Календарные заметки на 25 декабря: память священномученика Александра, епископа Иерусалимского
Статья

Сегодня Церковь совершает память святого епископа Александра Иерусалимского, жившего в III веке и закончившего свою жизнь в римской тюрьме, куда он был помещен после многочисленных истязаний за нежелание отречься от христианской веры. 

Некоторые факты из его биографии сохранились в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. Также до нашего времени дошло несколько фрагментов из его писем разным лицам и общинам (приведены также у Евсевия). Относительно его происхождения ничего определенного неизвестно. Однако есть свидетельство о том, что он в молодости учился в Александрии в местном Огласительном училище, и учителями его были Пантен и Климент Александрийские. (При этом не исключено, что Александр проходил в то время обучение у александрийских риторов и философов, из чего можно заключить, что он родился и жил в Александрии[1]). У Евсевия сохранился отрывок из одного письма Александра Оригену, в котором он пишет следующее: «Воля Божья, ты знаешь, была в том, чтобы любовь, завещанная нам старшими, пребывала нерушимой, становилась горячее и крепче. Мы считаем отцами блаженных предшественников наших — скоро мы будем вместе: Пантена, воистину блаженного мужа и учителя, святого Климента, моего учителя и благодетеля, да и других таких же. Через них познакомился и я с тобой, человеком безукоризненным, господином и братом моим».[2] То есть Александр учился у известных христианских наставников в Александрийском училище вместе с Оригеном. С последним он поддерживал дружеские отношения всю свою жизнь. Кроме того, такие же теплые и близкие отношения сложились у Александра и с Климентом, который посещал Александра во время его первого тюремного заключения.[3] До сих пор окончательно не решено, где имело место это первое, дважды упомянутое Евсевием[4] тюремное заключение святого. В статье, посвященной священномученику Александру, в «Православной энциклопедии», приводится мнение, что он был заключен в темницу в то время, когда был епископом в одном из городов Каппадокии.[5] В подтверждение этой точки зрения там приводится уже ставшее почти общепринятым суждение о том, что Климент после начала в 202 году при Септимии Севере гонений на христиан «направился к Александру, который был в то время епископом одного из городов Каппадокии», и что во время заточения Александра Климент управлял кафедрой, которую возглавлял епископ.[6] Такая трактовка очень скудных данных, содержащихся у Евсевия, противоречит, однако, самим этим данным. Дело в том, что во фрагменте письма Александра, адресованного антиохийским христианам, о Клименте говорится как о том, кто «будучи здесь (в общине Александра — П.Л.) по Промыслу Господа, укрепил и увеличил Его Церковь[7]; это естественнее всего понять как указание на кратковременное пребывание в общине, возглавляемой Александром. Видимо, Климент собирался посетить Антиохийскую Церковь и заодно передать ей письмо Александра. Последний посредством краткой характеристики Климента дает своего рода письменную рекомендацию ему, которая должна была поспособствовать благосклонному приему Климента в Антиохии, где он собирался, вероятно, задержаться на какое-то время. На основании этих наблюдений можно предположить, что после ухода в свое время из Александрии Климент вел образ жизни странствующего проповедника или дидаскала (очень вероятно, что такую жизнь проводил с целью избежать ареста со стороны властей) и не выполнял какого-либо постоянного служения в общине Александра, как и в других общинах (а тем более служения предстоятельства).  

Помимо этого, в разбираемом фрагменте можно обнаружить намеки на очень тесные связи между общиной-адресатом и автором (и, естественно, его общиной); чего стоит приветствие Александра антиохийским христианам по случаю поставления ими нового епископа Асклепиада, что Александр явно со своей стороны всячески одобряет. Такое приветствие и одобрение нужно рассматривать, судя по всему, не просто как дань вежливости, а как официальное подтверждение со стороны одного епископа законности избрания и достоинств другого, новопоставленного. Письмо было, по всей видимости, субститутом личного присутствия Александра в Антиохии, так как он не смог по причине тюремного заключения принять участия в поставлении Асклепиада. Учитывая, что наиболее распространенной практикой среди сирийских Церквей при поставлении нового предстоятеля для той или иной общины региона, как пишет Евсевий[8], было активное участие в этом акте «соседних Церквей», то вполне логично допустить, что Александр в период написания рассматриваемого нами письма был епископом не одной из общин далекой Каппадокии, а уже епископом в Иерусалиме.[9]  

Дополнительным аргументом в пользу этого может служить следующее. В своей «Церковной истории» Евсевий приводит довольно подробный рассказ о том, как Александр несколько необычным оводит довольно подробный рассказ кже еще один момент. ом иерусанно, его общины) ведника или дидаскала.необычным способом стал во главе иерусалимских христиан. Александр совершал путешествие в Иерусалим, «чтобы помолиться и разузнать о тех местах». «Местные жители приняли его очень радушно и упрашивали не возвращаться домой, ссылаясь и на свое ночное видение, и на голос, отчетливо указавший на него наиболее ревностным братьям; им приснилось, что они вышли за городские ворота принять епископа, предназначенного Господом. Так они и сделали и с общего согласия соседних Церквей принудили его остаться».[10] Чуть раньше, однако, Евсевий говорит, что на самом деле видение было то ли Александру, то ли Наркиссу, тогдашнему иерусалимскому епископу. После рассказа Евсевий помещает, якобы в подтверждение вышесказанного об обстоятельствах избрания Александра иерусалимским предстоятелем, отрывок из письма последнего, где он указывает на то, что епископ Наркисс был еще жив в период епископства Александра, но уже не занимался делами управления по причине глубокой старости и немощи.  

Если в факте отстранения от дел престарелого епископа нет ничего необычного, то с оставлением одной епископской кафедры ради другой просто по желанию верующих все обстоит сложнее. Проблема же заключается в том, что с точки зрения древней церковной традиции предстоятель общины не мог оставлять самовольно своего служения в общине (14 Апостольское правило, идеи которого восходят, вероятно, ко времени не позднее 2-ой половины III века[11]), как и не мог быть произвольно смещен.[12] Такого произвольного оставления своей епископской кафедры, тем более, не мог совершить человек безупречной репутации, каковым зарекомендовал себя святой Александр. Можно предположить, что за довольно странным и местами нереалистичным рассказом Евсевия могли стоять события, о которых историк либо был просто плохо осведомлен (что маловероятно из-за временной близости события ко времени его фиксации в «Церковной истории»), либо хорошо знал, но всячески пытался завуалировать словами о видениях и откровениях.[13] Вероятно, уход епископа Александра из своей Церкви в одном из городов Каппадокии был связан с борьбой между различными группами верующих. Не исключено, что это было противостояние между иудействующими и антииудаистки настроенными христианами. Об усилении проиудаистких тенденций, правда для немного более позднего времени (середина III века — появление ереси елкезаитов), есть свидетельство у Оригена, которое приводит в своей «Истории» все тот же Евсевий.[14] На противостояние Алескандра и иудействующих намекает также посвящение Климентом Александрийским ему одного из своих сочинений под названием «Церквоное правило, или против иудействующих»[15], которое до нас не дошло. Очень вероятно, что с этими разногласиями в среде христиан примерно в тот же период связан и уход из иерусалимской Церкви ее епископа Наркисса, который в конце концов «не смог пренебречь гнусным злословием и... бежал от братии и провел много лет, скрываясь в неведомой пустыне».[16] Таким образом, получается, что епископ Александр, подобно епископу Наркиссу, мог быть просто изгнан из общины, взявшей верх иудействующими. А это, если возвратиться к вопросу о месте первого тюремного заключения, входит в противоречие с полными оптимизма утверждениями Александра по поводу того, что Климент «укрепил и увеличил Его Церковь», дает еще один аргумент в пользу предположения о том, что первое тюремное заключение святого Александра имело место в Иерусалиме.  

После изгнания из своей общины Александр пришел (может быть, даже вместе с возвратившимся Наркиссом) в знакомую ему иерусалимскую общину. Здесь он провел несколько лет, приняв на себя служение наставника для новокрещеных; затем в гонение Септимия Севера (193 — 211 годы правления; при этом гонения приходятся на вторую половину его царствования) или в правление Антонина Каракаллы (211 — 217 годы правления; хотя при нем и не было систематических преследований, но местные чиновники могли продолжать по инерции политику его предшественника[17]), Александр был арестован как церковнослужитель и подвергнут пыткам, однако, остался жив, и был в скором времени освобожден. Вероятно, после этого подвига он и был поставлен епископом в иерусалимской общине.[18]  

Продолжительное время в период предстоятельства святого Александра в иерусалимской Церкви совершал служение в качестве дидаскала и пресвитера великий Ориген (впрочем, есть данные, что Ориген был не иерусалимским, а кесарийским пресвитером). Во время гонения при императоре Деция (249 — 251 годы правления) «епископ Иерусалимский Александр предстал в Кесарии вновь перед правительственным судом и после вторичного славного исповедания изведал тюрьму, а был уже украшен честными сединами глубокой старости; его мужественная старость и честные седины внушали уважение. Он почил в тюрьме после своего прекрасного и славного исповедания перед судом правителя».[19]


[1] Вместе с тем нельзя исключить возможности его происхождения из Каппадокии, где он, по свидетельству Евсевия, был епископом первое время после окончания учебы (Церковная история VI, 11, 1-2).

[2] Церковная история VI, 14, 8-9.

[3] Там же VI, 11, 6.

[4] Там же VI, 8, 7; VI, 39, 2.

[5] Прот. Валентин Асмус, Е. А. Луковникова. Александр († 250/251), сщмч.// Православная энциклопедия, т. 1. - М., 2004. - С. 473-474. - http://www.pravenc.ru/text/64066.html

[6] То же; в вводной статье антологии «Отцы и учители Церкви III века» (М., 1996) говорится, что «вместе со своим учеником Александром, впоследствии епископом Иерусалимским, он (т.е. Климент - П.Л.) бежал в Каппадокию» (С. 22)

[7] Евсевий. Церковная история VI, 11, 6.

[8] Там же VI, 10.

[9] Тем более, что о близких отношениях иерусалимской христианской общины с антиохийской известно с самого начала существования последней (см. Деян 11:27 и далее; также см. Гал 2 и др.).

[10] Церковная история VI, 11, 2.

[11] См. Прот. В.Цыпин. Часть I. Источники права доникейской эпохи: "Правила Святых Апостолов"// Церковное право. М., 1994 - http://lib.eparhia-saratov.ru/books/22c/cipin/eccllaw/26.html

[12] См. 1 Клим 44.4-5 и подробный комментарий к нему, например, в: Н.Афанасьев. Церковь Духа Святого. Париж, 1971. С. 230-232. - http://www.krotov.info/libr_min/01_a/afa/nasyev_12.html 

[13] Последние, конечно, нельзя совсем исключить, но, на мой взгляд, видеть в них нужно не причину, а следствие произошедшего, как некое божественное средство для разрешения создавшегося не очень благоприятного положения дел в общине Александра.

[14] Церковная история VI, 38.

[15] Там же VI, 13, 3.

[16] Там же VI, 9, 6.

[17] См. В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Т. II. - М., 1994. - С. 106-113

[18] Евсевий. Церковная история VI, 38.

[19] Там же VI, 39, 2-3.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9