В Вестнике ПСТГУ вышла статья о соотношении принципов историзма в теологии Трельча с концепцией абсолютного христианства
События

Пылаев М. А. Абсолютность христианства у Э. Трельча в связи с метафизическим и неметафизическим обоснованием историзма // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 88. С. 30-42.

Аннотация

 

Статья призвана ответить на вопрос о возможной когерентности принципов историзма, разработанных традицией неокантианства (В. Виндельбандом, Г. Риккертом) в их преломлении в философской теологии Э. Трельча, и концепции абсолютности христианства. Автора интересуют метаморфозы исторического мышления в послегегелевской философии истории XIX в. в их определяющем влиянии на либеральную теологию Трельча. В статье обсуждается возможность построения неметафизической философии истории и ее соотношение с христианской теологией. Метафизическое обоснование историзма в контексте концепции абсолютности христианства рассматривается на примере проектов Г. Гегеля и Ф. Шлейермахера. Особенностью метафизической формы историзма выступает его неразрывная связь с диалектикой. У Гегеля историческая жизнь обладает логической структурой, в истории себя реализует субстанция (дух). У Шлейермахера абсолют раскрывает себя в исторических формах религиозного сознания. Сравнительное историческое религиоведение позволяет Трельчу по-новому ответить на вопрос об абсолютности христианства. Абсолютность утрачивает свою метафизическую природу и определяется уникальностью и конкретностью любого исторического события. Трансцендентное в истории Трельч сохраняет не в форме метафизического абсолюта, а в виде религиозных ценностей. Развивая концепцию историзма Риккерта, Трельч выделяет три момента исторической установки. Это метод исторической критики, корреляции и аналогии. Трельч, следуя за Риккертом, актуализирует смысл исторического события через чувство. Тем самым для Трельча религиозное чувство соединяет в себе возможность познания трансцендентного с помощью религиозного a priori и способность к эмпирической экспликации этого познания. Трельч перенимает личностную концепцию истории Виндельбанда и экстраполирует ее на христианство как носителя ценностей персонализма. Сравнительно-историческое исследование религии открывает, по Трельчу, абсолютность (уникальность) христианства в этическом персонализме. Историческую уникальность христианства Трельч видит в гуманизме Нагорной проповеди. Речь идет о жертвенной любви к ближнему, включающей любовь к врагам. Релятивизм принципов историзма предполагает различные формы неисторического обоснования историзма. Тем самым он выступает источником разнообразных концепций абсолютности христианства.

 

Статья доступна на сайте журнала


Другие публикации на портале:

Еще 9