Феодорит Кирский (ок. 393-466) был одним из наиболее известных антиохийских богословов, защищавших Нестория в период с Эфесского собора 431 г. до Халкидонского собора 451 г. В то время как работы Феодора Мопсуэтского и Нестория сохранились сегодня только в переводах или фрагментах, множество сочинений Феодорита сохранилось главным образом на оригинальном греческом языке. Исследование его сочинений проливает свет на богословие этих соборов, развитие и завершение антиохийской христологии. Философские утверждения о природах Бога и человека побудили антиохийцев утверждать, что существует два субъекта в Воплощении: Само Слово и отличная от него личность человека. Эта христология не является христологией ипостасного единства Эфесского собора и Халкидона.
Оглавление
Предисловие
- 1. Пролегомены
В этой главе рассматривается эволюция христологии Феодорита, жизнь и труды Феодорита, его роль в развитии классической христологии, и сегодняшняя оценка христологии Феодорита в исторической науке. Представлен также краткий обзор глав книги.
- 2. Антиохийская традиция как унаследованная Феодоритом
В этой главе рассматривается антиохийская традиция, унаследованная Феодоритом. Непосредственным предшественником Феодорита в этой традиции были Диодор Тарсийский, который умер ок 390 г. после решительной борьбы с арианами и после оправдания человечества Христа против Аполлинария и Феодора Мопсуэтского. Они были людьми, которых защищал Феодорит в 438 г. против Кирилла и его сторонников. Хотя маловероятно, что Феодор был личным учителем Феодорита, его богословие без всякого сомнения исходит из богословия Феодора Мопсуэтского.
- 3. Ранняя Христология Феодорита
В этой главе рассматриваются ранние работы Феодорита. Они включают следующие труды: Graecarum Affectionum Curatio, Expositio Rectae Fidei, и Quaestiones et Responsiones ad Orthodoxos.
4. Две Природы (Physeis) в Одном Лице (Prosopon)
Эта глава посвящена рассмотрению двух работ De Sancta et Vivifica Trinitate и De Incarnatione Domini. Эти работы отмечают переход Феодорита от антиарианской и антиаполлинарианской полемики к антикирилловской полемике. В своей первоначальной форме, они должны быть датированы ранее 431 г., но настоящая форма De Incarnatione Domini свидетельствует о следах поспешного редактирования во время несторианских споров. Она представляет полнейшее систематическое представление раннего Феодорита, антиохийской Христологии. Ее редактирование во время горячих споров дает нам свидетельство того, каким образом Феодорит отвечал на кризис Эфесского собора.
- 4. Несторианский кризис
Эта глава рассматривает христологические концепции и термины, используемые Феодоритом в несторианских спорах и в движении, которое в конечном счете привело к зыбкому примирению с Кириллом в 432-435 гг. Исследование текстов показывает, что христология этого периода является именно такой, как она представлена в De Incarnatione Domini. Открытие этой работы и признание авторства Феодорита позволяет нам увидеть более ясно, как интерпретировались тексты 431-435 гг., что в свою очередь позволяет нам выявить некоторые противоречия ранних исследований работ Феодорита. Материалы, рассматриваемые в этой главе, включают Reprehensio XII Anathematismorum, завершенное ранее к 431 г. по просьбе Иоанна Антиохийского как опровержение со стороны антиохийцев третьего послания Кирилла Несторию вместе с рассмотрением его 12 анафематизмов или глав; Послания 150-79, которые связаны с несторианским кризисом и событиями после него; несколько посланий из Collectio Casinensis, латинской версией событий, связанных с Эфесом и Единым символом веры 432-433; а также несколько фрагментов Pentalogos, которые несомненно являются работами, написанными Феодоритом против собора сторонников Кирилла в Эфесе.
6. Зрелый Феодорит, 433-445
Эта глава начинается с очень краткого рассмотрения десяти проповедей Феодорита о Промысле. Затем в ней рассматриваются комментарии Феодорита на книгу пророка Исайи и Послания апостола Павла, наиболее важные тексты в отношении вопроса о христологии Феодорита.
7. Евтихианский кризис
Кирилл Александрийский умер в 444 г. и после него кафедру занял его племянник Диоскор. Его интриги с Евтихием и Хрисафием в Константинополе вскоре привели к вспышке евтихианского кризиса, созыву евтихианского собора 448 г. в Константинополе, так называемого Разбойничьего собора в Эфесе в следующем году, и, наконец, к Халкидонскому собору в 451 году. Эта глава исследует христологию Феодорита по работам этого периода. Во-первых, Эранист, опубликованный первоначально в 447 или 448 гг., затем «Есть Один Сын, Наш Господь Иисус Христос» 448 г., и довольно обширная коллекция писем Феодорита, написанных для того, чтобы защитить себя против обвинений противоположной стороны. Наконец, еще несколько фрагментов писем, написанных к Иоанну Эгейскому после Халкидона и сочинение Haereticarum Fabularum Compendium.
8. Заключение
Эта глава подводит итог дискуссии, рассмотренной в предшествующих главах и некоторые выводы. Христология Феодорита остается двух-субъектной до самого конца. Церковь обязана Феодориту Кирскому тем, что он настаивал на учении о реальном и истинном человечестве в Воплощении.
Приложение
Библиография
Индекс