Доклад Джулии Константиновски «Некоторые аспекты истории создания сборника Филокалии свв. Макария и Никодима (на примере Евагрия Понтийского)»
События

13 декабря в ПСТГУ состоялся доклад Джулии Константиновски о Филокалии свв. Макария и Никодима.

 

О докладчике: доктор Джулия Константиновски, Факультет теологии и религии, Оксфордский университет. Джулия Константиновски (в монашестве Серафима) занимается исследованием истории патристической мысли IV - нач. V вв., а также изучением истории Православия на Западе в XX в. В настоящее время преподает историю Церкви и патрологию в университете Оксфорда на Факультете теологии и религии.

 

В своем докладе монахиня Серафима представила историю формирования сборника Филокалия через призму истории текстов Евагрия Понтийского. В этот сборник включены следующие тексты Евагрия: Главы о молитве, которые были приписаны свт. Нилу Анкирскому, Учение об аскетическом делании и исихии в уединении, Тексты о рассуждении страстей и помыслов, Отрывки их текстов о трезвении. Последние, верно атрибутированые, были включены в сокращенном виде и, кроме того, частично отредактированы с тем, чтобы христологические воззрения автора, осужденные на вселенском соборе, более соответствовали православному учению.

 

На основании сопоставления Филокалии с более ранней рукописью, обнаруженной на Афоне, докладчица показала, что традиция сборников подобного рода существовала задолго до составления св. Макарием и Никодимом своего сборника. Было высказано предположение, что в распространении таких коллекций особенную роль играла победа учения свт. Григория Паламы.

 

В ходе доклада было показано, что свв. Макарий и Никодим не имели перед собой целью проделать филологическую работу по установлению оригинальных текстов и их авторства, а также, вероятно, спешили при составлении сборника. Это собрание имело практическую направленность — восстановление христианской аскетической традиции в окружавшем их исламском мире. Известно, что, хотя христианство не каралось смертной казнью по законам Османской империи, в это время некоторые из учеников св. Никодима приняли мученическую кончину. По-видимому, именно в этом контексте и появилось собрание аскетических текстов, известных нам как Филокалия.

 

В ходе дискуссии обсуждался вопрос о том, кому был направлен этот сборник. В русской традиции известно высказывание прп. Паисия Величковского, осуществившего перевод Филокалии на русский язык, о том, что этот сборник будет полезен лишь монахам, в то время как мирянам может принести духовный вред. Монахиня Серафима высказала предположение, что святые составители сборника также не предполагали его распространие в «широких кругах», а чтение этого сборника сопровождали своим комментарием.

 

Сайт ПСТБИ

 

 


Другие публикации на портале:

Еще 9