[Обзор книги:] Фейнгольд М. Наука в ордене иезуитов. (Feingold M. Jesuit Science and the Republic of Letters. The MIT Press. Cambridge, Massachusetts, 2003. 484 РР. ISBN 0-262-06234-8)
Основанное в 1540 г. Общество Иисуса рассматривалось на протяжении столетий как препятствовавшее развитию современной науки. Образовательная система иезуитов обвинялась в консервативности и противостоянии творческой мысли. Только в течение последних двадцати лет ученые начали ставить вопрос об том, какую роль занимали иезуиты в научной революции.
Статья

       Основанное в 1540 г. как миссионерское братство, Общество Иисуса в течение последующих двадцати лет передвинуло фокус своей деятельности на образование. Вскоре Общество стало самым большим из католических орденов, занимающихся образованием. К 1580 г. им было открыто 144 школы, это число утроилось в течение последующих 50 лет и достигло более 850 ко времени его роспуска. Будучи наследниками гуманизма эпохи Возрождения, иезуиты оказались весьма успешны в реализации гуманистической программы в своих школах, так что даже их противники признавали их преимущество в распространении классического образования. Тем не менее, историки зачастую оказываются безразличными к их достижениям.

         Хотя гуманизм рассматривался современниками и историками как революционное «новое учение» XV-XVII столетий, после 1600 название и его значение были главным образом приняты сторонниками новой философии, которые утверждали, что их собственный взгляд находится в прямом противоречии с учением древних. Общество Иисуса ощущало себя не очень комфортно в этой атмосфере. Будучи «бастионом» контрреформации, общество было официально обязано защищаться от инноваций и в области философии твердо стоять на учении Аристотеля, а в области богословия - Фомы Аквинского. В результате способность его членов воспринять публично новые формы мысли оказалась проблематичной. В результате члены общества были обязаны придерживаться гуманистической педагогики, аристотелевской философии и томистской теологии, не делая какого-либо дальнейшего развития. Вследствие этого иезуиты часто обвинялись как обскурантисты, которые препятствовали возникновению современной науки, явно связанному с приверженностью новизне и изменению. Другое обвинение, высказанное против иезуитов, заключалось в том, что члены общества активно преследовали сторонников новых научных идей. В начале нового времени многие находили полезным обвинять иезуитов за препятствование новой науке. Так делали Галилей и Декарт, их ученики и их аудитория, несмотря на то, что иезуиты часто оказывались неповинны в этом.

         В течение последних двух десятилетий ученые стали принимать новый взгляд на природу и степень вклада иезуитов в научную революцию, главным образом благодаря уравновешенному рассмотрению вопроса, основанному на документальных свидетельствах. Это требовало отказа и от апологетики и от исключительной концентрации на революционности представителей науки как тех, кто противопоставлялся вкладу иезуитов. Бесспорно, центральными фигурами в науке были Галилей, Декарт и Ньютон. Однако в это развитие были вовлечены и многие другие, включая иезуитов. Чтобы показать это, историки стали рассматривать корпоративную и интеллектуальную жизнь ордена и его членов, что привело к возникновению более реалистичной картины взаимодействия между иезуитской культурой и новой философией. Эссе, входящие в этот том, являются попыткой представить важные свидетельства вклада иезуитов в науку нового времени.

         Институциональные установки иезуитской науки являются ключевыми для этой переоценки. Иезуиты занимались исследованиями и писали сочинения в своих колледжах, часто в тесной связи с преподаваемыми дисциплинами. Следовательно, необходимо оценить с точностью восприятие или неприятие иезуитами новых идей и в рамках и вне рамок программ колледжей. Такое тщательное исследование преподавания в Римском Колледже позволяет Уильяму Уоллесу утверждать положительное устойчивое влияние иезуитских идей на Галилея. Оценка институциональных и структурных установок преподавания иезуитами также помогает понять, как члены ордена реагировали на новую философию. Как указывает в своем эссе Роджер Эрью, критика Декарта иезуитами была основана отчасти на применении его принципов к преподаванию философии, а также на философском базисе теологии, а не на утверждениях относительно естественного мира.  Эта критика мотивировалась педагогической и методологической озабоченностью.

         Любая новая теория требует длительного процесса ассимиляции, прояснения и модификации, и это неизбежно сопровождается спорами, иногда весьма болезненными, иногда дружелюбными. Участие в спорах о новой науке иезуитов не всегда мотивировалось простой злобой, хотя такие современники как Галилей часто представляли дело именно так. Эдвард Грант и Альфредо Динис в своих статьях акцентируют внимание на вкладе иезуитов в споры относительно новой космологии. Критика ученых-иезуитов зачастую была уместной и справедливой - по крайней мере, в контексте той эпохи - и была вполне соизмерима с критикой других современников.

         Способность иезуитов свободно участвовать в таких спорах была, конечно, ограничена институциональной необходимостью. Требования Общества ограничивали их возможность преподавать и высказываться публично в отношении новых идей, которыми, тем не менее, многие из них интересовались, и это иногда приводило к хитрым уверткам. Современники понимали это, хотя и не симпатизировали. Этот вопрос поднимается в статьях Уго Болдини, Марты Болдуин, Альфредо Диниса, Брендана Дули, Мордехая Фейнгольда, Виктора Наварро и Герта Ванпэмела, которые рассматривают пределы таких ограничений в возможности преподавания, исследования и публикаций иезуитов того времени. Присутствие этих ограничений, однако, не означает, что иезуиты были не способны обсуждать спорные идеи между собой или в классах. Уго Болдини и Паула Финдлен акцентируют внимание на центральной роли научного сообщества Римского Колледжа, и их выводы могут быть распространены на другие крупные иезуитские колледжи. Они показывают на основании документов, насколько успешно функционировал Римский Колледж как в преподавании, так и в области исследований, и каким образом информация и кадры перетекали с легкостью из Колледжа в другие концы иезуитского мира и обратно. Подобные исследования Ванпэмела и Наварро (в Антверпене и Мадриде соответственно) также свидетельствуют об активной научной деятельности в этих колледжах.

         Обращая внимание на характер и контекст науки иезуитов нового времени авторы этого тома показывают важную роль членов ордена в научной революции. Как показали исследования документов, ученые-иезуиты внесли значительный вклад в повышение статуса математики больше чем философии, они внесли значительный вклад в математизацию физики, а также в развитие экспериментальной науки.

Понимание и вклада ученых иезуитов и давления, под которым они работали, поможет дать более четкую и более полную перспективу возникновения научного мировоззрения.

        

Об авторах

Роджер Эрью - профессор философии Политехничекого института Вирджинии, автор книги «Декарт и поздняя схоластика» (Descartes and the Last Scholastics, 1999). Областью исследования является социальный, культурный и интеллектуальный контекст философии науки в XVII веке во Франции.

Уго Болдини - профессор истории Падуанского университета. Имеет множество публикаций об итальянской науке и образовании эпохи нового времени. Автор книг: Legem impone subactis: Studi su filosofia e scienza dei Gesuiti in Italia, 1540-1632 (1992); Saggi sulla Cultura della Compagnia di Gesu (secoli XVI-XVIII) (2000). Является редактором переписки Кристофера Клавиуса, опубликованной Пизанским университетом в 1992 г.

Марта Болдуин - преподаватель департамента истории Стоунхилл-колледжа.

Альфредо Динис - доцент философии Католического университета Португалии, специализируется на науке нового времени, современной философии и когнитивных науках. Автор книги о Джованни Баттиста Риччиоли.

Брендан Дули - глава исследовательской программы проекта архива Медичи. Автор книг «Наука и рынок в Италии начала нового времени» (Science and the Marketplace in Early Modern Italy, 2001), «Социальная история скептицизма. Опыт и сомнение в культуре начала нового времени» (The Social History of Skepticism. Experience and Doubt in Early Modern Culture, 1999).

Мордехай Фейнгольд - профессор исследований науки Политехнического института Вирджинии, редактор журнала «История университетов» (History of Universities). Автор книг: «Обучение математика: наука, университеты и общество в Англии 1560-1640 гг.» (The Mathematicians' Apprenticeship: Science, Universities and Society in England, 1560-1640, 1984), «Оксфордская программа в XVII веке» (The Oxford Curriculum in Seventeenth Century Oxford, 1997). В настоящее время занимается работой по истории Королевского общества.

Паула Финдлен - профессор истории и директор программы по науке, технологии и обществу Стенфордского университета. Автор книг: «Владение природой: музеи, коллекции и научная культура в Италии начала нового времени» (Possessing Nature: Museums, Collecting, and Scientific Culture in Early Modern Italy, 1994); «Барочное воображение: мир Афанасия Кирчера» (Baroque Imaginary: The World of Athanasius Kircher, 2002).

Эдвард Грант - заслуженный профессор истории и философии науки, заслуженный профессор истории университета Индианы. Автор книг: «Планеты, звезды и сферы: средневековый космос 1200-1687» (Planets, Stars, & Orbs: The Medieval Cosmos 1200-1687, 1994), «Основания современной науки в средние века: религиозный, институциональный и интеллектуальный контекст» (The Foundations of Modern Science in the Middle Ages: Their Religious, Institutional, and Intellectual Contexts, 1996), «Бог и разум в средние века» (God and Reason in the Middle Ages, 2001). Является также президентом Общества истории науки.

         Виктор Наварро - профессор истории науки университета Валенсии. Автор книг: Tradicio i canvi cientific al Pais Valencia modern (1985), Matematicas, cosmologia y humanismo en la Espana del siglo XVI (1988), and Historia de la ciencia al Pais Valencia (1995).

Г.Х.В. Ванпэмел - профессор истории в университете Ниймегена.

Уильям А. Уоллес - заслуженный профессор философии и истории Католического университета Америки. С 1988 г. преподает историю и философию науки в университете Мэриленда. Является автором более 20 книг по истории науки, жизни Галилея, а также редактором шеститомной «Энциклопедии Возрождения» (Encyclopedia of the Renaissance, 1999).

 

 

Содержание

Предисловие VII

Иезуиты: ученые (М. Фейнгольд) 1

Академия математики в Римском Колледже с 1553 по 1612 гг. (У. Болдини) 47

Связи Галилея с иезуитами и их влияние на науку Галилея (У.А. Уоллес) 99

Частичное преобразование средневековой космологии иезуитами в XVI-XVII веках (Э. Грант) 127

Декарт и иезуиты: сомнение, новизна и Евхаристия (Р. Эрью) 157

Джованни Баттиста Риччиоли и наука его времени (А. Динис) 195

Вид науки в барочном Риме: Афанасий Кирчер и музей Римского Колледжа (П. Финдлен) 225

Благочестивая амбиция: естественная философия и поиск иезуитами покровительства в печатании книг в XVII веке (М. Болдуин) 285

Традиция и перемены в науке в Испании начала нового времени: роль иезуитов (В. Наварро) 331

Наука в ордене иезуитов в испанских Нидерландах (Г.Х.В. Ванпэмел) 389

Storia Letteraria D'Italia и реабилитация иезуитской науки (Б. Дули) 433

Об авторах 475

Индекс 477

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9