Интервью протоиерея Владимира Мустафина, посвященное выходу его книги «История европейской философии»
События

В ноябре 2020 года в Издательстве Санкт-Петербургской Духовной Академии вышел курс лекций доктора богословия honoris causa, профессора кафедры богословия СПбДА протоиерея Владимира Мустафина «История европейской философии». Мы попросили отца Владимира рассказать о том, как строилась работа над книгой, какие особенности изложения содержит материал, а также спросили автора о его творческих планах.

— Отец Владимир, не так давно в Издательстве СПбДА вышел Ваш курс лекций «История европейской философии». Скажите, пожалуйста, как у Вас возникла идея написания данной книги?             

— Уже достаточно долгое время я преподаю в Академии «Историю философии». Каждый преподаватель обязан со временем представить письменное изложение материала своих лекций по преподаваемой им учебной дисциплине. Этот курс лекций и есть один из этапов осуществления моей преподавательской обязанности.

—  Расскажите, пожалуйста, как строилась работа над книгой, были ли какие трудности при подготовке материала к изданию?

 — Я бы сказал, что весь процесс происходил достаточно органично: материал к изданию накапливался на всем протяжении моей преподавательской деятельности. Работа над книгой, по большей части, состояла в том, чтобы этот разрозненный материал представить в наиболее последовательном и доходчивом изложении.

— При формировании материала помогал ли Вам опыт чтения данного курса лекций перед аудиторией, может быть Вы учитывали реакции студентов на излагаемый материал и, исходя из этого, вносили какие-то правки в текст?

— Действительно, можно сказать, что такое взаимодействие со студенческой средой было. Но правки осуществлялись не по отношению к материалу изложения, ибо материал изложения берется преподавателем из источников и пособий по истории философии, а скорее к плану и стилю изложения материала.

— Отец Владимир, Ваш предыдущий труд «История античной философии» был представлен в виде учебного пособия, нынешняя же работа вышла в формате курса лекций. Скажите, пожалуйста, в чём причина выбора нового формата?

— Дело в том, что такой вид научной литературы, как учебное пособие предъявляет конкретные требования к структуре изложения материала. Например, каждый раздел учебного пособия должен сопровождаться контрольными вопросами или заданиями обучающего характера, призванными помочь в освоении знаний по дисциплине. Поэтому этот формат предполагает более или менее значительное воздействие на предлагаемый для напечатания текст работы со стороны научной редакции Издательства СПбДА. В этот раз мне хотелось, чтобы в выпускаемой книге был сохранён авторские стиль и логика изложения, по этой причине и был выбран формат курса лекций, который не предполагает такой серьёзной редактуры.

— Можно ли сказать, что сама история развития философии – это единый и нераздельный процесс, строго сохраняющий механизм преемственности философских идей? В этом контексте, необходимо ли для полноценного понимания Вашего труда «История европейской философии» обязательно познакомиться и с «Историей античной философии»?

— Безусловно, между античной и европейской философией есть генетическая связь. Само зарождение европейской философии состояло, по сути дела, в возрождении античной философии. Дальнейшее развитие европейской философии состояло или 1) в повторении уже сформулированных античными философами (например, скептиками) соображений, или 2) в воспроизведении античной рациональной гносеологии, или 3) в отказе вообще от всего рационально-метафизического знания в пользу утилитарного, естественно-научного знания, что тоже получило оправдание ещё в размышлениях тех же античных скептиков. 

— По Вашему мнению, развитие европейской философии как-то повлияло на теологический дискурс на Западе или на богословие на Востоке? Если да, то не могли бы Вы привести пример такого влияния?

— Христианское богословие по своему существу сформировалось ещё в середине первого тысячелетия, т. е. задолго до возникновения европейской философии. Так что вопрос о влиянии философии на христианское богословие имеет смысл, если под философией понимать именно античную философию. На этот вопрос был дан ответ в античную же эпоху христианскими апологетами св. Иустином мучеником, Климентом Александрийским и Оригеном. Сущность этого ответа в том, что философия не может иметь прямого влияния на христианство, ибо влиять на христианство философия могла бы только в том случае, если бы философия имела бы в своем содержании ту истину, которой в христианском вероучении нет, и в передаче таковой истины и состояло бы влияние философии на христианство; но таковой, содержательной, истины философия не имеет и потому передать христианству она ничего содержательного не может. Если уж сопоставлять религию и философию, то нельзя не признать, что именно философия содержание берет от религии, но осмысливает это содержание по-своему.

— В своей рецензии на Ваш курс лекций профессор Р. В. Светлов отмечает, что «историческое и содержательное членение курса лекций отличается от традиционных изложений новоевропейской мысли с их делением на эмпиризм и рационализм». Согласны ли Вы с таким утверждением? Если да, то скажите, почему был выбран такой нетрадиционный принцип деления?

— Разделение на рационализм и эмпиризм в работе все же есть. Если же изложение истории европейской философии как-то и отличается от обычного, то получилось это не вследствие предварительного намерения это отличие зафиксировать, а получилось это само собой, невольно.

— Отец Владимир, поделитесь, пожалуйста, Вашими творческими планами: планируете ли издать продолжение курса лекций в рамках дисциплины «История философии» или может быть готовится к выпуску какой-либо иной материал?

— Да, сейчас готовится продолжение истории европейской философии в Новое время (XVIII-XIX столетия).

 

Сайт СПбДА


Другие публикации на портале:

Еще 9