[Обзор книги:] Бог и эволюция: хрестоматия // Под ред. Каннингем М.К. (God and Evolution: A Reader// Edited by Cunningham M.K., NY, Routledge. 2007. 385 pp. ISBN: 978-0-415-38014-0)
Существует ли возможность примирить веру в Бога и дарвинизм, божественное действие и эволюционный мир? Это первая книга, которая представляет различные взгляды, которые окружают взаимодействие эволюционной теории и христианской традиции
Статья

Существует ли возможность примирить веру в Бога и дарвинизм, божественное действие и эволюционный мир? Это первая книга, которая представляет различные взгляды, которые окружают взаимодействие эволюционной теории и христианской традиции.

         Мэри Каннингем составила антологию текстов, имеющую целью представить статьи философов, богословов и ученых, которые занимаются вопросами взаимодействия науки и религии. Она сделала подборку текстов, рассматривают проблемы соотношения христианской традиции и эволюционной теории. Этот том представляет широкое разнообразие взглядов на проблему, гораздо большее, чем обычно известно студентам, которые занимаются как науками, так и богословием. Отдельные публикации, включенные в этот том, публиковались ранее в таких журналах как BioScience, Theology Today и Theological Studies, а также во многих книгах и монографиях.

         Книга разделена на семь частей. Каждая из семи частей начинается с введение Каннингем, которая объясняет отбор материала для каждой части. Первая часть касается различных методологических вопросов, включая то, как язык функционирует в религии и науке (миф, метафора, буквализм и символ); роль парадигм и моделей в двух дисциплинах; различные параллели и различия между двумя дисциплинами, в особенности структуры научной и религиозной мысли и критерии, которые используются, чтобы породить знание в обеих дисциплинах.

         Вторая часть представляет собой подробное введение в эволюционную теорию, дарвинизм, современный неодарвинистский синтез и современные эволюционные споры о путях и механизмах эволюции. Эта секция содержит выдержки из книги Дарвина «Происхождение видов», а также вклад биолога Франциско Дж. Айялы, который, не будучи сам неодарвинистом, тем не менее, точно описывает неодарвинисткую позицию. Более того, эта секция содержит статью Майкла Рьюза, которая ставит вопрос о возможных границах познания человеком путей эволюции.

         Следующие три части книги имеют дело с проблемой совместимости эволюционной теории и божественного действия. Например, часть III охватывает вопросы, поднятые креационизмом (как старой земли, так и молодой). Р. Намберс указывает, что креационистская оппозиция эволюции обусловлена тем, что принятие эволюционной теории с неизбежностью приводит к моральному упадку.

         Четвертая часть фокусируется на современных спорах относительно теории Разумного Замысла (Intelligent Design Theory), которая возникла в 1980-е годы в США. Каннингем отмечает, что в отличие от креационистов, приверженцы этой теории не настаивают, что агент усложнения должен быть идентифицирован с христианским Богом, а просто акцентируют внимание на принятии разумного существа, открываемого в рамках законов природы. Общая интуиция приверженцев этой концепции состоит в том, что сложность, наблюдаемая в природе, не может возникнуть посредством вследсвие дарвиновской эволюции. В эту секцию Каннингем включила статmb Уильяма Палея, Майкла Беха и Кеннета Миллера.

         Пятая часть книги рассматривает противоположную точку зрения и содержит избранные статьи атеистических авторов, таких как Доукинс и Деннетт, а также относительно уважительную статью Мидгли и работу агностика Майкла Рьюза. Все эти авторы ставят вопрос о совместимости Бога и эволюции исходя из натуралистических предпосылок. Доукинс называет любую версию разумного замысла ложной. Деннетт, в свою очередь говорит о том, что Дарвин позволил быть интеллектуально полным атеистом. В ответ на догматизм Доукинза и Деннетта, Мидгли указывает на то, что Дарвин отвергал крайние следствия его предположения, которые делались вне рамок биологии. Более того, Рьюз проводит тщательное различие между методологическим и метафизическим натурализмом, указывая, что первый не исключает с необходимостью Бога, в то время как последний исключает возможность Бога априори.

         Шестая и седьмая части этого тома указывают, что Бог и эволюция не могут быть примирены в рамках как концепций креационизма и Разумного Замысла, с одной стороны, и атеистического натурализма с другой. Редактор предлагает в качестве альтернативы подход Юргена Мольтмана, который видит единственную альтернативу крайним воззрением в концепции кенозиса.

         Можно с уверенностью сказать, что эта книга является одним из лучших и всесторонних введений в проблематику споров о статусе эволюционной теории. Она может быть рекомендована в качестве междисциплинарного учебного пособия при изучении вопросов взаимоотношения науки и религии в курсе концепций современного естествознания и основного богословия.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9