Игнатий Антиохийский. Епископ-мученик и происхождение епископата. Автор: Аллен Брент
События

Игнатий Антиохийский занимает в христианской церкви место среди так называемых "мужей апостольских". В своих письмах к различным церквам он дает новое толкование церковному управлению, евхаристии и мученичеству, используя культурную терминологию языческого общества своего времени. Аллен Брент раскрывает обстоятельства и культурное окружение, в котором св. Игнатий формирует идею и богословие епископского служения в церкви, и предлагает по-новому отнестись к творениям этого живого, эксцентричного и бесстрашного архитектора христианского единства.

Предисловие от автора

Вскоре после утверждения на Западе идей Реформации письма Игнатия Антиохийского стали постоянным предметом для споров. По словам Евсевия Кесарийского, Игнатий и Поликарп были собеседниками апостолов, и предполагаемая дата создания писем Игнатия максимально приближена к принятой дате появления новозаветных документов. Поэтому в историческом плане письма Игнатия становились наиболее авторитетным подтверждением положения, согласно которому церквами должны управлять епископы как преемники апостолов и порученного им служения.

Однако очевидно, что еще до Реформации принятие этих писем прошло долгий и сложный процесс, что окутывает их еще большей тайной. Важность этих документов была настолько велика, что их предполагаемое первоначальное издание в итоге было значительно расширено, и их христология существенно изменялась в ходе IV?V столетий. Кроме того, к ним были добавлены письма, атрибутируемые Игнатию, что расширило первоначальный корпус из семи писем до тринадцати. Ни первоначальное издание, ни его расширенная версия, ни поддельные дополнения не испытывали недостатка в поддержке самим фактом их цитирования в творениях отцов церкви.

Но что можно сказать о первоначальном издании, которое известно нам сегодня как «средняя редакция», ибо сокращенная версия на сирийском языке была обнаружена в XIX столетии? О подлинности «средней редакции» вопрос стоял с XVII века, когда архиепископ Джеймс Ашер и Николай Веделий завели спор о ней с пресвитерианскими и пуританскими богословами, такими как Джон Мильтон. Может быть, Евсевий ошибся, когда отнес письма Игнатия к столь раннему периоду? И разве не мог быть Игнатий вымышленным лицом, созданным для того, чтобы утвердить основания более позднего церковного устройства, которое не имело ничего общего с новозаветным периодом и представлением о его первоначальной чистоте? Но, как представлялось вплоть до 1980-х годов, трехсотлетнему противостоянию был положен конец в работах двух выдающихся ученых XIX столетия – епископа Джозефа Лайтфута (Lightfoot) из Англии и Теодора Цана (Zahn) из Германии. Эти ученые нашли в защиту подлинности писем Игнатия такие доводы, которые были признаны убедительными.

Но в ходе последней четверти XX столетия некоторые ученые, работы которых будут мною рассмотрены, дали вторую жизнь аргументам против подлинности писем Игнатия и их датировки Евсевием.

В своей защите согласия Лайтфута-Цана я не старался представить еще одну защиту, которая восстанавливает старые аргументы в пользу упомянутого согласия в ответ на старые же аргументы противоположной стороны, воскрешенные стараниями современных ученых. Скорее я стремился использовать первичные свидетельства, представляющие культурный фон времени создания писем Игнатия, обнаруженные главным образом в течение XX века и поэтому недоступные для Лайтфута и его предшественников. Открытие и классификация эпиграфического материала привели к созданию нового, нелитературного корпуса свидетельств, который теперь больше, чем дошедшие до нас классические литературные источники.

В моей недавней книге Ignatius of Antioch and the Second Sophistic (STAC 36; Mohr Siebeck, 2006) и в ранее опубликованных статьях я стремился использовать обширный эпиграфический материал, чтобы рассмотреть жизнь и творения Игнатия на культурном фоне эллинистических городов-государств Малой Азии, и утверждал, что понимание Игнатием церковного устройства должно рассматриваться именно в свете той жизни и культуры. По моему мнению, в таком контексте мы можем удовлетворительно решить связанные с письмами Игнатия старые проблемы, которые приводили ученых к разнообразным ошибочным гипотезам.

В настоящей книге я стараюсь изложить свою аргументацию для той аудитории, которая необязательно знакома в деталях с достижениями ученых-патрологов, но интересуется более широким историческим и богословским контекстом, в котором письма Игнатия по-прежнему представляют важность. Я надеюсь, что мой подход поможет объяснить подробности различных относящихся к письмам Игнатия затруднительных аспектов и их решение всем, кто интересуется историей и богословием, включая студентов высших учебных заведений, исследующих жизнь и учение ранних христиан.

Предисловие
I. Восстановление подлинных писем Игнатия
II. История жизни Игнатия и церковь в Антиохии
1. Осуждение в Антиохии: римское законодательство и вмешательство римских христиан
2. Судебный процесс Игнатия: внешнее преследование или внутренняя политика?
3. Конфликт внутри общины, рассмотренный в традиции Евангелия от Матфея
4. Дидахе; кризис пророческого служения
5. Решение Игнатия для безвыходного положения в Евангелии от Матфея и Дидахе
6. Обвинение со стороны противников Игнатия
7. Защита Игнатия в ответ на заявления его противников
III. Драматургия мученической процессии
1. Социальная психология Игнатия как козла отпущения
2. Риторика Игнатия во время мученической процессии
3. Игнатий и риторика Второй софистики
IV. Мученическая процессия и евхаристия: христианские мистерии
1. Предводители языческих культов и культовые церемонии
2. Духовенство Игнатия как typoi в христианском мистериальном культе V. Нападки на подлинность писем Игнатия в наше время
1. Вайенборг и приоритет пространной редакции
2. Реескемпс: средняя редакция как поддельное дополнение для утверждения иерархии
3. Роберт Джоли: средняя редакция – полностью псевдоэпиграфическая подделка
4. Томас Лехнер: псевдоэпиграф Игнатия против позднейшего валентинианства
4.1. Хронология Евсевия и традиционная датировка
4.2. У Игнатия нет учения о епископах как преемниках апостолов
4.3. Довалентинианскую теорию эонов нельзя найти у Игнатия
5. Хюбнер и Винсент: монархианство Игнатия и докетизм Маркиона
VI. Игнатий и Поликарп
1. Собрание корпуса писем Игнатия Поликарпом
2. Церковное управление в Послании к Филиппийцам Поликарпа и в средней редакции
VII. Заключение
Список сокращений Раннехристианские и еврейские авторы Классические произведения и эпиграфика
Другие сокращения
Избранная библиография и книги для дальнейшего чтения

Подробнее о книге в группе Религиоведение

Другие публикации на портале:

Еще 9