О серьезных проблемах с памятником истории и архитектуры национального значения сообщил в СМИ Председатель подкомитета Верховной Рады Украины по вопросам охраны и популяризации культурного наследия, народный депутат Александр Бригинец.
По его словам, «на сооружении отсутствуют окна, из-за чего внутри здания создаются неблагоприятные условия для сохранения уникальных фресок времен Киевской Руси. Кроме того, у церкви нет охранного знака, который указывал бы, что этот памятник архитектуры охраняется государством».
Народный депутат обратился к Черниговской областной государственной администрации и в Министерство культуры Украины с требованием взять вопрос на личный контроль и провести необходимые работы по консервации объекта, чтобы исключить дальнейшее уничтожение уникальных фресок XI-XII вв.
Кроме того, Александр Бригинец потребовал привлечь к ответственности учреждения, которые обязаны были обеспечить охрану и сохранность памятника архитектуры. Также он просит рассмотреть возможность комплексной реставрации церкви и обустройства в ней музея; установить необходимые охранные знаки, информационные стенды и т.д.
«Юрьева божница» – остатки древнерусской Михайловской церкви (г. Остер, Козелецкого района, Черниговской области), построенной в 1098 году внуком Ярослава Мудрого – Великим князем Киевским Владимиром II Всеволодовичем (Мономахом). Именно под этим годом она впервые упоминается в летописи: «Въ лєто 6606 (1098) заложи Володимєр градъ на Въстри Црквь жє при нєм стаго Михаила каменну, а вєрхъ ся дрєвомъ нарублєнъ» (Ипатьевская летопись). Располагается на остатках древнерусского городища летописного Городца на Востре (Остре). По легенде, именно в этой церкви будто бы был крещен сын Мономаха – будущий основатель Москвы Юрий Долгорукий. После смерти отца в 1125 году Городок на Востре (Остре), а с ним и Михайловская церковь переходят в его владение. Отсюда и второе название церкви – Юрьева божница.
Первый раз церковь была частично разрушена в 1152 году, во время междоусобной войны, войском князя Изяслава Мстиславовича. За это князь Юрий поклялся отомстить обидчику. После разрушения храм был перестроен Юрием Долгоруким во второй период киевского княжения в 1155-1157 годах (по другой версии в 1195 году сыном Долгорукого Всеволодом Юрьевичем). Во второй раз серьезно пострадала в 1240 году во время нашествия на Русь хана Батыя.
В 1695 году церковь была восстановлена на деньги киевского казачьего полковника Константина Мокиевского, который устроил дополнительный алтарь во имя Святой Троицы на хорах. Здесь на стене была нарисована битва казаков с татарами, где Мокиевского изобразили на переднем плане.
В 1715 году Михайловская церковь вместе с большими наделами Остерской земли переходит во владение Киевского Свято-Михайловского Златоверхого монастыря. От обители при храме действовал небольшой монашеский скит.
В 1753 году от удара молнии сгорел купол церкви. Спустя несколько лет из-за оползня пострадала южная стена храма. Поскольку денег на укрепление склона и реставрацию древнего храма не было, в начале XIX в. большую часть строения разобрали из-за аварийного состояния.
Остатки древнерусского храма отреставрировали в 1907 году по проекту архитектора П.П. Покрышкина. С 1924 по 1950 годы проводились работы по консервации.
В настоящее время от Юрьевой божницы осталась только алтарная часть (апсида) и фрагмент примыкающей к ней юго-восточной стены. В апсиде сохранились фрески XI-XII вв.
Архитектура
Небольшая церковь с выделеным нартексом, над которым на сводах располагались хоры, с окнами в два ряда - выше и ниже хор. Нефы в комплексе с нартексом имеют в плане характер обхода. На сохранившейся части восточной стены есть следы арок шедших к г-образным столбам и поддерживавших завершение храма, которое, согласно Ипатьевской летописи, было деревянным.
Сложена из плинфы с вкраплением местного красного песчаника («opus mixtum» на известково-цементном растворе). Плинфа тёмно-красного и жёлтого цветов, кое-где на плинфе видны клейма мастеров, совпадающие с клеймами древнерусских памятников Чернигова. Конха покрыта металлической крышей. В апсиде — полукруглые окна.
Фрески
Значительный интерес представляет настенная живопись апсиды, которая принадлежит киевской школе XII века. Фрески располагаются в три яруса. Живопись выполнена между 1098 - 1125 годами в технике альфреско. Колорит выдежан в тёплой гамме с преобладанием красного и охристого цветов. Перед исполнением контуры изображений намечались красным цветом. Частичная реставрация фресок проводилась в 1977 - 1980 годах (художник В. И. Бабюк). В это же время была выполнена частичная консервация и укрепление кладки и штукатурки.