Выставка «Сохраненные святыни Москвы ушедшей» проходит в Третьяковской галерее
События

Большая часть, представленной на выставке, коллекции - это литургические предметы, которые обычно хранятся в алтаре и являются частью богослужебных действ: напрестольные евангелия, потир для святого причащения, вкладные напрестольные кресты, дискос, дарохранительница, звездицы, тарели и лжицы. Их дополняют живописные эмали в фигурных серебряных обрамлениях со стразами, когда-то бывшие частью украшения оклада напрестольного Евангелия. Также на витринах экспозиции можно увидеть 9 икон в серебряных позолоченных окладах. Одна из них - икона Богоматери Казанской, имеет шитую ризу с драгоценными рубинами и изумрудами в кастах. Две иконы — «Спас Смоленский» и «Святитель Николай Чудотворец» в чеканных ризах вложены внутрь специальных киотов-складней, которые должны были подчеркнуть благоговейное почитание святыни верующими, её важность и сакральность. Трудом специалистов по металлу были подготовлены к участию в выставке драгоценные оклады предметов церковного обихода. Так же художники-реставраторы произвели раскрытие древнерусской живописи. Памятники представлены в их первоначальном виде в драгоценных уборах, за исключением иконы Богоматери «Елеуса» из церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице, оклад которой был демонтирован и укреплен специалистами на отдельном щите. Это позволило сделать доступной очень ценную для исследователей и знатоков искусства подпись на нижнем поле иконы, открывающей имя мастера-иконописца автора произведения.

Все эти памятники церковного древнерусского искусства, столь разнообразные по составу, но объединенные общей судьбой — являются свидетелями и участниками горьких событий: разорения и уничтожения церквей, в первой половине прошлого столетия.

Полнота восприятия культурных ценностей невозможна без знания истории их происхождения. Для произведений древности, пребывавших в пространстве храма, особенно характерна внутренняя связь с общим образом церковного убранства. Поэтому каждый предмет соотнесен с историей архитектурного памятника в целом. В связи с этим этикетки к каждому предмету сопровождаются историческими справками, которые дают краткие сведения о церкви, в которой некогда находился сохраненный в музее памятник, а мультимедийная программа позволяет увидеть их облик, запечатленный на архивных фотографиях.

Впервые представлены результаты многолетних научных трудов куратора выставки, которые восстанавливают более целостно и подробно картину 17 разрушенных московских церквей, из которых происходят представленные святыни: Кремль — усыпальница великого князя Сергея Александровича; Белый город — церковь Тихона Амафунтского на Арбатской площади, церковь Бориса и Глеба там же, церковь Николая Чудотворца в Хлынове, церковь Николая Чудотворца в Гнездниках, церковь Вознесения в Варсонофьевском переулке, Алексеевский монастырь; Земляной город — церковь Грузинской Богоматери, что на Воронцовом поле, церковь архидиакона Стефана за Яузой (на Швивой горке), церковь Покрова в Левшине; Замоскворечье — церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой улице, церковь Иоакима и Анны на Якиманке; Территория между Садовым кольцом и границами города 1917 года — Скорбящинский монастырь, Симонов монастырь, церковь Успения на Апухтинке, церковь Неопалимой купины близ Девичьего поля, что в новой Конюшенной слободе; Подмосковье — церковь Успения в Витенево.

Выставку сопровождает научный каталог богато иллюстрированный изображениями, к которому смогут обратиться желающие. Систематизация предметов в нем произведена по признаку местоположения храмов, где находились святыни. Поэтому основой структурного построения издания стали исторические районы столицы.

Приятным дополнением для любителей древнерусского искусства станет первый зал одной из выставок в рамках проекта «Москва сквозь века», где представлены несколько икон и одно из первых деревянных объёмных изображений великомученика Георгия Победоносца, относящееся к периоду установления его покровителем и защитником святого града – «Третьего Рима». Так же, не менее интересна, икона второй половины XVII века работы Симона Ушакова, который стал основоположником нового понимания образа, создавая особенный внутренний свет лика, благодаря иной манере мастера и нетривиальному применению художественно-выразительных средств.

Источник: sedmitza.ru


Портал Богослов.ru приглашает Вас помочь в добром деле.

Старайся приобрести в тесных обстоятельствах благоволение свыше. Дай взаймы Богу милосердие. Никто не раскаивался из принесших что-либо Богу (свт. Григорий Богослов).

Поможем создать православную музыкальную студию http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75682 


Другие публикации на портале:

Еще 9