В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет Канонник, созданный с применением современных цифровых технологий
События

Книга предназначена для священнослужителей и мирян, монахов и мирских, и глубоко воцерковлённых христиан, и тех, кто только начинает свой путь молитвенного делания. Воспитанные и укоренённые в церковной молитвенной традиции найдут в этой книге разумное удобство в изложении и оформлении любимых и привычных чинов, канонов и молитв, а желающим воспринять традицию поможет максимальная полнота подачи чинопоследований, дающая возможность уяснить и практически освоить порядок совершения молитвенного правила.

Вышедшее в свет издание — это наборная книга, созданная с применением современных цифровых технологий, отвечающая традициям церковных богослужебных печатных изданий XIX — начала XX вв. Ее основное отличие — выверенные тексты, совершенное шрифтовое и оформительское решение, невысокая цена. Выпуская в свет новонаборные церковнославянские богослужебные книги, Издательство Московской Патриархии сохраняет преемственность церковного книгоиздания и работает над воссозданием прежнего разнообразия молитвенных сборников. Издание осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Формат 84х108/16 (обрезной формат 198х257 мм).

Объем 73,0 п.л. (1168 с.) + 4 с. — приклейка к с. 1 осн. блока.

Переплет №7, балакрон, шитьё нитками, тиснение фольгой, круглённый корешок.

Тираж 5 000 экз.

Официальный дистрибьютер — торговая сеть «Православная книга».

По вопросам закупок обращайтесь по телефону +7 (499) 246-52-08

ОБ ИЗДАНИИ ПОДРОБНО

Книга «Канонник» предназначена для ежедневного совершения молитвенного правила и подготовки к причащению Святых Христовых Таин. Наряду с Псалтирью Следованной, Правильником, Иерейским молитвословом, Канонник содержит извлечения из основных богослужебных книг Православной Церкви.

Предыдущее издание Канонника было выпущено в виде репринта с дореволюционных образцов Издательским отделом Московского Патриархата в 1986 году (впоследствии книга переиздавалась в 1994 и 2007 годах без изменений). Канонник 1986 года в основном предназначался для священнослужителей, поэтому в качестве графического прототипа большинства разделов был выбран Иерейский молитвослов. Разделы, которых не было в Иерейском молитвослове (например, чин двенадцати псалмов, канон покаянный), приходилось брать из Следованной Псалтири и других источников.

Постепенно выпуская в свет новонаборные церковнославянские богослужебные книги, Издательство Московской Патриархии стремится сохранить преемственность церковного книгоиздания. В то же время, в условиях свободы Церкви, располагая современными компьютерными технологиями, можно вернуться к прежнему разнообразию молитвенных сборников. Поэтому Канонник, как книга вполне определённого типа, претерпел некоторые изменения. Уставные службы суточного круга приведены к более общему виду, по сравнению с Иерейским молитвословом. Вечерня и утреня даны в редакции Часослова, без священнических светильничных и утренних молитв, полные тексты ектений заменены указаниями на них. Специальной вёрсткой (втяжками) оформлены молитвословия, которыми читающий, в отсутствие священника, заменяет возгласы, ектении, молитвы и отпусты, положенные по уставу при совершении чинов. Возгласы, которые при совершении правила без священника просто опускаются, выделены специальными скобками.

Малое повечерие изложено со своим уставным окончанием. Сразу после повечерия помещены вечерние молитвы, которые по желанию могут присоединяться к повечерию с определённого места.

Все каноны приведены к единообразному составу (включая канон Пасхи и канон об усопших): тропарь, богородичен (если есть) и канон. После канона следует одна или несколько молитв.

В книге реализован принцип удобства, когда все псалмы и молитвословия каждый раз даются полностью в том месте, где они должны читаться, без отсылки на другую страницу (за исключением редко используемых тропарей и кондаков, которые помещены в приложении). Так, вечерня, малое повечерие, утреня, полунощницы вседневная, субботняя и воскресная печатаются полностью. В канонах перед каждым тропарём повторяется припев. В конце акафистов выписаны полностью первый икос и первый кондак. Канон молебный ко Пресвятой Богородице «Многими содержимь напастьми...» напечатан дважды: отдельно в числе дневных канонов и в составе молебна общего Пресвятой Богородице. В повечерии приведены подробные предписания, в какой день какие каноны должны читаться. Так же подробно на каждый день расписан порядок дневных тропарей после Трисвятого по «Отче наш...» и помещены сами тропари, полностью для каждого дня. Канон радостен Пресвятой Богородице Одигитрии печатается с вариативными припевами из рукописных канонников1.

«Сборный» канон Бесплотным из Иерейского молитвослова, представляющий собой коллаж из тропарей нескольких канонов2, заменён на канон Бесплотным из службы Собора Архангела Михаила, который всегда печатался в канонниках и молитвословах.

Состав книги значительно расширен по сравнению с предыдущим изданием. После канона святым апостолам добавлен наряду канон святителю Николаю: «Венценосец Престолу Христову, премудре Николае, предстоя...»3. Добавлены Помянник из Псалтири и разделы: «Тропари с богородичнами, ипакои и кондаки воскресные», «Тропари, кондаки и задостойники праздникам», «Тропари и кондаки Триоди Постной и Цветной», «Тропари, кондаки и величания общие праздникам и святым», «Тропари, кондаки и величания общие новомученикам и исповедникам Российским».

После канонов и последований, входивших в состав прежнего издания, следует обширное дополнение, открывающееся разделами «Молебен общий Пресвятой Богородице» и «Како подобает глаголати каноны особь». Дополнение содержит такие известные и любимые многими каноны, как канон молебный ко Пресвятой Богородице изрядный: «Скорбных наведения...», два канона покаянных ко Пресвятой Богородице из Октоиха: «Всяко моего рыдаю жития сквернаго...»4 и «Приими, Дево, мольбу мою из уст недостойных...»5, канон молебный хранителю человеческия жизни Ангелу (творение монаха Иоанна Черноножного)6, второй канон святому Иоанну Предтече: «Крестителю и Предтече Христов...»7, канон к Небесным Силам и ко всем святым: «Безначальне Слове, священными моленьми Херувимов...»8, канон ко Святому Причащению святого Симеона Нового Богослова: «Виждь, душе, Христа закалаема...»9, канон за болящего (болящую). Последний канон для удобства чтения расписан полностью дважды (отдельно за болящего и за болящую), для того чтобы избежать в молитве утомительной пестроты текста, создаваемой многочисленными вариантами женского рода.

Изменения в составе книги, принцип изложения уставных последований наряду, многократная публикация повторяющихся молитвословий без отсылки на другую страницу — всё это имеет одну цель: создать книгу, которая будет полезна и священнослужителям, и монахам, и мирянам; и глубоко воцерковлённым христианам, и тем, кто только начинает свой путь молитвенного делания. Воспитанные и укоренённые в церковной молитвенной традиции найдут в этой книге разумное удобство в изложении и оформлении любимых и привычных чинов, канонов и молитв, а желающим воспринять традицию поможет максимальная полнота подачи чинопоследований, дающая возможность уяснить и практически освоить порядок совершения молитвенного правила. Канонник набран церковнославянским шрифтом крупного кегля, напечатан в две краски на тонированной кремовой бумаге, что считается более полезным для глаз. На приклейке, которая в этом издании состоит из 4-х страниц, читатель увидит иконы Пресвятой Троицы и «О Тебе радуется», а также молитвенные воззвания с поклонами перед началом молитвенного правила.

Выходящее в свет издание — это книга, созданная с помощью современных цифровых технологий, отвечающая традициям церковных богослужебных печатных изданий XIX — начала XX вв. Ее основные качества — выверенные тексты, совершенное шрифтовое и оформительское решение, невысокая цена.

Издательство Московской Патриархии


Другие публикации на портале:

Еще 9