать и оценить свое интеллектуальное наследие как ученого, занимающегося квантовой физикой. Не являясь приверженцем буквального понимания Священного Писания, Полкинхорн, тем не менее, настаивает на его серьезном принятии,  находя на страницах Писания истины, которые имеют параллели с историей современной науки. В частности, Полкинхорн видит в Священном Писании постепенное, основанное на опыте общения человека с Богом, движение к Тринитарному пониманию Божества, которое имеет аналогию в эмпирических исследованиях ученых, ищущих понимания разумной, но покрытой вуалью физической вселенной.

В первой главе книги рассматриваются модели диалога между наукой и богословием. Сначала предпринимается попытка классификации этих подходов в терминах анализа стилей взаимного столкновения двух дисциплин. Позднее, по мере того, как тема диалога становится все более богословской по форме и значению, Полкинхорн стремится перейти к схемам, основанным на богословском содержании. Четыре подхода, предложенные Полкинхорном, следующие: деистический, теистический, ревизионистский и развивающийся. Этим четырем подходам соответствуют модели диалога, представленные Полом Дэвисом, Йеном Барбуром, Артуром Пикоком и Джоном Полкинхорном соответственно. Автор выражает надежду, что по мере участия в диалоге ведущих богословов будет выработан пятый подход, который может быть назван систематическим.

Вторая глава обращена к использованию Священного Писания. Ученые иногда ощущают, что христианские богословы апеллируют к Библии для того, чтобы закрыть дискуссию, нежели для того, чтобы стимулировать ее. Для Полкинхорна важно акцентировать внимание, что Священное Писание не должно выполнять такой функции. Напротив, хотя Библия является неустранимым и авторитетным источником для христианина, она должна рассматриваться способами, которые являются скорее тонкими и сложными, нежели буквальными.        Писание включает в себя очевидный, духовный и контекстуальный смыслы. В соответствующем чтении Библии внимание должно обращаться на жанр и историческое окружение автора, вместе с принятием духовного и богословского развития интерпретации на протяжении многих столетий. Честность требует признания присутствия неоднозначных пассажей в Библии, а герменевтическая адекватность требует признания многозначного характера текстов, способного выражать смысл на нескольких различных уровнях. Краткое рассмотрение использования апостолом Павлом писаний евреев показывает, что оно характеризуется и уважением и творческой свободой интерпретации и использования.

Глава 3 рассматривает богословие природы, основанное на Тринитарной интерпретации рассмотрения космических процессов наукой. Особую важность здесь имеет широко распространенная реляционная характеристика современной физики, завуалированная природа квантовой реальности, и открытый и порождающий информацию характер поведения сложных систем. Эти свойства рассматриваются как полностью согласованные с верой в то, что Троичный Бог есть Творец вселенной.

В четвертой главе утверждается, что вследствие богатства понимания, «толстое» Тринитарное богословие является более предпочтительным, чем пример менее разработанной теистической веры. Панентеизм, разделяемый Пикоком, отвергается, вследствие бессмысленного размывания отличия между Творцом и творением. Все это, по мнению Полкинхорна, является необходимым для того, посредством коррекции классического богословия восстановить строго рассмотрение божественной имманентности. Подход к Тринитарному пониманию «снизу» рекомендуется на основании богословского реализма, который начинает с фиксации христианской общиной опыта общения с Тем, Кого богословы называют Троицей, то есть Богом, познаваемым через акт Откровения.

Глава 5 рассматривает опыт веры христианина, который концентрируется на Евхаристическом богослужении Церкви. Евхаристия  рассматривается в контексте исполнения повеления Господа творить сие в Его воспоминание. В данной главе делается акцент на общем участии видимым образом собранной христианской общины в присутствии невидимого воскресшего Христа. Благодарение за творение, воспоминание креста и ожидание окончательного подтверждения Господства Христа, вместе с призыванием Духа соединено в Тринитарном богослужении Церкви. В этой главе Полкинхорн менее всего апеллирует к науке, но ее подход является богословской копией научной стратегии основания понимания на интерпретации опыта.

Шестая глава касается эсхатологической темы посмертной судьбы и для отдельного человека, и для всей вселенной. Эта надежда не опирается на какой бы то ни было естественный базис, так как она может быть основана только на верности Бога. Достоверность этой надежды исследуется в терминах 4 эсхатологических критериев, с особенным акцентом на необходимости связи непрерывности и прерывистости в переходе от старого творения к жизни нового творения, окончательная реальность которого уже отчасти существует и проистекает из события воскресения Христа. Это предполагает, по мнению Полкинхорна, что человеческая душа может лучше быть понята как огромный сложный несущий информацию образец, носимый телом - современная версия аристотеле-томистской концепции души как формы тела. Эсхатологическая надежда одновременно зависит и от Тринитарной веры, а также завершает достоверность этой веры.

Последняя глава предлагает защиту специфического подхода, который Полкинхорн предпринял в этой книге.

Эта книга является ценным введением в область интересов Полкинхорна и общих проблем диалога между наукой и богословием, с указанием ссылок на другие работы, в которых читатель может познакомиться с интересующими темами более детально.

        

Содержание

Благодарности IX

Предисловие XI

Глава 1: Четыре подхода к диалогу между наукой и богословием 1

Глава 2: Роль Священного Писания 33

Глава 3: Вселенная в Троичной перспективе: богословие природы 60

Глава 4: Богословская мощь 88

Глава 5: Евхаристия: литургия, помощающая логике 118

Глава 6: Эсхатологическое исследование 143

Глава 7: Заключительный ненаучный постскриптум: в защиту особенности 170

Индекс 181

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9