Либеральные свободы и свободы иммигрантов
Летом 2010 года на парламентских выборах в Голландии совершенно неожиданно третье место заняла Партия Свободы, получив 24 мандата из 150. Лидер партии Герт Вилдерс активно использует в предвыборной борьбе обсуждение проблемы исламизации Европы. Он выступает против строительства мечетей и ношения паранджи, предлагает запретить иммиграцию мусульман и настаивает на создании антиисламского международного альянса. В чем причина?
Статья

Мусульмане составляют значительную часть населения многих стран юго-восточной Европы, например Албании, Боснии и Герцеговины, Македонии и Болгарии. Это коренное население, оставшееся после эпохи турецкого владычества. В странах Западной Европы ситуация другая. Например, в Голландии еще 50 лет назад численность мусульманского населения не превышала нескольких тысяч человек, в начале 90-х составляла приблизительно 480 тысяч, а к 2011 году составит более миллиона человек. Большую часть исламского населения Европы составляют дети иммигрантов. В Голландии это в основном выходцы из Марокко, Турции и Индонезии (бывшая голландская колония). Большинство аналитиков отмечают тенденцию, вызывающую серьезные опасения. Еще 10 лет назад французский журнал Aktuel опубликовал прогноз, согласно которому к 2040 году Европа может стать главным Центром ислама.

Причины подобного роста очевидны. Одной из основных причин является высокая рождаемость в исламских семьях при снижении населения европейских стран. Этому способствует кризис традиционных семейных ценностей: наряду c малодетностью пропагандируются гомосексуальные отношения. Значительную часть приверженцев ислама начинают составлять и европейцы, которые обращаются в ислам. Еще одной причиной роста некоторые исследователи считают фактор взаимопомощи представителей ислама друг другу. Иммигранты, которые смогли обосноваться в стране, создают молодежные организации, помогающие им освоиться в новом обществе.

Помимо увеличения численности отмечается и рост самосознания мусульманской части населения. По мнению французского социолога Оливье Руа, вакантное место протестной идеологии после падения социалистического проекта пустовало недолго. Оно было заполнено идеями политического ислама, который и заменил марксизм как идеологию протеста против существующего порядка вещей.

В интервью изданию The New Times Герт Вилдерс противопоставил ислам либеральным ценностям Европы. Исламская культура, тесно связанная с идеологией, подавляет мнение людей, уничтожает свободу слова и учит лишь ненависти к инакомыслящим. Через полтора года на выступлении в парламенте Великобритании Вилдерс обратил внимание на то, что в некоторых районах голландских городов законы шариата воплощаются в жизнь принудительно. Попираются права женщин, которых принуждают носить чадру и головные покрывала. Распространены многоженство и убийство из-за чести. Вилдерс открыто сравнивает Коран с символом фашизма – книгой «Майн Кампф», т.к. считает его еще одним символом тоталитарной идеологии.

Выступая против мусульманской идеологии, которая, по мнению Вилдерса, принесет лишь одни беды жителям Европы, голландский политик вскрывает существенное противоречие европейской политики. Как отмечает сотрудник ИМЭМО РАН д.и.н. Александр Крылов, в течение нескольких десятилетий трудности демографического и экономического характера подталкивали страны Евросоюза легализовать и даже пропагандировать иммиграцию из мусульманских стран. Европейские политики смело провозглашали идеи толерантности и мультикультурализма.

Существует множество профессий, которые не котируются у коренных европейцев. Какой смысл становиться строителем, уборщицей или продавцом? Масштабная иммиграция гастарбайтеров удовлетворяла потребности растущей экономики в рабочей силе – они готовы работать за мизерную плату, а при необходимости их можно легко уволить. На тот момент никого не интересовало, пожелают ли они интегрироваться в европейское общество; это было удобно и выгодно. С точки зрения этнографии политики не могут не замечать процесса старения коренного населения Европы и падения рождаемости. Приток иммигрантов кажется в таком случае эффективным решением проблемы.

Эти процессы привели к возникновению концепции либерального ислама. Исламский богослов, профессор богословского факультета Оксфорда  Тарик Рамадан видит будущее в сближении европейской культуры и ислама. Он выступает против самоизоляции мусульман и за смягчение законов шариата в Европе, призывает мусульман активно интегрироваться в европейское общество, ведь все эти меры являются «миссионерскими» и принимаются для содействия распространению ислама. Подтверждением подобной концепции служат немногочисленные примеры тех иммигрантов, кому удалось удачно вписаться в европейскую действительность, получить престижную работу и достичь определенных успехов в собственном деле, однако, по замечанию Александра Крылова, в целом эти примеры не отражают реальной картины и вводят европейское общество в заблуждение.

В 90-х мусульмане Европы начали проявлять все большую нетерпимость по отношению к проявлению таких естественных для коренных европейцев свобод, как сексуальное равенство, однополые отношения, свобода религии и свобода слова. Старшее поколение иммигрантов опасалось, что западные ценности будут пагубно влиять на молодое поколение, а утрата религиозных и нравственных ценностей приведет к деградации и последующему коллапсу, считает сотрудник Института изучения Израиля и Ближнего Востока Д.А. Нечитайло. С определенного момента ислам стал играть все большую роль в процессе оседания иммигрантов, религиозный фактор заменил собой национальный. Все больше мусульманских мигрантов принципиально отказываются интегрироваться в европейское общество и вместе с этим требуют предоставления временных мест для отправления молитв, преподавания ислама и строительства мечетей. Интеграция в европейскую цивилизацию не стала для них необходимой.

Количество иммигрантов при этом играет не самую важную роль, намного более значимым фактором является то, что большинство из них не желает ассимилироваться. Многие иммигранты замечают, что они в первую очередь мусульмане, а уже потом граждане какой-либо страны. В выступлении в Нью-Йорке в феврале 2009 года на совещании «Союза патриотов» Вилдерс привел результаты опроса исследовательского центр Пью (The Pew Research Center), согласно которым половина французских мусульман ставят свою лояльность к исламу выше, чем лояльность к Франции, а около трети одобряют действия террористов-смертников.

По мнению Пима Фортейна, известного голландского политика и борца за свободу слова, большинство иммигрантов решаются оставить все ради новой жизни в Европе лишь в стремлении увеличить собственное благосостояние. Те из них, кто исповедует ислам, не считают необходимым придерживаться социальных и моральных норм новой родины. Вилдерс отметил, что в подобных условиях в стране неуклонно растет уровень преступности. В своей речи в Нью-Йорке он был более категоричен: «Мусульмане поддерживают незаконное поведение, начиная от мелких преступлений и случайного насилия, от нарушений в транспорте и до общественных беспорядков».

В интервью изданию RT на показе фильма Fitna в Палате лордов в Лондоне в марте 2010 Вилдерс заметил, что ислам хочет управлять и доминировать не только всеми аспектами жизни верующего, но и всем обществом. Поэтому ислам не стоит сравнивать с другими религиями типа христианства, иудаизма или буддизма, но необходимо ставить в один ряд с тоталитарными идеологиями наподобие коммунизма и фашизма.

Главной ценностью для Вилдерса является свобода. Он представитель либерализма, и в центре его воззрений свобода человека, свобода от всего ограничивающего, представляющего опасность свободе мнения. Ислам несовместим со свободой и демократией потому, что он стремится к господству шариата и определяет каждый аспект жизни для всех его последователей. Желание жить в соответствии с нормами этой религии представляет для Вилдерса не только иную ценность, отличную от европейской, но и прямую угрозу для нации. Видя в сущности ислама политическую идеологию, Вилдерс опасается поглощения системой, устанавливающей жесткие правила для каждого человека. Иммигранты-мусульмане не стремятся к интеграции в европейское общество, но желают интегрировать европейское общество в свой тоталитарный исламский мир.

Интуитивно эти опасения понятны, но не будут ли все те меры, на которых настаивает Герт Вилдерс в условиях либеральных ценностей европейского общества, ограничивать свободу представителей ислама? Вилдерс является сторонником жесткой политической системы, в которой нет места для верующих мусульман, и сам вводит политическую идеологию, которая строится не на религиозных, а на секулярных началах. Мусульмане в свободной Европе лишаются свободы – и именно в этом заключается кризис идеологии Герта Вилдерса.

Аналитическая служба Богослов.RU

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9