Ростов Великий - один из самых насыщенных объектами культурного наследия городов Золотого Кольца. С Государственным Музеем-Заповедником «Ростовский Кремль», Земляной Крепостью, и с несколькими интереснейшими для посещения монастырями. Для того чтобы поверхностно познакомиться с достопримечательностями Ростова и недели будет мало. Особенно, если не разделять архитектурные достопримечательности на типы и хронологические периоды. Именно в Ростове Великом находятся сразу три объекта – памятника архитектуры XVI века. О них и об их состоянии, а также об их интерьерных живописных циклах и хотелось бы поговорить по итогам недавнего посещения Ростова Великого.
Успенский собор (1508-1512 гг.), отнесенный к ансамблю Ростовского Кремля – это торжественное произведение архитектуры, на первый взгляд, содержащееся в пристойном состоянии. Но, подойдем ближе… Очевидно, с Успенским собором производят какие-то действия сейчас, возможно, и, скорее всего, - это реставрация. Но турист или путешественник об этом догадывается с трудом. Если фасады Успенского собора находятся в удовлетворительном состоянии, то состояние интерьера покажется обывателю ужасным. Это и «гуляющие» местами плитки чугунного пола, и шелушащиеся «наклейки» для консервации живописи, и деревянный иконостас, по виду если и прошедший консервацию, то значительное время тому назад. Это действующий храм, и проблемы приспособления под современные требования к богослужебным помещениям он переживает в полной мере. Исследования и проектные работы ведутся не первый десяток лет, однако целостного проекта нет, и основным вектором взято не изучение и сохранение собора, а его приспособление и использование. Чем это может обернуться для уникальной живописи в соборе, его иконостаса и общего состояния памятника архитектуры XVI века федерального значения - мы не знаем, поскольку до сих пор исследования двигались в сторону скорейшего приспособления и газификации Успенского собора… в какой мере это сохранит интерьер, не известно, но приходу будет тепло.
Второй памятник архитектуры, один из моих любимых в Ростове Великом, - это церковь Св. Исидора Блаженного на валах (1566 г.). Памятник передан РПЦ, и уже претерпел процедуры приспособления. Объект, с которым работал выдающийся советский архитектор-реставратор Л.А. Давид, сейчас производит удручающее впечатление как снаружи, так и в интерьере. Со стороны агрессивного вмешательства на фасадах были подтесаны исторические дверные проемы под новодельные кованые двери. Внутри был установлен теплый пол, и проведены работы по устройству аркосолия над местом упокоения мощей Св. Исидора Ростовского, при этом утрачена живопись, которая находилась около места установки раки.
---
Живопись церкви Св. Исидора датируется XVIII веком (1720 гг.), но она удивительно ретроспективна, в ней велик процент аллюзорности века XVII. Живописный цикл уникален по сюжетам и композициям, отражающим житие св. Исидора. На резком контрасте с этой великолепной живописью неуместно смотрятся блестящие «свежие» произведения современной иконописи и прочий инвентарь. Храм требует обследования и в части сохранности живописи, и по тем трещинам, которые от изменившегося температурно-влажностного режима могут вести себя непредсказуемо. Складывается ощущение, что настоятель храма не понимает, ЧТО происходит при его содействии и с его согласия с вверенным ему памятником архитектуры XVI века (поскольку фото с результатом и процессом проводимых с храмом манипуляций вывешены на сайте прихода).
От церкви Св. Исидора переместимся к третьему памятнику архитектуры XVI века, также расположенному в Ростове Великом. Это многострадальный Богоявленский собор Авраамиева монастыря. В 2015 г. здесь при проведении реставрационных работ произошло обрушение галерей. В этом году в конце сентября удалось увидеть итоги реставрационного сезона 2017, которые вызывают некоторые вопросы.
При подъезде к монастырю на объездную грунтовую дорогу высыпано большое количество вынутого (из собора) кирпича. Состояние Богоявленского собора до проведения реставрационных работ 2017 г. было, безусловно, печальным, но это был подлинник.
Сейчас же процент перекладки фасадов такой, что можно начать говорить об утрате их подлинности в значительной части.
Если совместить фото и проектные чертежи (находящиеся в открытом доступе в пакете тендерной документации), то еще более видна «художественная самодеятельность» реставрационных мероприятий, так как на чертежах мало общего с произошедшим в реальности. О живописи в интерьере в проекте имеются лишь скупые упоминания.
Живописный цикл Богоявленского собора выполнен в 1730 гг., ему посвящен ряд научных публикаций. Это интересный образец русской монументальной живописи XVIII века. Самое время сейчас, всплакнув о фасадах, задуматься о сохранении в подлиннике живописи Богоявленского собора, поскольку разработчики проекта не уделили этому должного внимания. Иначе мы сильно рискуем получить в итоге не интереснейший отреставрированный подлинник, а новодельный муляж вместо Богоявленского собора.
Источник: http://hraniteli-nasledia.com/
Добрые дела вместе с порталом Богослов.ru
...Из всех привязанностей в этой жизни могущественнейшею признается любовь, и милость есть усиление любви (свт. Григорий Нисский).
Поддержим семейную анимационную студию http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75691