Информационный морок
Статья


А всё-таки грузины молодцы. Причём без всякой политической подоплёки. Но молодцы совсем не потому, что запустили жестокую «мульку» в масштабах целого государства. И тем более не потому, что чья-то подлость стала причиной обрыва и без того тонкой жизненной нити, инфарктов и инсультов, психозов и срывов, которых и не перечесть...
 
Грузины молодцы только потому, что показали всему миру, насколько информационный мир сделал нас беззащитными, а средства коммуникации – отчуждёнными. Мы похожи на персонажей из сказки про голого короля, только в нынешних реалиях поменявшихся местами с главным героем: он, как единственный понимающий, что происходит на самом-то деле, молчит и лишь одобрительно похваливает виртуальные одежды своих подчинённых, среди которых едва ли кому-то интересно, голый ли сосед или во что-то одет: глаза-то у всех в мониторах и телефонах, телевизорах и Iphon’ах, вот и Ipad уже на подходе... Ну а с королём-то кому спорить охота?...
 
На семинаре, который недавно проводил Синодальный Информационный отдел в стенах Троице-Сергиевой Лавры, прозвучал замечательный диагноз, поставленный Сергеем Сергеевичем Хоружим современному человеку: человек сдвинулся. Теперь мы можем написать ещё одну строчку истории болезни: он... как бы так поприличнее сказать... теперь ещё и разоблачился, разделся. Стал абсолютно голым, сам не заметив, каким образом это произошло. Телеканал «Имеди» уже прочно войдёт в историю только потому, что показал во всей неприглядной наготе беспомощность и беззащитность каждого маленького, конкретного человека перед информационным монстром. Как и когда это произошло, что практически на каждого человека был одет информационный ошейник с коротким поводком – вопрос для изучения; беда в том, что одевая ошейник, всю одежду содрали. Да, как это ни противно, но придётся признать, что большинство людей живёт там, в бездонных глубинах чёрных дыр телевизоров и мониторов, но никак не здесь и не сейчас. Там все утешения, там все надежды, там все переживания. А здесь – работа, семья, дом; и самое что главное – всё чёрно-серо-белое. Зато там – не только полноцветное, но и со стереозвуком и саббуфером, а там ещё и HD на подходе, а там, глядишь, и до 3D телевидения доживём...  Одним словом, есть ради чего жизнь проживать!
 
Христианское благовестие проторивало себе дорогу к человеческим сердцам не только чудесами исцелений и сияющими нездешним светом любвеобильными глазами. Иногда проповедники были совсем непочтительны к традициям и обычаям народа, без колебания попирая святыни и сокрушая идолов. Какая уж там политкорректность! Это мы сегодня, глядя с высот всё-таки христианской цивилизации, можем посетовать и пожурить былых ревнителей: мы-то бы не стали без разбору всё крушить, а в музей, в спецхран, потомкам в назидание – и бюджету  Минкульта на вечное пополнение. Зато теперь, когда вглядываешься в нынешний информационный цифровой морок, охвативший весь мир – так и тянется рука к чему-нибудь совсем не-компьютерному, увесистому и отрезвляющему.
 
Испугались? Напрасно. Бесы не в цифрах, а в нас живут. И с удовольствием помогут поменять шило – из списка – на их же мыло – из того же списка. И то, что пространство современных технологий оказалось практически совершенно чуждым христианских основ – вина человеческая. То есть наша с вами. А мы и правда толком не знаем, каким образом Христа в этот электронно-заморочный мир пристроить. Создаём православные сайты, вешаем православные аватары-иконы, придумываем православные поисковые машины внутри православных сайтов для православных искателей православного контента. Одним словом, отгораживаем для обслуживания такой вот православненький загончик. Увы, но до сего дня ничего другого мы делать так и не научились.
 
А жаль. Жаль потому, что снежный ком технологических заморочек с каждым оборотом становится всё более динамичным и неуправляемым. И даже те, кто вместе с ним несётся с ускорением – догадайтесь куда! – лихорадочно рыщут глазами в поисках не то что способа остановиться, хотя бы зацепиться за что-то – а вдруг направление удастся скорректировать, или ускорение замедлить?...И такой шанс есть: это Церковь. 
 
Конечно, ни в коем случае нельзя отказывать современному человеку в удовольствии запустить в современного попа если не гнилым помидором, то хотя бы укором в джипах и коттеджах: какой ни какой, а всё же контакт, уже не безразличие. Однако при всей вовлечённости немалой части духовенства в общие процессы техногенной цивилизации, ни одному даже самому просвещённо-гениальному священнику не пришло в голову заменить пугающе-смиряющее клиросное пение воспроизведением записей, бумажные иконы на аналое – тач-монитором, а на исповеди выдывать проксимити-карту в качестве допуска к Таинству. Даже кадила электрического до сих пор в «Софрино» не придумали, всё углём пользуются, ретрограды! Вот и заходит – точнее, забегает – человек в Храм Божий, а там всё по-старому: века идут, а стены всё те же, и служба всё та же, и иконы только благодатней становятся, и ни-ка-ких тебе технологий. Единственное что, так это местами микрофоны появились, и только. Да, ну и электрическое освещение вполне прижилось. И здесь дело не в какой-то косности или бездумной пристрастности к внешним архаическим формам. Просто Церкви все эти высокие технологии не нужны. Ей не надо ничего искать, всё, что должно быть найдено, найдено; что должно быть услышано, сказано. Бежать сломя голову за маячащим счастьем, продираясь сквозь джунгли гаджетов и проводов, не надо: счастье уже есть, причём здесь и сейчас. И это подтвердит любой, пришедший к Пасхе Христовой не то, чтобы с чистой – хотя бы с «подчищенной» немного постом и молитвой совестью. В информационно-цифровом мороке только Церковь остаётся столпом и утверждением истины реального бытия, ибо корнями она уходит в вечность – совсем не виртуальную. Но как хотелось бы, чтобы её вечно зеленеющие ростки пробивались и сквозь асфальт кило-мега-гигабитных трафиков! Причем именно пробивались, ломая и мешая, не замалчивая проблем, порождая кризисы, отрезвляя и будоража, свидетельствуя о Настоящей Жизни – или вы не слышите, что только такой и может быть поступь учеников Христовых?

В рамках дискуссии о возможных переменах в духовном образовании и вступлении духовных школ в Болонский процесс наш портал предлагает вашему вниманию статью преподавателя МДА священника Федора Людоговского. Автор рассуждает о характере соединения семинарии и академии. Каким оно должно быть: параллельным или последовательным? Должна ли у абитуриентов быть возможность поступать в духовную академию после школы или предварительная учеба в семинарии для них обязательна? 
 
Вы когда-нибудь интересовались, как система духовного образования XIX века в России влияла на личность студента? Теперь у нас появилась уникальная возможность: предлагаем вашему вниманию статью, основанную на материалах ранее не публиковавшегося дневника одного из воспитанников духовной образовательной системы. Воспоминания охватывают весь курс: от училища и семинарии до академии. Семинарский бытописатель рассказывает о распорядке дня учащихся, о том, чем они занимали свой досуг, какие проблемы их волновали и о многом другом. 

В статье, посвященной блаженному Иерониму Стридонскому, вы сможете узнать, как этот западный отец, поселившийся на Востоке, смотрел на монашество. Великолепно образованный, талантливый мирянин, он вдруг оставил все мирское и поселился в пустыне. Переписка сохранила для нас его богословие и его взгляды. Однако само монашество предстает в его произведениях крайне неоднозначным явлением. Каким? — Читайте в статье аспирантки Смоленского Государственного Университета О.А. Ананьевой. 

Аналитическая служба нашего портала подготовила вашему вниманию статью о Турции. Что мы знаем о Турции, кроме того, что ней можно дешево и неплохо отдохнуть? А между тем, эта страна набирает все больший вес в политической жизни всего региона: она стремится стать лидером всего исламского мира и от лица мусульман вести диалог с Западом. Есть ли у турок шансы на лидерство среди мусульман и с как изменится мир с сильной Турцией? – Читайте в новой аналитической статье на нашем портале.

Кроме того, на этой неделе на нашем портале появятся фрагменты из доклада преосвященного Григория (Чукова), посвященного вопросам борьбы с сектантством, а также очередная статья М.Шкаровского по новейшей истории Румынской Православной Церкви.
Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9