Концепция религиозного образования была переосмыслена в 1990-х гг. в связи с возросшим этническим и конфессиональным разнообразием западного общества, как одно из направлений в политике мультикультурализма. Интерес к религиозному образованию усиливается в начале XXIв., когда религия начинает играть более заметную роль в публичном пространстве, а угроза современному обществу со стороны различных форм фундаментализма ощущается все более отчетливо. К двум существовавшим ранее образовательным подходам – learning into religion («обучение религии», религиозная индоктринация и катехизация) и learning about religion(преподавание знаний о религии, объективный, критический подход), добавилась новая парадигма – learning from religion(«обучение у религии», феноменологический, субъективный, «гуманитарный» подход). В той или иной мере все эти подходы присутствуют в современных национальных образовательных моделях.
В России дискуссия о религиозном образовании также обострилась в 1990-е гг., хотя в несколько ином контексте: рост влияния религии и религиозных институтов был связан с поиском государством новой национальной идеи. В школьной программе в 2012 г. появился предмет – «Основы религиозной культуры и светской этики». Мы предлагаем обсудить, в первую очередь, проблемы, связанные с преподаванием религии в российской школе: концепции, дискуссии, учебники, практика преподавания в разных регионах. Также мы заинтересованы в статьях о современной ситуации в сфере конфессионального образования (православного, мусульманского, иудейского, буддийского). Приветствуются статьи, посвященные международному опыту преподавания религии, в сравнении с российскими сюжетами.
Основные темы для обсуждения:
- Диалог и конфликт культур в современной концепции школьного религиозного образования.
- Изучение религии в государственной школе как часть национальной политики в области образования.
- Концептуализация религии в учебной программе светской школы.
- Участие религиозных организаций в преподавании религии в светской школе.
- Религиозные учебные учреждения в условиях современного общества.
- Религиозное образование как инструмент морального воспитания, социализации, формирования идентичности.
- Религиозное образование в перспективе «гражданской религии».
- Преподавание религии в контексте концепции прав человека.
- Религия и этика в школьных программах и учебниках: содержание, методика, дидактика.
Просьба присылать статьи на два адреса: адрес журнала (religion@rane.ru) и адрес приглашенного редактора Анны Ожигановой (anna-ozhiganova@yandex.ru).
Примерный объем статьи – 6000–7000 слов. Принимаются иллюстрации.
Правила оформления на сайте журнала
Срок сдачи статьи: 15 июля 2017 г.
http://www.ranepa.ru/