Взаимосвязь келейного правила и богослужения
События

Доклад игумена Герасима (Буняева), наместника Свято-Михайло-Афонского монастыря на региональном круглом столе «Практические аспекты принятия в монастырь. Келейное правило монашествующих» (Пятигорская и Черкесская епархия, Свято-Георгиевский женский монастырь г. Ессентуки, 12–13 марта 2020 года).

Бдите и молитесь, да не внидите в напасть (Мф. 26:41). Сие наставление преподал избранным ученикам своим Христос Спаситель в последнюю ночь жития Своего пред крестною смертью. Когда ученики вопрошали, как молиться, Господь отвечал им: Ты же когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно… А молясь, не говорите лишнего… Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах… и прочие слова молитвы Господней. (Мф. 6:6, 7, 9).

Совершив последнюю Вечерю на земле, Господь преподал ученикам своим и нам евхаристические молитвы: Примите, ядите… пийти от нея вси… Сие творите в Мое воспоминание (Мф. 26:26, 27; Лк. 22:19).

Первые молитвенные христианские собрания были сосредоточены на главном Таинстве Евхаристии, так заповедовал Господь. Но так как христианство зародилось в Иудее, то в первых богослужениях были заимствованы ветхозаветные тексты, основой которых являлись пророчества о Мессии. Таким образом складывалось и наше новозаветное богослужение, которое по сути своей подготавливает верующего к Божественной Трапезе, к Причастию. Со временем, в уставное богослужение вошли службы святым, а также уставы постовых и праздничных богослужений. Примерно к VII –VIII векам сформировался и наш Типикон, который по сути своей является монастырским уставом. Основной вклад в составление богослужебных текстов внесли богодухновенные отцы Феодор Студит, Савва Освященный, песнописцы Иоанн Дамаскин, Иосиф Песнописец, Иоанн Кукузель, Роман Сладкопевец и другие, а также составители текста Божественных литургий святители Иоанн Златоуст и Василий Великий.

Общепринятым суточным кругом является следующий порядок служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, но главным центром остается Евхаристия. Даже в дни Великого поста, когда не положено совершать полную Литургию, совершается Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, на которой верным дается возможность причащаться.

Первые отшельнические уставы были положены основателем монашеского образа жизни преподобным Антонием Великим, основателем общежительного устава преподобным Феодосием Великим (IV в.). Также преподобному Антонию Великому был преподан образ монашеского делания, который заключается в перемене занятий: молитва, труд, отдых, молитва.

Святому преподобному Пахомию Великому было видение Ангела, положившее основу иноческого келейного правила, которое включало в себя начальные молитвы по «Отче наш…» 50-й псалом, «Верую…», 100 молитв Иисусовых, «Достойно есть…». Правило предлагалось совершать двенадцать раз в сутки. Основателем афонского монашества является преподобный Петр Афонский, а учредителем общежития и афонских уставов преподобный Афанасий Афонский.

23 февраля (ст. с.) Церковь празднует память святого преподобного Александра, игумена обители Неусыпающих. В его житии упоминаются монашеские уставы для созданных им обителей, в которых служба не прекращалась в течение суток. Вся братия монастыря Неусыпающих была разделена на стражи для совершения служб, при этом главными оставались службы суточного круга.

Студийский устав предполагал каждую суточную службу совершать в свое время. Устав Иерусалимский объединял службы, но главным всегда оставалось Таинство Причастия.

Преподобный Иоанн Лествичник, авва Дорофей, преподобный Ефрем Сирин, проповедник покаяния, и прочие отцы показали образ монашеского жития на все времена.

В Положении «О монастырях и монашествующих» есть глава «О молитве и келейном правиле» (7.4.2). В ней, в частности, сказано: правило, исполняемое ежедневно и в одно время, «обращается в навык, в необходимую, естественную потребность», по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), и закладывает прочный фундамент, на котором строится духовная жизнь монашествующего. Благодаря постоянному правилу монах приобретает мирный дух, память о Боге, духовную ревность и внутреннее радование.

По словам того же святого, молитвенное правило есть собрание нескольких молитв…, приспособленное к известному обстоятельству и времени. Цель правила – доставить душе, недостающее количество молитвенных мыслей и чувств, притом, мыслей и чувств правильных, святых, истинно богоугодных. Такими мыслями и чувствами наполнены молитвы святых отцов. Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии.

Преподобный Исаак Сирин наставляет: «Многократно падай на лицо твое возле седалища твоего и усердствуй в молении, дабы и собеседование с Пи-санием примешивалось к молитве твоей. Тогда свет, который получишь ты, воссияет в тебе для наслаждения души твоей…»

Молитвенное правило, оно же и келейное в монастыре, включает в себя утренние, вечерние молитвы и, конечно, молитвы ко Святому Причастию. Это главная цель молитвенного правила – подготовить молящегося к Таинству Причастия.

Логично, что при совершении полного суточного круга, где прочитываются все кафизмы, дневные каноны, а также вычитываются евангельские чтения, положенные на день, в молитвенном правиле для инока, живущего в монастыре и участвующего в богослужениях, при подготовке к Таинству Причастия допустимо только чтение правила ко Причастию, так как общепринятые каноны, рекомендуемые для мирян, прочитываются ими как раз потому, что они не участвуют в ежедневных богослужениях. Например, канон покаянный взят из Октоиха 6 гласа, канон Богородицы из повечерия 8 гласа. Примером подготовки ко Святому Причащению может являться устав, применяющийся на Святой Горе Афон, где основой келейного правила являются поклоны с Исусовой молитвой. Кстати, в некоторых монастырях канон и молитвы ко Святому Причастию вычитываются соборно в храме, во время богослужения, на кафизмах.

Можно обратить внимание, что некоторые утренние молитвы из молитвослова взяты из последования полуношницы, а вечерние из последования повечерия. Другими словами, там, где в монастырях служба совершается каждый день, и если внутренний устав монастыря предполагает присутствие всей братии на службе, и там, где может быть общая подготовка ко Святому Таинству Причастия, в келейном правиле можно уделить большее внимание умному деланию.

Несомненно, если уставное богослужение, положенное с древних времен, является подготовительной молитвой к Таинству Причастия, то и келейное правило, взаимосвязанное с основным богослужением, способствует соборной молитве. Примером является келейное правило, которое в монастыре святого Павла на Святой Горе Афон начинается за полтора часа до утрени и является общим для всех живущих в обители.

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит… ища, кого поглотить (1 Петр. 5:8) – такими словами обращается к нам апостол. Монашеское житие, заповеданное нам, является идеальным шествием на пути спасения ко Христу. Мы имеем духовное сокровище – православное богослужение, правила и монастырские уставы святых отцов, нужно только со смирением и духовным рассуждением использовать это наследие. Аминь.

 

Сайт Монастырский вестник


Другие публикации на портале:

Еще 9