Книга представляют собой тщательный обзор истории отношений между евангельским христианством и естествознанием, охватывая не только вопросы эволюции и креационизма, но и генной инженерии, технологии, проблем экологии.
Целью этой книги является, прежде всего, дать обзор тех путей, какими евангельские христиане взаимодействовали с наукой со времени начала евангелистского возрождения в 1730-е годы. Этому посвящены с 3 по 6 главы книги. Во-вторых, она имеет целью проанализировать то, каким образом сегодня евангельские христиане взаимодействуют с наукой, в том числе рассмотреть полемику вокруг теории эволюции и креационизма и по возможности избежать упрощенного представления этого вопроса. В-третьих, книга имеет своей целью понять то, как и почему евангелисты взаимодействуют с наукой в рамках контекста их специфического богословия. В-четвертых, книга рассматривает два этических вопроса об окружающей среде и биоэтике, чтобы увидеть, каким образом евангелисты взаимодействуют с этими аспектами науки в политической области.
Автор книги акцентирует внимание на том, что возникновение креационизма в XX веке не восходит к XVII-XVIII векам, но скорее является инновацией, вызванной синергизмом фундаментализма начала XXI века, который имеет сильную антиинтеллектуальную составляющую, и новой идеи «геологии потопа», проистекающей от адвентистов седьмого дня.
1 глава книги дает исторический обзор взаимоотношения евангелистов с наукой в период с 1730 г. до современности в их абсолютном разнообразии от наиболее фундаменталистских, до тех, кто близок к либеральным протестантам.
Вторая глава рассматривает богословские проблемы и в особенности вопрос о природе и интерпретации Библии.
Главы с 3 по 6 прослеживают отношение евангелистов к науке с начала евангелистского возрождения в 1730-е годы до публикации «Потопа в Бытии» (The Genesis Flood) в 1961 г.
Глава 3 начинается с исследования тезиса конфликта между наукой и религией и того, как это искажает наше понимание взаимоотношений евангелистов и науки. Затем рассматривается период с 1730 по 1790 годы, когда евангелисты были малой группой, которая просто отражала науку своего времени.
Четвертая глава рассматривает период с 1790 по 1850 гг., относящийся к расцвету евангелистского движения и периоду, когда геология стала наиболее популярной наукой. Евангелисты в этот период были как на передовой геологических исследований, так и в оппозиции к геологии.
Глава 5 рассматривает время дарвиновских споров. Здесь показывается, как евангелисты сначала мирно относились к Дарвину, а затем с возникновением фундаментализма прекратили перемирие, взяв на вооружение голоса адвентистов седьмого дня.
Шестая глава отражает упадок евангелизма и возникновение фундаментализма с его разрывом с интеллектуальным христианством и принятием антиэволюционных тезисов, что стало кульминацией в деле Скоупса в 1925 г. Затем после войны, научные интересы евангелистов возродились благодаря Американской научной ассоциации в США и христианскому сообществу ученых-исследователей в Великобритании, но этот период также охарактеризовался ростом креационизма.
Следующие три главы, охватывающие период до настоящего времени, рассматривают вопросы креационизма во всех его формах и отношение евангелистов к мэйнстриму науки.
7 глава посвящена обсуждению происхождения и влияния «креационизма» как в форме «креационизма молодой Земли», так и в форме «разумного замысла», а также рассмотрению их критики.
8 глава показывает разнообразие взглядов сегодняшних евангелистов на науку, а также показывает примеры ученых-евангелистов и их понимания диалога науки и богословия.
9 глава рассматривает некоторые из этических вопросов науки и того, как на эти вопросы отвечают евангелисты. Это вопросы охраны окружающей среды и глобального потепления, а также вопросы биоэтики и связанные с ними вопросы о проекте генома человека, исследования стволовых клеток и др.
В 10 главе подводятся краткие итоги исследования и предпринимается попытка сделать прогноз на будущее, когда евангелисты будут доминировать в странах третьего мира.
Об авторе
Майкл Робертс имеет степени в области геологии и богословия, работал как геолог-исследователь, был рукоположен в церкви Англии, и в настоящее время является викарием приходов недалеко от Ланкастера. Он является автором многочисленных статей по истории геологии и связи евангелизма с наукой.
Содержание
Предисловие серии VII
Хронология событий XV
Введение 1
Глава 1 Кто такие евангелисты? 7
Глава 2 Евангелисты, Библия и наука 33
Глава 3 Евангелисты XVIII века и наука: от Джонатана Эдвардса до Джона Уэсли 59
Глава 4 Евангелисты и наука в век революции 83
Глава 5 Постдарвиновские евангелисты 113
Глава 6 Евангелисты в тени Скоупса 139
Глава 7 Возникновение креационизма: креационизм молодой Земли и разумный замысел, 1961-2007 165
Глава 8 Евангелисты и наука сегодня 201
Глава 9 Евангелисты, окружающая среда и биоэтика 225
Заключение 245
Первоисточники 249
Ссылки 285
Индекс 299