Епископ-лефеврист: Нужно различать дух и букву II Ватиканского собора
События

Вместе с тем, в интервью католическим изданиям «Христианская семья» и «Католическая Франция» епископ Бернар Фелле подчеркнул, что не отрицает всего учения собора, но призывает различать «дух и букву». По словам Фелле, «опасный дух все время сопутствовал Собору – и в этом смысле мы собор отрицаем. Что же касается буквы Собора, то уже не следует отвергать все и сразу». В целом такая позиция совпадает со взглядами наставника Фелле, покойного архиепископа Марселя Лефевра.

После II Ватиканского собора (1962-1965 гг.) католическим священникам было практически запрещено служить латинскую Тридентскую мессу (это было возможно только с персонального разрешения епископа). Вместо этого вводилась новая месса (т.н. "Novus ordo" - "новый чин") на местных языках. Разница состоит не только в богослужебном языке, но и в стиле совершения службы — новая месса предполагает, что священник стоит лицом к верующим, которые произносят слова молитв вместе с ним. Более древняя практика требует, чтобы священник стоял лицом к алтарю и спиной к прихожанам, как бы возглавляя общину в ее молитве ко Всевышнему. Был изменен и сокращен также набор молитв и песнопений, упрощено облачение клира и т.д.

Со времен Второго Ватиканского собора (начало 1960-х) и до нынешнего понтификата одним из главных лозунгов католичества было слово «аджорнаменто» — букв. «приведение в соответствие с сегодняшним днем», «обновление». Это значило: «Церковь — не музейный экспонат, от обветшалых традиций следует отказаться, а примет современности не надо бояться и избегать». Отсюда — отказ от латыни, от традиционного литургического чина, от традиционных требований к церковной музыке. В церквах вместе с новыми языками зазвучали джаз-мессы, рок-мессы, африканские мессы и другая экзотика.

Запрет тридентины и введение «новус ордо» послужили причиной так называемого «лефеврианского раскола», когда из подчинения Риму вышла группа приходов во главе с епископом Марселем Лефевром — т.н. «Священническое братство Святого Пия X». Отношения этой организации с Ватиканом зашли в тупик и увенчались отлучением Лефевра от Церкви в 1988 году.

Когда еще только появились слухи, что Папа собирается реабилитировать старую мессу, епископ Бернар Фелле заявил, что если запрет будет снят, он и его паства вернутся в лоно Церкви. В то же время лефевристы будут по-прежнему выступать против других реформ II Ватиканского собора, оставаясь «лояльной оппозицией» внутри Церкви, подчеркнул тогда Фелле.

Напомним, во время недавнего скандала вокруг высказываний епископа Уильямсона лидер российских католиков архиепископ Паоло Пецци заявил, что «для будущего признания Братства св. Пия X неотъемлемым условием является полное признание Второго Ватиканского Собора и учительства Пап Иоанна ХХIII, Павла VI, Иоанна Павла I, Иоанна Павла II и Бенедикта XVI».

Кроме того, Бернар Фелле подверг критике позицию лефевристского братства св. Пия X, стремившегося оставаться вне официальной Церкви и противостоять ей. По мнению епископа, «такая позиция таит в себе реальную опасность, опасность замкнуться в своем кругу. Но мы католики, — еще раз подчеркнул епископ, — самые настоящие католики, и всегда ими были».

Коснулся Фелле и проблемы экуменизма, в котором он видит угрозу «попустительства по отношению ко всем на свете». Епископ выразил сожаление, что у Церкви больше нет «воли обращать». Он заявил, что признает иудеев «нашими старшими братьями в том, что у нас есть общего» (Ветхий Завет). «Однако, — продолжает Фелле, — этого недостаточно для их спасения». Епископ также выразил готовность продолжать свои молитвы об обращении иудеев. 

Regions.Ru  


Другие публикации на портале:

Еще 9