Прагматическая оценка церковно-законодательных актов Русской Православной Церкви в аспекте унификации и кодификации (на примере церковного правотворчества в 1945-1990 гг.)
Апробационная статья иерея Игоря Константинова, студента III курса МДА, соискателя ученой степени кандидата богословия, посвящена, в частности, вопросу создания и принципам работы специального органа Московской патриархии по систематизации церковно-законодательных актов Русской Православной Церкви.
Статья

Принципы систематизации канонических актов.

Наличие обильного церковно-правового материала обусловливает необходимость его постоянной обработки и упорядочения, т.е. систематизации[1].

Очевидно, что опыт XIX века по систематизации церковного законодательства сегодня не может удовлетворить современную русскую каноническую науку, не столько в теоретическом, сколько в практическом смысле. Поэтому важно, развивая церковное право, воспользоваться опытом светской юриспруденции, её правовыми инструментами, теорией, практикой[2]. В деле систематизации правовых норм церковное право может принять некоторые её принципы[3].

Система норм действующего канонического права в Русской Православной Церкви является достаточно сложной как вследствие значительного числа органов,  принимающих такие нормы (Архиерейские Соборы, решения Синода, указы Патриарха, распоряжения правящих архиереев), так и множественности принятых,  часто не используемых, но формально не отмененных актов, за многовековую историю Русской Церкви. Кроме того, система нормативно-правовых актов Церкви в  последнее время подвержена быстрым изменениям. Новые решения Соборов, Священного Синода, указы Патриарха обычно вносят существенные коррективы в  уже действующие акты. Одни из них дополняются новыми предписаниями, другие изменяются, а третьи должны быть признаны утратившими каноническую силу  полностью или частично[4].

Чтобы в корпусе действующего канонического права Русской Церкви быстро находить нужные нормы, в Церкви необходимо инициировать работу по приведению церковно-правовых актов в единую, упорядоченную систему сотрудниками церковных структур, церковными организациями, духовными академиями и православными ВУЗами[5]. Результатом такой общецерковной работы должна стать систематизация всех церковно-правовых актов Русской Церкви.

В первую очередь нужно отметить, что в государственных органах и юридических организациях систематизацию и поиск нормативной информации осуществляют специальные отделы - т. н. кодификационные бюро, при ВУЗах - научно-кодификационные бюро, в составе нескольких человек[6]. Целесообразным представляется создание специального учреждения, аппарата (например «отдела») по систематизации и кодификации действующего права Русской Церкви, по типу Юридической Службы Московской Патриархии[7]. Создание службы по систематизации церковного права также представляется необходимым в рамках деятельности Общецерковного суда.

Такая деятельность по сбору, хранению и поддержанию в актуальном состоянии правовых документов, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, представляет собой учёт. Важно знать, что часто для решения научно-исторических и  канонических вопросов требуются тексты актов, утративших силу, поэтому необходима систематизация документов всех предшествующих периодов[10], в том числе – синодального и советского.

 

Сбор подлежащих учёту актов может осуществляться различными способами. В частности, значительную их часть можно получить из «Журналов заседания  Священного Синода», «Журнала Московской патриархии» и др., т.е. изданий, предназначенных для официального опубликования нормативных актов. Само  учреждение должно также иметь свой периодический печатный орган[11].

 

Совокупность собранных учреждением церковных актов может составить фонд, в котором канонические нормы, акты хранятся в определенном порядке[12]. Фонд,  состоящий, возможно, из нескольких сотен или тысяч актов, делится на разделы, например, по правотворческим органам, т. е. акты каждого правотворческого  органа образуют раздел. Внутри раздела решения Соборов и указы Патриарха и проч. хранятся в хронологическом порядке. Для удобства может быть использован, например, предметно-алфавитный рубрикатор. Если нормативно-правовые акты располагаются по годам издания, то такая систематизация называется  хронологической, если по предмету регулирования — то предметной (систематической)[13].

Чтобы знать, какие правовые акты действуют, какие в них внесены изменения, дополнения, в тексты актов, взятых на учёт при систематизации обязательно должны вносится сведения о всех их последующих изменениях и дополнениях, т. е, они должны поддерживаться в актуальном состоянии.

В настоящее время, когда в сфере церковного управления широкое применение находят современные цифровые технологии, открываются большие возможности для создания информационно-поисковых систем по церковно-правовым актам[14].

Учёт представляет собой первую стадию систематизации. Такой работой могут, в частности, заниматься духовные учебные заведения. Вторая стадия систематизации заключается в подготовке и издании разного рода сборников церковно-правовых актов. Применительно к этой стадии, юридическая наука выделяет три вида систематизации: инкорпорация, консолидация, кодификация.

 

В своей работе учреждение Московской патриархии по систематизации церковно-правовых актов РПЦ могло бы пользоваться этими теоретическими наработками современной юридической практики[8]:

1) издание различного рода сборников церковных и государственных законов и иных нормативных документов, касающихся Русской Церкви – инкорпорация;

2) объединение совокупности актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один, укрупненный акт – консолидация[9].

3) кодификация как систематизация и коренная переработка действующего церковного права.

Рассмотрим принципы методологии каждого из этих видов систематизации:

Чтобы знать, какие правовые акты действуют, какие в них внесены изменения, дополнения, в тексты актов, взятых на учёт при систематизации обязательно должны вносится сведения о всех их последующих изменениях и дополнениях, т. е, они должны поддерживаться в актуальном состоянии.

В настоящее время, когда в сфере церковного управления широкое применение находят современные цифровые технологии, открываются большие возможности для создания информационно-поисковых систем по церковно-правовым актам[14].

Систематизация нормативно-правовых актов в форме инкорпорации выражается в подготовке и издании разного рода сборников (собраний) таких актов.В  сборниках действующих церковно-правовых актов их тексты должны публиковаться не в той редакции, в какой они были приняты первоначально правотворческим органом, а с учётом последующих изменений и дополнений[15].

В процессе действия любой правовой акт, как правило, претерпевает определенные изменения, дополнения: часть его предписаний утрачивает силу, акт дополняется новыми предписаниями, либо вносятся какие-либо коррективы в его первоначальные нормы. Поэтому нецелесообразно включать в сборник акт в первоначальном виде, не отразив его последующих изменений, дополнений. Такой акт будет неудобен в пользовании. Чтобы установить норму, которой следует руководствоваться в том или ином случае, нужно будет всякий раз просматривать всю совокупность дополняющих и изменяющих его актов[16].

Прежде чем поместить церковно-правовой акт в сборник, необходимо осуществить его внешнюю обработку[17]:

—  удалить из текста отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и, наоборот, включить в него все последующие изменения, дополнения с указанием ссылок на акты, внесших такие изменения или дополнения;

—  исключить из акта те его части, которые не содержат нормативных предписаний, сделав отметки о причинах отсутствия в тексте таких его частей;

—  в целях экономии, возможно, убрать сведения о лицах, подписавших нормативный акт.

Такая внешняя обработка нормативно-правовых актов, однако, не затрагивает их канонического содержания. Сами нормы церковного права не претерпевают никаких изменений и инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент их систематизации[18].

Именно этот признак — сохранение неизменным содержания акта — составляет основное отличие инкорпорации от консолидации и кодификации как более сложных в творчески-организационном плане видов систематизации. Результаты инкорпорации могут выражаться в виде сборника канонов, церковных актов, собрания законодательства или свода законов[19].

Сборниками называются инкорпорированные издания законов или иных нормативно-правовых актов, принятых одним или несколькими правотворческими органами[20], а также тематические издания канонов и иных церковно-правовых актов.

Собраниями обычно называют инкорпорированные издания нормативных актов высших органов государственной власти. Например, первое в России Полное собрание законов[21], изданное в 1830 г., состояло из законодательных актов, исходящих от царя, нормативных актов, принятых высшими органами подчиненного управления — Сенатом, министерствами, а также Святейшим Правительствующим Синодом. Все 30920 нормативных актов, вошедшие в Собрание, были помещены в хронологическом порядке. В то же время к Собранию был дан алфавитно-предметный указатель, позволяющий осуществлять тематический поиск правовой информации[22]. Хронологическая инкорпорация нередко является подготовительным этапом для инкорпорации предметной.

Общецерковная работа по сбору канонического и церковно-правового материла необходима как:

—   основа всесторонней систематизации и кодификации церковного законодательства Русской Церкви;

—   прикладной инструмент поиска норм права или нормативных актов;

—   информация для членов Церкви о системе и структуре права Русской Церкви;

—  средство канонического анализа действующего церковного законодательства;

—   необходимый элемент правового образования в духовных учебных заведениях;

—   основа усовершенствования правого корпуса[23].

Консолидация церковно-правовых актов в Церкви:

Учёт и инкорпорация церковно-правовых актов, будучи ограниченными их внешней обработкой, не решают всех проблем, которые могут возникать в процессе систематизации нормативно-правового материала. Например, с помощью этих методов нельзя устранить множественности синодальных актов, принятых в разное время и по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам[24].

Между тем потребность в таком объединении очевидна: гораздо удобнее пользоваться одним, но охватывающим все вопросы актом, чем искать нужную информацию по многим источникам[25].

Множественность нормативных актов преодолевается путем их сведения в один укрупненный акт. Такой приём систематизации называется консолидацией. Новый укрупненный акт способен полностью заменить вошедшие в него акты, в случае принятия его Архиерейским Собором[26].

Все нормативные установления ранее принятых актов объединяются в новом без изменений. Проводится их редакционная правка: устраняются противоречия, повторы, объединяются в один пункт тождественные по содержанию нормативные предписания[27].

Кодификация как особая форма упорядочения канонических актов.

Под кодификацией понимается деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового нормативно-правового акта[28]. Эти акты имеют различное наименование: Основы законодательства, Кодекс, Устав, Положение и др. Кодификация — особая форма упорядочения, ибо в ходе неё на смену нескольким отдельным актам приходит один акт, упорядочивающий правовые нормы и процедуры в определенной сфере отношений и унифицирующий методы правового регулирования[29].

Кодификация обладает способностью упорядочивать действующее законодательство, делать его более компактным, согласованным, освобождать от фактически утративших силу и недействующих правовых актов. В процессе кодификации происходит поглощение значительной части актов действующего законодательства новыми, крупными актами сводного характера и тем самым решается проблема расчистки законодательства от устаревших и малоэффективных норм[30].

Кодификация законодательства Православной Церкви, в том числе и Русской Православной Церкви, - длительный исторический процесс, связанный с существенными изменениями в области церковно-государственных отношений, а также особенностью исторического развития правосознания в каждый отдельный период жизни Церкви. В настоящее время декларируется необходимость очередной существенной кодификации церковного законодательства Русской Православной Церкви[31]. Её особенность в том, что она должна отразить глубинные изменения общественных отношений, связанных с кардинальным пересмотром экономических, политических, идеологических и иных условий существования и развития общества и Церкви не в дореволюционных синодальных традициях и не в тоталитарной советского практике, а на основе развивающегося в России и странах бывшего Советского Союза демократического строя, в рамках новых законов о Церкви и религиозных объединениях. Кодификация церковного права должна затронуть все без исключения области церковного действующего права – в том числе в пересмотре церковных наказаний за нарушение канонических норм.

Именно эти свойства кодификации позволяют рассматривать её как один из наиболее совершенных видов правотворческой деятельности. Результатом кодификации является сводный акт, заменяющий ранее действовавшие нормативные акты в отдельной области церковного законодательства, либо новый акт, впервые системно регулирующий определенную группу общественных отношений.

Кодификация способствует формированию в корпусе канонического права укрупненных блоков, образуемых кодификационными и группирующимися вокруг них консолидированными актами. Такого рода блоки усиливают в законодательстве элемент устойчивости, обеспечивают более чёткое построение его системы[32].

Кодификация традиционно связывается с систематизацией и совершенствованием, главным образом, законодательных актов. Поэтому её результаты выражаются в форме основного, обладающего наибольшей юридической силой кодификационного акта, который характеризуется совокупностью специфических, только ему присущих черт. Кодификационный акт характеризуется наиболее высоким уровнем нормативных обобщений[33].

Кодификационный акт — это нормативно-правовой акт сводного характера. Он объединяет в единую юридическую конструкцию действующие и не утратившие свое значение нормативные предписания по определенной теме[34].

Кодификационный акт, как правило, значителен по объему. Он представляет собой крупный сводный акт, отличающийся сложной структурой. Обычно он имеет большое число статей и разбивается на части, разделы, главы.

Кодификационный акт, объединяя в стройную систему относительно однородные нормативные предписания, как правило, существенно обновляет регулирование в своей сфере. Он содержит в себе обязательный элемент новизны, поскольку при кодификации вносятся значительные новые элементы в правовое регулирование определенного круга дел, восполняются пробелы в законодательстве. Этим, в частности, кодификационный акт отличается от ук­рупненного (консолидированного) акта[35].

Кодификационные акты, как правило, имеют определенную, присущую именно данной категории актов, форму.

Советская правовая система «выработала» модель кодификационного акта типа Основ законодательства[36]. Характерным для неё является деление Основ на крупные структурно-обособленные части (подразделения). С большей или меньшей степенью определенности в Основах можно выделить общую часть, где содержатся основные определения, указываются цели законодательства, единые принципы правового регулирования. Именно здесь сконцентрированы фундаментальные законоположения, дающие основные ориентиры правовой регламентации данных общественных отношений. По своей природе это обычно нормы-принципы, нормы-дефиниции[37].

Основы законодательства — юридически цельные, внутренне согласованные правовые акты, характеризующиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные с максимальной полнотой урегулировать определенный круг отношений[38].

Проведение кодификации в форме Основ, как правило, предполагает последующее создание относительно самостоятельной системы нормативно-правовых актов разного уровня и в первую очередь кодексов, ибо в Основах обычно не содержится детального регулирования тех или иных общественных отношений, они устанавливают главные, наиболее важные положения, которые в большинстве случаев должны развиваться и конкретизироваться в других актах законодательства[39].

Святейший Патриарх Кирилл, комментируя принятие«Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, говорит: «Задача подготовки такого текста оказалась не простой. Ведь никогда прежде не существовало официального церковного документа, в котором бы была сформулирована и систематизирована позиция Церкви по широкому кругу проблем, имеющих отношение к жизни общества, причем не только в Русской Церкви, но и в других Автокефальных Православных Церквах. Позиция Священноначалия по некоторым острым вопросам современности была ранее выражена, но она нуждалась в кодификации. Накопилось много и таких вопросов, на которые не был дан ясный церковный ответ; да и не все ответы, уместные в прошлом, могут применяться сегодня»[41] (курсив – И. К.). В послевоенном периоде мы сталкиваемся с церковными определениями и документами, на основе которых проходила апробация таких «острых вопросов»: «К народам всего мира»[42], «Мир, справедливость и целостность творения»[43], «Миротворческая деятельность Русской Православной Церкви»[44], «О положении в Русской Православной Церкви в связи с обострением межнациональных и межтерриториальных отношений в некоторых регионах нашей страны», «О свободе совести», решение Священного Синода «благословить представителям нашей Церкви, в случае их выдвижения и избрания народными депутатами, эту деятельность, выражая при этом нашу уверенность, что она послужит благу верующих и всего нашего общества»[45]. Эти документы, созданные в условиях Советского государства – бесценный опыт адекватного, взвешенного ответа Церкви на часто провоцирующую политику государства.

«Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» - документ, утверждённый в Храме Христа Спасителя 26 июня на Архиерейском соборе 2008 года. Основываясь на Священном Писании и Священном Предании, в документе суммируются основные положения христианского учения о человеке, его правах и обязанностях.

К документам, относящимся к категории «Основ», можно отнести «Основные принципы отношения к инославию Русской Православной Церкви» и «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». В период 1945-1990 гг. вопросы отношения к инославию в официальных церковных документах освещались не раз. У каждого из них оказалась своя степень исторической и канонической рецепции, но очевидно, что такие документы как «Экуменическое движение и Православная Церковь»[46], «Экуменическая деятельность Русской Православной Церкви», «Ватикан и Православная Церковь», «Англиканская иерархия»[47], «Об отмене клятв на старые обряды и придерживающихся их»[48], «О результатах переговоров между делегациями Русской Православной и Римско-католической Церквей по нормализации отношений православных и католиков восточного обряда в Западных областях Украины» стали основой для современной канонической оценки межхристианских отношений. Нужно отметить, что создание таких документов часто выходит за рамки канонической компетенции лишь одной Поместной Церкви (например, РПЦ). Такие церковно-законодательные акты – являются трудом правотворческой деятельности часто нескольких Поместных Православных Церквей или результатом межхристианского диалога. Сколько еще «Основ» по всеправославным церковно-правовым вопросам нуждается в подготовке? Возможно, одним из таких должен стать документ о «канонических территориях» каждой из Поместных Церквей исходя из исторических реалий XX-XXI вв.[49] Необходимы Основы о «принципах первенства и общности» среди Православных Церквей, одним из шагов к созданию которого является «Определение освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О единстве Церкви» 24-29 июня 2008 года; о единых правилах дарования и признания различных степеней самостоятельности юрисдикций той или иной Поместной Православной Церкви.

Однако в "Основах" систематизированы не только нормативные документы, но и "базовые положения учения Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду общественно значимых проблем". На опыте создания "Основ социальной концепции" было бы целесообразным разработка и изание Основ, как сборника церквоно-правовых актов. Как представляется, такой сборник является необходимым для работы церковного суда.

Положения Основ, требующие конкретизации, могут развиваться не только в соответствующих отраслевых кодексах и иных законодательных актах, но и в различных нормативно-правовых актах подзаконного характера: указах Патриарха, решениях Священного Синода, а через них — в ведомственных и епархиальных нормативных актах.

Кодексы— традиционно устоявшаяся форма кодификационного акта[50].

Кодексы представляют собой крупные сводные акты, позволяющие детально, непосредственно и полно регулировать определенную сферу церковной жизни. Отсюда — определенная специфика кодексов, выражающаяся в меньшей, по сравнению с Основами, степени абстрактности правовых предписаний, в том, что наряду с нормами-принципами, нормами-дефинициями в них содержится больше конкретных норм.

В системе отдельной области церковного права основополагающие кодификационные акты занимают главенствующее, центральное место. Они возглавляют иерархию актов данной отрасли, обеспечивают их большую внутреннюю согласованность.

В церковном праве могут появиться, например, брачный кодекс[51], кодекс законов, касающихся различных частей РПЦ, объединяющий многочисленные определения Синода 1945-1990-х годов в этой сфере, в том числе и о даровании Автокефалии или автономии некоторым национальным Православным Церквам. Это, например, «Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия об Экзархате Американской Православной Церкви»[52],  «Акт об образовании Западноевропейского Экзархата Московского Патриархата»[53], «Акт дарования канонической автокефалии Польской Православной Церкви»[54], «Акт дарования Русской Православной Церковью автокефалии  Чехословацкой Православной Церкви»[55], «Решение о даровании Православной Церкви в Китае автономии»[56],  «Решение Священного Синода Русской Православной Церкви о признании автономии Финляндской Православной Церкви»[57], «Положение об Экзархатах» и даже «Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I от 27 декабря 1945 г. № 31», которым было подтверждено пребывание духовной миссии в Корее в ведении Московского Патриархата.

Кроме того, вероятно, кодекс о церковных прещениях должен стать основным и единственным источником права по каноническим преступлениям и назначениям наказаний на всей канонической территории Русской Православной Церкви. Он должен отражать современные условия дифференцированного отношения и канонической зависимости между Церковью и её членами – клириков, с одной стороны, и прихожан, - с другой. Конечно, такой кодекс должен быть создан в духе древнейших канонов, и «церковной икономии», ставшей традицией для церковного суда за многие столетия[58]. Любопытным примером создания кодекса в последнее время является «Кодекс по защите святых мест» представленный на заседании Европейского совета религиозных лидеров в Стамбуле в апреле 2010 года[59].

Уставы — это комплексные нормативно-правовые акты, регулирующие ту или иную сферу деятельности (например, работу синодальных отделов, церковно-общественных организаций). Уставы регулируют деятельность определенных органов и организаций, их права и обязанности, основы их взаимоотношений с другими органами, организациями, учреждениями.

Действующий на сегодня Гражданский Устав РПЦ, зарегистрированный в Минюсте при перерегистрации религиозных объединений в соответствии с новым Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (см. пункт 4 статьи 27 Закона)[60], нигде не публиковался. Предыдущий Гражданский Устав РПЦ (1991 г.), зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 30 мая 1991 года, был опубликован «Журнале Московской патриархии»[61].

Современная структура Русской Православной Церкви, порядок формирования её центральных и местных органов управления, их полномочия определены внутренним «Уставом Русской Православной Церкви», принятым на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года[62] с поправками, принятым 27 июня 2008 года на Архиерейском Соборе[63]. В рассматриваемый период 1945-1990 гг. Русская Церковь дважды утверждала основной документ Московского Патриархата - это  «Положение по управлению Русской Православной Церковью»[64] и  «Устав об управлении Русской Православной Церкви»[65] принятый в 1988 году, кроме того Русская Православная Церковь утверждала внутренние Уставы различных своих юрисдикций.

Устав, как документ регламентирующий деятельность каждого прихода, также необходим для регистрации в Минюсте для каждой общины. Однако ещё ждут создания и утверждения своих внутренних уставов такие синодальные отделы как ОВЦС, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии и многие другие. Кроме того, для Русской Церкви сейчас актуальны были бы уставы миссионерских организаций, уставы церковно-общественных организаций  и др.

Под Положением обычно понимается сводный нормативно-правовой акт, достаточно всеобъемлюще и детально регламентирующий какую-либо группу вопросов, касающихся правового статуса либо организации деятельности определенных субъектов права (государственного органа, учреждения)[66].

Многочисленные церковно-законодательные определения являются результатом заседаний Священного Синода. Все они нуждаются в систематизации. Заседания Священного Синода, проходившие в изучаемый нами период, представляют собой далеко не изученную сферу русского церковного права. В диссертационной работе рассматривались такие важные Положения и постановления, принятые Священным Синодом как «Положение о Богоявленском Соборе», «Решение Священного Синода о создании Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата», «Постановление Священного Синода об Афонском подворье в Москве», «Об учреждение подворья Русской Православной Церкви в пределах Чехословацкой Православной Церкви», «Об учреждении Синодальной библиотеки Московского Патриархата», «О создании комиссии по изучению материалов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви», «О создании комиссии Священного Синода по канонизации святых мучеников, пострадавших за веру в годы гонений в XX в.» и многие другие. Ждёт своего утверждения «Положение о церковном имуществе».

Положение — наиболее, пожалуй, распространенный вид кодифицированного акта.

Правила — нормативно-правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности. Примером этого вида кодификационного акта могут служить, например, правила о «О принятии в лоно Церкви обращающихся из расколов»[67].

В форму положений, уставов и правил преимущественно «облекаются» нормативно-правовые акты, принимаемые по вопросам, требующим подробной регламентации.

Следовательно, систематизирующая деятельность существенно влияет на качество и эффективность, доступность и простоту пользования разнообразным каноническим материалом[68].

В результате кодификационной работы появляются многочисленные нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по расчистке, согласованию новых юридических норм с уже действующими[69].

Таким образом, именно сейчас, когда перед церковно-правовой наукой стоят такие важные задачи, необходимо проводить эту работу, потому что систематизация и кодификация церковно-правовых актов является логическим завершением канонического творчества и должна помочь создать однозначную, понятную, работающую систему церковного законодательства Русской Православной Церкви.



[1] См.: Определение Юбилейного Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ, п. 22. Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора  РПЦ. – Нижний Новгород, 2000. С. 60.

[2] См.: Общая теория права // Курс лекций, под общей редакцией профессора В. К. Бабаева, Нижний Новгород, 1993.

[3] Протоиерей Владислав Цыпин: «Активное сотрудничество канонистов и юристов принесет добрые плоды и Церкви, и обществу» - Интервью на http://www.patriarchia.ru/db/text/1049461.html.

[4] Задорнов А., свящ. Современные проблемы русского церковного права.// Портал Богослов.Ru.

[5] Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на 23-м совместном заседании Наблюдательного, Попечительского и Общественного Советов по изданию «Православной энциклопедии» 24 ноября 2010 г.

[6] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М 1998 С. 244-248, 251-252.

[7] С 1 апреля 2009 г. действует в составе Административного секретариата Московской Патриархии.

[8] Бабаев В. К. Систематизация законодательства. // Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ, 2004.

[9] Баранов В. М. Систематизация и кодификация нормативно-правовых актов. Нижний Новгород, 1998. С. 89-105.

[10] Заозерский Н., проф. Очерки кодификации церковного права // Чтения Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1881-1883.

[11] Васильев Ю. С., Евтеев М. П. Кодификация и систематизация законодательства // Советское государство и право. 1971. № 9.

[12] Казаков Д. А. Систематизация Российского законодательства на основе использования современных информационных технологий // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2007. С. 56.

[13] Баранов В. М. Систематизация и кодификация нормативно-правовых актов. Нижний Новгород, 1998. С. 171.

[14] Казаков Д. А. Систематизация Российского законодательства на основе использования современных информационных технологий // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2007. С. 45-106.

[15] Марченко М. Н. Структура и формы изложения норм права. // Теория государства и права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. С. 578.

[16] Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Российское право: учебник для вузов. – М.: Норма, 2005. С. 243-250.

[17] Марченко М. Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2006. С. 318.

[18] Теоретические вопросы систематизации законодательства / Под ред. Братуся С. Н., Самощенко И. С, М., 1962. С. 200-213.

[19] Пиголкин А. С. Теория государства и права. Учебник. М. 1996. С. 98-134.

[20] Марченко М. Н. Классификация законов: критерии, виды. // Источники права: учебное пособие. – М.: Проспект, 2009. С. 142.

[21] Верховский П. В., проф. Учреждение Верховной Коллегии и Духовный Регламент. К вопросу об отношении Церкви и государства в России. (Исследование в области истории русского церковного права). Материалы. Ростов-на-Дону. 1916.

[22] Теоретические вопросы систематизации законодательства / Под ред. Братуся С. Н., Самощенко И. С, М., 1962. С. 98.

[23] Степанченко А., прот. Проблемы кодификации законодательства, действующего в Русской Православной Церкви. Кандидатская диссертация. МДА. Сергиев Посад, 2003.С. 20-38.

[24] Лахманюк И. Церковное право в современной российской правовой системе. Дипломная работа. Сергиев Посад. МПДС, 2009. С. 32-40.

[25] Марченко М. Н. Структура и формы изложения норм права. // Теория государства и права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. С. 578 – 584.

[26]Напр. 15 правило 1 Вселенского Собора объединяет 14, 15, 16 и 17 Апостольские правила;

5 правило 1 Вселенского Собора объединяет 12, 13, 32 и 33 Апостольские правила.

[27] Васильев Ю. С., Евтеев М. П. Кодификация и систематизация законодательства // Советское государство и право. 1971. № 9.

[28] Поленина С. В., Колдаева Н. П. О своде законов Российской Федерации. М., 1997. С 3-15.

[29] Баранов В. М. Систематизация и кодификация нормативно-правовых актов. Нижний Новгород, 1998. С. 89-105.

[30] Марченко М. Н. Классификация законов: критерии, виды. // Источники права: учебное пособие. – М.: Проспект, 2009. С. 138.

[31] Степанченко А., прот. Проблемы кодификации законодательства, действующего в Русской Православной Церкви. Кандидатская диссертация. МДА. Сергиев Посад, 2003.С. 20-38.

[32] Марченко М. Н. Структура и формы изложения норм права. // Теория государства и права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. С. 581.

[33] Теоретические вопросы систематизации законодательства / Под ред. Братуся С. Н., Самощенко И. С, М., 1962. С. 117.

[34] Там же. С. 125.

[35] Теоретические вопросы систематизации законодательства / Под ред. Братуся С. Н., Самощенко И. С, М., 1962. С. 54.

[36] Марченко М. Н. Структура и формы изложения норм права. // Теория государства и права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. С. 578 – 584.

[37] Дефиниция (лат. definitio — предел, граница) — придание строго фиксированного смысла нормативным терминам.

[38] Поленина С. В., Колдаева Н. П. О своде законов Российской Федерации. М., 1997. С 45.

[39] Теоретические вопросы систематизации законодательства / Под ред. Братуся С. Н., Самощенко И. С, М., 1962. С. 67.

[40] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Издательство Московской патриархии, 2000.

[41] «Об основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Доклад митрополита Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на Архиерейском соборе 2000 г.

[42] Деяния Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии РПЦ. М.: Издание Московской патриархии, 1949. Т. 2.

[43] См.:  Журнал Московской патриархии, 1990. № 5. С. 4-12.

[44] Поместный Собор Русской Православной Церкви. Тысячелетие крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра, 6-9 июня 1988 года. Материалы. М.: Издание Московской патриархии, 1990.

[45] Игумен Тихон, В. Никитин. Экуменизм в 1945-1961 годах и вступление Русской Православной Церкви в ВСЦ.  Журнал Московской патриархии.1984. № 2. С. 59.

[46] Митрополит Минский Филарет. Межправославные отношения и экуменическое движение на современном этапе. Журнал Московской патриархии. 1990. № 2. С. 15.

[47] Деяния Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии РПЦ. М.: Издание Московской патриархии, 1949. Т. 2.

[48] Деяния Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придержащихся их. // Журнал Московской Патриархии. № 6, 1971.

[49] См.: Материалы международного симпозиума «Поместная Церковь и каноническая территория: канонический, юридический и межконфессиональный аспекты». 1 декабря 2007. М. 2007.

[50] Марченко М. Н. Критерии классификации правовых норм. // Проблемы теории государства и права: учеб. – М.: Проспект, 2009. С. 621 – 627.

[51] См.: Материалы научно-практического семинара «Таинство Брака: богословские, литургические, канонические и церковно-практические аспекты» 6 марта 2007 г. ПСТГУ. М. 2007; Ведяев А. Проблемы кодификации брачного права Русской Православной Церкви. Дипломная работа. СПбПДА. СПб. 2008.

[52] См. Приложение 2.

[53] Журнал Священного Синода РПЦ от 7 сентября // Журнал Московской Патриархии, 1945, № 9, С. 13.

[54] Журнал Московской патриархии. 1950. № 8. С. 44 -45.

[55] Журнал Московской Патриархии. 1952. № 12.

[56] 23 ноября 1956.

[57] Журнал Московской Патриархии. 1957, № 6, С. 17—20.

[58] Икономия (от греч. οικονομια — устроение дома, дел) — в христианстве принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства. Икономия — способ отношения к поступкам христиан, когда смысл пастырского действия переносится на возможные последствия и ради их «исправления» отменяется епитимия за проступок. Это даёт пастырю возможность принимать решение, нарушающее букву церковного канона, но не противоречащее его духу.

[59] Утверждено на конференции «Святые места», прошедшей в г. Тронхейме в Норвегии 27-28 июля 2009.

[60] Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Глава IV. Надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

[61] Журнал Московской патриархии. 1991, № 10. С. 11—13.

[62] Устав Русской Православной Церкви. Принят Юбилейным  Архиерейским  Собором Русской Православной Церкви 16 августа 2000 г. М.: Издательство Московской патриархии, 2000.

[63] В связи с принятием Акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ.

[64] Положение об управлении Русской Православной Церкви, принятое Поместным Собором РПЦ 31.1.1945 // Православный церковный календарь на 1946 г. М.: Издание Московской патриархии, 1945.

[65] Устав об управлении Русской Православной Церкви. М.: Издательство Московской патриархии, 1989.

[66] Бабаев В. К. Систематизация законодательства. // Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 451.

[67] См.: проект документа «О принятии в лоно Церкви обращающихся из расколов» http://mpr.livejournal.com/6110.html

[68] Баранов В. М. Систематизация и кодификация нормативно-правовых актов. Нижний Новгород, 1998. С. 134-140.

[69]Теоретические вопросы систематизации законодательства / Под ред. Братуся С. Н., Самощенко И. С, М., 1962. С. 24-26.


Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9